Воспитание высоких патриотических чувств на примере поэзии В.Е. Шалабаева

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:57, научная работа

Описание работы

Цель: привитие обучающейся молодёжи интереса к поэзии через пропагандирование творчества костанайских поэтов и привлечение учащихся к исследовательской работе, которая предполагает решение следующих задач:
Поиск и систематизация имеющегося информационно- литературного материала о жизни и творчестве В.А. Шалабаева.
Проанализировать тематику сборника «Дорогами жизни».
Определить средства и приёмы художественной изобразительности, способствующие раскрытию своеобразия поэзии В.А. Шалабаева.

Содержание

1. Введение. 1
2. Глава 1. Аналитический обзор литературных источников по теме исследования. 2
3. Глава 2. Анализ поэзии В. Шалабаева на основе сборника
«Дорогами жизни».
§1.Характеристика произведений. 3
§ 2. Тема патриотизма- главная тема его поэзии. 3
§ 3. Средства художественной выразительности в произведениях
В.А. Шалабаева. 5
4. Заключение. 9
5.Приложение. 10
6. Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

шалабаев.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

         И к мальчонке,

                                                                                            

                              завтра-

                                                   Гражданину,

 Золотые

                             я ищу

                                                          слова.[6] 

     Боль  и радость маленького человека, боль и радость  целой страны, огромного  мира  воспринимал как своё собственное состояние души.

   «Я учитель, мне другое сеять »,- главное кредо Шалабаева-педагога. [1] 

     Благодарные ученики запомнили  его уроки  литературы, истории на всю жизнь, его уроки - театр одного актёра, откровения детей, эталон педагогического мастерства, особый мир, влюбленных в литературу детей.

В крутое седло.

Как встарь

исповедовать:

Не брать

- отдавать,

Ещё раз

последовать-

Последнее- дать! 

Не будь Шалабаев  преподавателем, только лишь поэтом, о нем все равно говорили бы. Его поэзия - словно брызги летнего дождя, словно радуга семицветная,  будоражит, радует, наполняя сердце теплыми и светлыми ощущениями.

     Стихи- свидетели его души. Поэт: он умел любить, учить, воспитывать словом.

§ 3. Средства художественной выразительности в произведениях В.А. Шалабаева.

        

  Анализируя стихотворения Василия Амельяновича, читатели услышат клокочущий пульс Поэта, честно и искренне говорившего о  времени, о себе, обо всем, что его волновало; и принципы, которые он провозглашал всю свою жизнь и жил по ним, будут поняты и оценены современниками.

 Не кричи, моё сердце,

                не каркай,

               Что сокровищ твоих не берёг,

                        Не щепоткой бросал, а черпалкой.

                                                 Безоглядно  
                                                                 и впрок, и не впрок.

 Пронзительные  строки - антитеза «Не щепоткой  бросал, а черпалкой», точно подмечает  душевное состояние поэта, представление   об открытости души поэта, объяснимое его самоотверженностью  отечеству.

     Родина. Телькара, так  называют казахи вскормленного  двумя матерями малыша. Казахстан  и Россия – две матери, взрастившие его, в  описании пейзажа автор использует фразеологизм, позволяющий почувствовать гражданский патриотизм и действительно «сыновью любовь», и лексические эпитеты, показывающие гражданскую позицию поэта.

                                                                                                            

…. Да, Белозерье- белые озера,

       не за горами,

                                                 а рукой подать.( фразеологизм)

И я, казах, смотрю

                         сыновьим взором

На ту российскую ту,

                        на неизбывную ту

                                                                          благодать.

     В его поэзии слились воедино лучшие черты казахской  и русской культуры. Потрясает, как рядом, слившись воедино, живут такие образы, как «заброшенный аул», «тулпары- буцефалы», «малахай», аульный жар гостеприимства»  и «сивки- бурки», «сказочная Русь», «печь русская», «дзинкает роса», «как с иконы снятая», «брови соболиные»  - эпитеты,  раскрывающие истинное настроение, передаваемое словами настоящего патриота. Слово- свидетель Времени, связей. [6] 

     Во  время  становления суверенного Казахстана В.А. Шалабаева  в 1991 избрали году депутатом Верховного Совета КазССР, реорганизованного в Парламент РК перед выборами. Осознавая  огромную ответственность перед избирателями, поэт писал:

Мир кружится,

                            рушится,

     Бесчинствует зло:

 Взметни  меня,

                                  мужество.

Метафора (… взметни меня, мужество) раскрывает  патриотические чувства поэта, силу непоколебимости его отношений к родине и заставляет задуматься не только о роли в своей жизни, но и судьбе народа. 

Если  говорить о стихосложении, то это скорее всего свободный , белый стих, в котором есть и кольцевая рифма. 

Хороший след- начало тропы.

                                          Кому-то по весне ходить!

          Хочу одной судьбы оставить  след.

   Оставить след- не наследить!

