Воспитания межнационального общения в средних и высших учебных заведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в освещении такой важной в настоящее время темы как воспитание культуры межличностного общения.

Задача работы – сформировать принципы и основные понятия в области межличностого общения между людьми различных национальностей во время обучения в средних и высших учебных заведениях

Содержание

Введение 3
Понятия «толерантность», «культура межнационального общения» 5
Воспитание культуры межнационального общения в средней школе 8
Воспитание культуры межнационального общения в высшем образовании 13

3.1. Влияние этнического фактора на поведение студенчества 13

3.2. Воспитание толерантности в системе высшего образования 14

Заключение 20

Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

курсач по педагогике.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     Особая  роль в этом процессе принадлежит  системе образования. Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.

     В условиях многонационального региона одной из задач системы образования, является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально - исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов, проживающих в Северокавказском регионе. Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе. Эту работу необходимо начинать уже в начальной школе.

     Развитие  толерантности в образовании  должно происходить путем диалога сотрудничества обучающей и обучаемой сторон, гуманизации процесса образования.

     Необходимо  обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных и  естественнонаучных дисциплин поликультурной тематикой, а так же совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин.

     Воспитанию  толерантности может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности. Главным в решении этой проблемы можно считать, прежде всего:

  1. всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, как непременное условие интеграции в иные культуры;
  2. обучение студентов правам человека и миролюбию;
  3. формирование представлений о многообразии культур в России и мире;
  4. воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
  5. создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
  6. формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
  7. воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

     Компонентами поликультурного образовательного пространства выступают: ценностно-содержательный; личностно-ориентированный; операционно-деятельностный; регионально-интеграционный. Они отражают комплекс отношений:

     – к личности как высшей ценности в  педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизменению;

     – к педагогу как посреднику между  человеком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности;

     – к образованию, его содержанию как  культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;

     – к учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры.

     На  основе инвариантных общечеловеческих ценностей должны быть сформированы и поддержаны национальные и межнациональные ценности, парадигмы конвергенции и интеграции духовных ценностей, базовая культура личности, ее соответствие реалиям меняющегося мира.

     В открытом поликультурном образовательном  пространстве реализуется процесс, основная цель которого – создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии с этим в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации человека в интеркультурную образовательную среду посредством различных видов деятельности:

     1) активизирующей процессы самопознания, саморазвития, способствующей развитию  механизмов рефлексии; 

     2) направленной на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации);

     3) направленной на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера.

     В поликультурных образовательных учреждениях  должны пройти апробацию более гибкие, мягкие педагогические системы и операции обучения и развития, способствующие адаптации личности к культуре посредством образования. Особенными характеристиками педагогических технологий в ходе учебно-воспитательных операций поликультурного образования выступают: сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

     Заключение

     Поскольку мы живем в эпоху глобализации процессов, можно ожидать наступления  эры интегрированной культуры. Но чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как  данное и пытаться освоиться в “чужой” культуре, не теряя своей собственной.

     Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может  возникнуть  только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у студентов.

     В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

     Исторический  опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и доложен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

     Кроме того, эффективность педагогического  обеспечения поддержки и защиты студентов в мультикультурном образовании  зависит от разумных внедрений новых  педагогических технологий поликультурного  образования, а также соответствующего уровня позиции педагогов и родителей. Внедрение инновационных технологий в поликультурные образовательные учреждения с полиэтническим составом учащихся обеспечит каждой личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры; создаст условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечет студентов в глобальные процессы современности по усвоению национальных и общечеловеческих ценностей, основанных на принципах равенства и значимости культур.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список используемой литературы:

  1. Авксентьев В.А.,  Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь, 2001.
  2. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования. Выпуск 2. - М., 2000.
  3. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5.
  4. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал.  2005.  № 3.  С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе.// Педагогика.  2005.  № 5. 
  5. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту. 1974.
  6. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. Ставрополь. 2003.
  7. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. М., 1995.

Информация о работе Воспитания межнационального общения в средних и высших учебных заведениях