Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:57, научная работа
Цель: привитие обучающейся молодёжи интереса к поэзии через пропагандирование творчества костанайских поэтов и привлечение учащихся к исследовательской работе, которая предполагает решение следующих задач:
Поиск и систематизация имеющегося информационно- литературного материала о жизни и творчестве В.А. Шалабаева.
Проанализировать тематику сборника «Дорогами жизни».
Определить средства и приёмы художественной изобразительности, способствующие раскрытию своеобразия поэзии В.А. Шалабаева.
1. Введение. 1
2. Глава 1. Аналитический обзор литературных источников по теме исследования. 2
3. Глава 2. Анализ поэзии В. Шалабаева на основе сборника
«Дорогами жизни».
§1.Характеристика произведений. 3
§ 2. Тема патриотизма- главная тема его поэзии. 3
§ 3. Средства художественной выразительности в произведениях
В.А. Шалабаева. 5
4. Заключение. 9
5.Приложение. 10
6. Использованная литература.
Исследования
по данной проблеме могут быть продолжены
в следующем направление «
Литературно- музыкальная гостиная.
Цели:
-формирование у учащихся школы патриотического самосознания;
- воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее прошлому.
Участники мероприятия: учащиеся колледжа.
Место проведения: актовый зал колледжа.
Оформление зала: портреты В.А. Шалабаева, сборник стихотворений «Дорогами жизни», цитаты из произведений
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, СД с презентацией «Жизнь поэта» .
Ход мероприятия:
Ведущий 1
В.Е. Шалабаев родился в 1934г.в селе Криволугское под г.Ялуторовск в Западной Сибири. Путь педагога начал после окончания института в Тюменской средней школе. В 1960 году по настоянию отца переехал в Кустанайскую область. Работал учителем в Весёлоподольской школе, директором Комсомольской семилетней школы. С 1972 года – директор Ленинградской восьмилетней школы. В 1972-1974 годы эта школа была удостоена звания «Школа образцового состояния». С 1974-1980 годы- директор общеобразовательной Докучаевской средней школы. Об учителе, новаторе В.А. Шалабаеве можно рассказывать много. Для него было важно, чтобы его ученики стали настоящими гражданами-патриотами.
Чтец 1( муз.«Монолог»)
Пусть с иными мне не быть на севе,
Золотую
ниву
не косить.
Я учитель, мне другое сеять,
Мне иное «Золото» растить.
Научить
не хлебом
Жить единым,
Чтоб за всё
болела
голова.
И к мальчонке,
Завтра
гражданину,
золотые
Я ищу слова…
Ведущий 2
Путь В.А. Шалабаева был тернистым, но где бы он ни работал , оставлял о себе добрую память и хорошие воспоминания.
-«Я Учитель, мне другое сеять»,- главное кредо Шалабаева- педагога. Он был активным участником Всемирного движения педагогов «Педагоги за мир и взаимопонимание», возглавлял единственный в республике филиал этого движения. ( С.Мачнёва)
Ведущий 3
Поэт искренне болел за свою Родину, он неоднократно говорил о том, что человечество ждут две беды – это экологическая и ядерная катастрофы, которые уничтожат все живое на планете, пытался донести до читателя всю широту своего патриотизма. Остро чувствовал свою гражданскую ответственность за все, что происходило вокруг, пытался что-либо изменить, сделать лучше. Конечно, все его переживания отражались в поэзии.
Чтец 2(муз.)
Глас истории, глас нестойкий,
Так мучителен, когда подчас,
Чистых глаз сквозные биотоки,
Что ренген, просвечивают нас.
Вот стоишь один за всё в ответе,
За крестьян, доносы, за войну.
Надо веры не стереть при этом
В странно-легендарную страну.
Почему пошли не той стезёю,
Партия «великая» к чему?
И, как после горестного боя,
С укоризной: тыща «почему?
И стою, один на белом свете,
Всю, взвалив за прошлое вину.
Да пытаюсь подпереть при этом
Дорогую всё-таки страну.
Ведущий 1
Страстный
патриот своей родины, сын своего
народа он был подлинным
Это своеобразный отчет о прожитом, настоящем, размышления о жизни. В его произведениях отражаются жизненный опыт, дух времени, гражданственность. Как человек и поэт, Шалабаев всегда проявлял интерес к
собственным корням, национальной культуре, а в отношениях между людьми высоко ценил дружбу.
Инсценировка рассказа- были «Анна Михайловна»
Ведущий 2
В его поэзии слились воедино лучшие черты казахского и русского менталитета. Потрясает, как рядом, слившись воедино, живут такие образы, как «заброшенный аул», «тулпары- буцефалы», «малахай», аульный жар гостеприимства» и «сивки- бурки», «сказочная Русь», «печь русская», «дзинкает роса», «как с иконы снятая», «брови соболиные» - эпитеты, раскрывающие истинное настроение, передаваемое словами настоящего патриота. Слово- свидетель Времени, связей.
Чтец 3( муз. Шуберт)
Ах, Зауралье- белые озёра,
Не за Уралом, а рукой подать!
Мне те края со светлым русским взором
Так загорелось снова повидать.
Меня ж тогда
учило
Белозёрье
Ценить добро,
и не предаваться злу
И бескорыстно
источало зори,
Как подобало русскому селу…
Да, Белозерье- белые озера,
Не за горами,
а рукой подать.
И я, казах, смотрю
сыновьим взором
На ту российскую,
на неизбывную ту
Благодать.
Ведущий 3
Не забывал
и о другой родине, с её степями,
ветрами и непременным
Чтец 4( муз. «Хазиф»)
Как знак осеннего поверья,
Что на безудержном ветру,
Для всех с открытой настежь
Стояла юрта на юру.
Под стать сказанию и диву,
Парят над нею облака.
Но что её так пригвоздило,
Ведь вся, как облако, легка.
Пофилософствовать уместно
От небывалой красоты:
Пожалуй,
Нету совершенства,
Как совершенство красоты.
Ведущий 3
Именем этого человека – наполовину русским, наполовину казахским, было, наверное, предначертано воспитывать и нести евразийскую культуру.
(Просмотр видеофильма).
Чтец 5
Мои стихи-
Пока пусть островок,
Затерянный
в безбрежном океане.
О путник! Чую жар твоих желаний-
Нужней маяк!
на нынче и на прок!
Туманным днём,
Друзей лаская взор,
Как белый парус над морской
лазурью,
Звезду свою, я верю,
образую,
В укор неверью,
Использованная литература.
( «Чистый родник») 2008 г.-январь-№6
Костанайский
социально- технический колледж
Научно-исследовательская
работа
Тема :
«Воспитание высоких
патриотических чувств
на примере поэзии
В.А. Шалабаева»
Научный руководитель: Морданова С.М
г. Костанай,
2010 год.
Отчёт
Цель
данной исследовательской работы : приобщить
молодёжь к поэзии костанайских поэтов.
Для достижения результатов исследования
был собран и систематизирован
материал по творчеству В.А. Шалабаева,
определена тематика произведений.
В ходе анализа стихотворений сформированы
представления о гражданской позиции
поэта, определены средства и приёмы художественной
выразительности, воссоздающие характер
патриота своей страны, сформировано представление
своеобразия поэзии. Материал, подготовленный
в процессе исследований, имеет практическую
ценность: составлен сценарий литературно-
музыкальной композиции.
Информация о работе Воспитание высоких патриотических чувств на примере поэзии В.Е. Шалабаева