     Антитеза, выраженная неопределенной формой глагола, позволяющая отметить проявления   нравственных качеств  человека,  что  в сопоставлении  с реальностью  является  редчайшим фактом, впоследствии заставляет читателя задуматься над  совершёнными поступками  как гражданина своей страны.

     В данных контекстах, как практически  и во всех своих произведениях  Василий Амельянович использует обращение к абстрактным чувствам.

***

                                               Вдруг

Не встречусь  ни с кем,

                                                Если

                                                Други- товарищи

                                                 Не зашли,

Обошли-

Это значит, пожарище

                                                Мне в душе

разожгли,

                                                 Это значит,

   непрошено

Свой  покой истребя,

    Я аулом заброшенным

                                                         ощущаю себя… 

     Порой со своим читателем поэт ведёт монолог, «театр одного актёра», нередко затрагивая высоким слогом  самые глобальные проблемы человечества- уважения  к окружающим,  основанного на глубоком чувстве патриотизма человека, родиной которого являлись, как ни странно, две страны. Традицией в творчестве стало использование в лексике  произведения  «яркого» средства художественной выразительности- олицетворения, выраженного глаголом как формой действия.

     Колокольчики снова звенят,

                                           Соловьиная трель на душе.

             Снова пламенем что ли объят?

     … Ничего и не смыслю уже…

     Рисуя красоты родного края, В. А. Шалабаев  вводит в текст сравнение, для более образного выражения мысли, в которой скрыт магический смысл, так как судно (корабль)  является в данном контексте символом стойкости, целеустремленности,  мужества.

     Хотя  живёт она открыто,

     Ей  ураганы не страшны,

                                              Стоит , как судно

     в час отплытья

     И паруса напряжены… 

      Восхищает поэта и  великолепие природы  Кокшетау».Появляется желание посетить этот удивительный край, красота которого  передаётся посредством звуков ( ассонанс)

О Кокше  мой. Пленительный

                                    край!

                                           Красоте

позавидует

                 рай. 
 

       Здесь гремели бессмертьем маня,

                                           Легендарных сынов имена

                                                                                                                     

Ни почёта, ни славы- ищу,

      Лишь родною признали меня. 

Именем  этого человека – наполовину русским, наполовину казахским, было, наверное, предначертано воспитывать и нести евразийскую культуру.

Такие стихи  учат высоким чувствам, их не просто нужно, их необходимо читать. [5]   

Выводы  по второй главе:

  1. Проанализированные  произведения, входящие в гражданственную лирику, свидетельствуют о необходимости их изучения  с целью формирования  гражданской позиции молодого поколения.
  2. 2. Определены основные средства и приемы художественной   выразительности,    позволяющие сделать вывод о многообразии использованных средств, создающих общую картину тематики поэзии В.А. Шалабаева.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   «Василий  Амельянович рассказывал о том, что его волнует тема патриотизма. Он  рассуждал о важности знания рода, из которого происходишь. Необходимо помнить о своих предках и крае. В тот момент я подумала, что еще не встречала человека, который умел так интересно рассказывать о корнях казахского народа»,- вспоминает работник ГУ «Управление по информатизации и стандартизации по Костанайской области» Боптан Казбековна.

   Несколько иначе,  нисколько не умаляя заслуги, говорит  о нём журналист газеты «Костанайские новости » Л. Фефелова: «Он жил честно и достойно как настоящий человек». [9] 

   «Именем этого человека – наполовину русским, наполовину казахским, было, наверное, предначертано воспитывать и нести евразийскую культуру»,- сказала в своем выступлении директор Костанайского педагогического колледжа Р.Ч. Бектурганова. [5] 

     Единственная книга  «Дорогами  жизни» является своеобразным отчетом о прожитом, настоящем, размышления о жизни. В его произведениях отражаются жизненный опыт, дух времени, гражданственность. Как человек и поэт Шалабаев всегда проявлял интерес к собственным корням, национальной культуре, а в отношениях между людьми высоко ценил дружбу. К сожалению, литературный путь  подытожен лишь одним сборником. [12] 

   Определенные  трудности вызвал и  недостаток  критических статей в плане литературоведения  творчества В.А. Шалабаева. Во всех публикациях  поэта  мы видим в контексте  учителя, депутата, спортсмена -  патриота своей страны, но очень мало работ исследовательского характера, раскрывающего В.А. Шалабаева  как поэта.

   В научно- исследовательской работе представлен  материал  биографического характера, систематизированы знания о личности поэта, сформировано своеобразие поэзии, проанализированы основные и характерные средства и приёмы изобразительности для воссоздания характера патриота своей страны.

   Материал, подготовленный в процессе исследований, имеет практическую ценность: составлен сценарий литературно- музыкальной композиции.

   Таким образом, по представленным материалам можно сделать вывод: тема, выбранная  для исследования, актуальна – у молодёжи необходимо воспитывать высокие патриотические чувства посредством поэзии, привлекая учащихся заниматься исследованиями.

Информация о работе Воспитание высоких патриотических чувств на примере поэзии В.Е. Шалабаева