Воспитания межнационального общения в средних и высших учебных заведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в освещении такой важной в настоящее время темы как воспитание культуры межличностного общения.

Задача работы – сформировать принципы и основные понятия в области межличностого общения между людьми различных национальностей во время обучения в средних и высших учебных заведениях

Содержание

Введение 3
Понятия «толерантность», «культура межнационального общения» 5
Воспитание культуры межнационального общения в средней школе 8
Воспитание культуры межнационального общения в высшем образовании 13

3.1. Влияние этнического фактора на поведение студенчества 13

3.2. Воспитание толерантности в системе высшего образования 14

Заключение 20

Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

курсач по педагогике.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

    Содержание:

    Введение                                                                                                                        3

  1. Понятия «толерантность», «культура межнационального общения»                5
  2. Воспитание культуры межнационального общения в средней школе              8
  3. Воспитание культуры межнационального общения в высшем образовании  13

    3.1. Влияние этнического фактора на поведение студенчества                        13

         3.2. Воспитание толерантности в системе высшего образования                    14

    Заключение                                                                                                                  20

    Список  используемой литературы                                                                            22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Введение .

     Проблема  межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

     Острота межэтнических конфликтов в современной  России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.

     В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной системой.

     Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в регионе является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. Между тем, такой образ – это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества. В такие напряженные периоды истории, которые сейчас переживает Северный Кавказ, исключительно важное значение имеет объединение всех реалистически мыслящих людей в деле гармонизации межэтнических отношений, воспитании культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе.

     В данной курсовой были использованы источники российских ученых, рассматривающих проблему межнационального общения во всех сферах человеческой деятельности: социальной, внутриличностной, политической, образовательной, воспитательной и других.

     Цель  курсовой работы заключается в освещении такой важной в настоящее время темы как воспитание культуры межличностного общения.

     Задача  работы – сформировать принципы и  основные понятия в области межличностого  общения между людьми различных  национальностей во время обучения в средних и высших учебных заведениях 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятия «толерантность»,  «культура межнационального  общения».

     Термин  “коммуникация” появился в научной  литературе в начале 20-х годов  ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их воздействием на сознание индивида и массовое сознание, необходимостью изучения механизмов манипулирования личностью, массами, управления обществом, его культурой. Действительно, культура формирует личность членов общества, а ей культуре, обучаются, (ведь ее невозможно приобрести биологическим путем) посредством прямого и косвенного общения1.

     Общение – специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение – важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида2. В условиях общения осуществляется коммуникативный процесс, происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание.

     Общение – важный фактор социальной детерминации поведения индивида. В его процессе человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера, и сам подвергается воздействию со стороны последнего.

     Эффективность социальной коммуникации во многом зависит  от понимания. Обычно результативная сторона понимания выражается в двух аспектах: явление включается в смысловую структуру личности, и понятое соответствует целям коммуникации. Коммуникация не может рассматриваться просто как передача знаний, а всегда как взаимодействие сторон, преследуя определенные, часто различные цели. Понимание носит диалогический характер. “Умному намека достаточно”, - гласит народная мудрость. Но намека достаточно тому, кто уже обладает знанием смыслового целого. Понимание зависит от особенностей воспринимающего субъекта его целей, ориентации, контекста осмысления.

     С нашей точки зрения межкультурная  коммуникация подразумевает межличностное  общение представителей разных культур, а также культурные контакты. В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

     В настоящее время выделяются пять основных направлений взаимозависимости, взаимопроникновения культур, которые служат основой выработки глобального мышления для значимой и продуктивной совместной жизни сообществ людей:

     1. Развитие технологий;

     2. Глобализация экономики; 

     3. Интенсивные миграционные процессы;

     4. Мультикультурность;

     5. Распад нации – государства3.

     Совокупность  этих направлений развития создает  основу для осознания решающей роли владения компетенцией межкультурного общения в условиях жизни во взаимозависимом мире, когда человек должен демонстрировать “терпимость к культурным различиям и взаимоуважение культур как признак цивилизованного общения на кросснациональном уровне”4.

     Главенствующее  положение  в межкультурной коммуникации занимает культура межнационального общения представителей различных этнонациональных общностей, где определяющим фактором является этническая толерантность личности.

     Этническая  толерантность понимается как сложное  установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

     Этническая  толерантность личности проявляется  в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем  не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления – этнической вариативности личности. 

     2. Воспитание культуры общения в среднем  образовании.

     Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да   в обществе  в  целом.  Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу,  что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те  понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

     Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам обучения,  которые создают  оптимальные  условия  для  формирования  у обучающихся   культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор  боязни  неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ  выживания  человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

        На  сегодняшний  день  возникает  необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения.

       Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна  сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие  между 20 — 30 детьми, пришедшими  из  разных икросоциумов,  с  разным  жизненным опытом   и   с   несформированностью   коммуникативной   деятельности.   Для плодотворного  обучения  в  классе  необходимо  свести  эти  противоречия в процессе   взаимодействия   к   некой   общей   основе.            Ненасильственное, уважительное  отношение,  гармонизация  отношений   в   классе,   воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

     Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

     К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

     Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

     В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы.

     Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности.

  1. Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе.

Информация о работе Воспитания межнационального общения в средних и высших учебных заведениях