Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 09:38, реферат
Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие, воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт, знания преподавателей преобразуются в качества ученика.
Рассмотрим педагогический процесс как систему, объединяющую отдельные процессы. В ней воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их осуществления. Общая система несводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были.
Введение
Педагогический процесс
Образовательная функция обучения
Развивающая функция обучения
Воспитательная функция обучения
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Педагогический процесс
Образовательная функция обучения
Развивающая функция обучения
Воспитательная функция обучения
Заключение
Список
литературы
Введение
Поскольку педагогика - наука о воспитании, то понятия «воспитательный процесс», «воспитательная система» отождествляются с понятиями «педагогический процесс», «педагогическая система». Выясним смысл понятия «педагогическая система», в которой осуществляется педагогический процесс. В наиболее общем виде педагогическая система - это единство составных компонентов, определяющих установленный порядок осуществления воспитания.
Педагогическая
система создается для
Рассмотрим
педагогический процесс как систему,
объединяющую отдельные процессы. В
ней воедино связаны процессы
формирования, развития, воспитания и
обучения вместе со всеми условиями,
формами и методами их осуществления.
Общая система несводима ни к
одной из своих подсистем, какими
бы большими и самостоятельными они
ни были.
Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельный, результативный.
Педагогический процесс
О том,
что латинское слово «
Рассмотрим педагогический процесс как систему. Первое, что бросается в глаза, - наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов, такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.
Структура (от лат. structura -- строение) - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Уже подчеркивалось, что понимание связей важнее всего, ибо, только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в. других динамических системах. Целесообразная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда (а иногда и со всеми ими). Объект - он же субъект. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.
Педагогический
процесс - внутренне связанная совокупность
многих процессов, суть которых состоит
в том, что социальный опыт превращается
в качества формируемого человека. Данный
процесс представляет собой не механическое
соединение процессов воспитания, обучения,
развития, а новое качественное образование,
подчиняющееся своим особым закономерностям.
Целостность, общность, единство - главные
характеристики педагогического процесса,
подчеркивающие подчинение всех составляющих
его процессов единой цели.
Характеристика педагогического процесса
Синонимом термина педагогический процесс является учебно-воспитательный процесс - совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану.
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития.
Охарактеризовать
отличия процессов обучения и
воспитания не столь просто, так
как в реальном педагогическом процессе,
прежде всего, бросается в глаза их общность:
процесс обучения осуществляет функцию
воспитания, а процесс воспитания невозможен
без обучения воспитуемых. Если сравнить
основные задачи процессов обучения и
воспитания, то в первую очередь надо отметить,
что оба они реализуют в единстве три основные
функции - образовательную, воспитательную
и развивающую. Но процесс обучения вносит
особый вклад в образовательную функцию,
а процесс воспитания - в воспитательную.
Оба процесса являются исходной основой
для осуществления развивающей функции
обучения. Расширяя тезис Л. С. Выготского
о том, что обучение идет впереди развития,
можно сказать, что развитие создает благоприятные
предпосылки для более успешного обучения
и воспитания на последующих этапах педагогического
процесса. Итак, обучение и воспитание
имеют определенные доминирующие функции
в формировании всесторонне развитой
личности.
В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором, стимулирующим активность школьников в учении.
Итак, оба
процесса одновременно влияют на сознание,
деятельность, отношения, волю и эмоции
личности и ведут ее к общему развитию.
Но первый из них преимущественно
влияет на интеллектуальную, а второй
на мотивационную и действенно-эмоциональную
сферы. Благодаря этому процесс воспитания
выступает в роли одного из стимулирующей-мотивационных
факторов, активно содействующих обучению.
Общие свойства и закономерности педагогического процесса
Цель
педагогического процесса охватывает
не только задачи образования и воспитания,
она непосредственно
Педагогический
процесс взаимно усиливает
Педагогический процесс создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания.
Психолого-педагогические исследования, проведенные советскими учеными Л. С. Выготским, л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым, Г. С. Костюком и многими другими; показали, что воспитание и обучение имеют решающую роль в развитии личности. Как принято говорить в психологии, обучение и воспитание идут впереди развития, они определяют его. Л. С. Выготский отмечал: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию... создает зону ближайшего развития ребенка, то есть вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития». Данная закономерная связь имеется и между обучением и воспитанием. Без обучения практически невозможно осуществлять воспитание, так как человек должен изучать определенные закономерности, знания, на которых основываются его действия в обществе. Вместе с тем нельзя хорошо поставить обучение, если ученики не воспитаны, не имеют позитивного отношения к учебе, не обладают долгом, ответственностью и пр.
Отсюда следует, что в целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия должны быть нацелены на получение высокого и всесторонне развивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер.
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие «функция» близко к понятию «задача обучения». Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.
Дидактика
выделяет три формы процесса обучения:
образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная функция обучения
Образовательная
функция состоит в том, что
процесс обучения направлен прежде
всего на формирование знаний, умений
и навыков, опыта творческой деятельности.
Знание в педагогике определяется как
понимание, сохранение в памяти и воспроизведение
фактов науки, понятий, правил, законов,
теорий. Усвоенные, интересованные знания,
согласно выводам ученых, характеризуются
полнотой, системностью, осознанностью
и действенностью. Это значит, что в процессе
обучения ученики получают необходимые
фундаментальные сведения по основам
наук и видам деятельности, представленные
в определенной системе, упорядоченные,
при условии, что учащиеся осознают объем
и структуру своих знаний и умений ими
оперировать в учебных и практических
ситуациях. Современная дидактика считает,
что знания обнаруживаются в умениях ученика
и что, следовательно, образование состоит
не столько в формировании «абстрактного»
знания, сколько в развитии умений использовать
его для получения новых знаний и решения
жизненных задач. Поэтому образовательная
функция обучения предполагает, что обучение
направлено наряду со знанием на формирование
умений и навыков, как общих, так и специальных.
Под умением надо понимать владение способом
деятельности, способность применять
знание. Это как бы знание в действии. Специальные
умения относятся к способам деятельности
в отдельных отраслях науки, учебного
предмета (например, работа с картой, лабораторная
научная работа). К общим умениям и навыкам
относятся владение устной и письменной
речью, информационными материалами, чтение,
работа с книгой, реферирование и пр.
Развивающая функция обучения
Анализ
образовательной функции
Развивающая
функция обучения обозначает то, что
в процессе обучения, усвоения знаний
происходит развитие обучаемого. Это
развитие происходит во всех направлениях:
развитие речи, мышления, сенсорной
и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой
и потребностно-мотивационной
Однако
психология и дидактика XX века утверждают,
что развивающая функция
Все это ведет к тому, что современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.
Информация о работе Воспитательная, образовательная, развивающие функции в педагогике