Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:57, научная работа
Цель: привитие обучающейся молодёжи интереса к поэзии через пропагандирование творчества костанайских поэтов и привлечение учащихся к исследовательской работе, которая предполагает решение следующих задач:
Поиск и систематизация имеющегося информационно- литературного материала о жизни и творчестве В.А. Шалабаева.
Проанализировать тематику сборника «Дорогами жизни».
Определить средства и приёмы художественной изобразительности, способствующие раскрытию своеобразия поэзии В.А. Шалабаева.
1. Введение. 1
2. Глава 1. Аналитический обзор литературных источников по теме исследования. 2
3. Глава 2. Анализ поэзии В. Шалабаева на основе сборника
«Дорогами жизни».
§1.Характеристика произведений. 3
§ 2. Тема патриотизма- главная тема его поэзии. 3
§ 3. Средства художественной выразительности в произведениях
В.А. Шалабаева. 5
4. Заключение. 9
5.Приложение. 10
6. Использованная литература.
И к мальчонке,
завтра-
Золотые
я ищу
Боль и радость маленького человека, боль и радость целой страны, огромного мира воспринимал как своё собственное состояние души.
«Я учитель, мне другое сеять »,- главное кредо Шалабаева-педагога. [1]
Благодарные ученики запомнили его уроки литературы, истории на всю жизнь, его уроки - театр одного актёра, откровения детей, эталон педагогического мастерства, особый мир, влюбленных в литературу детей.
В крутое седло.
Как встарь
исповедовать:
Не брать
- отдавать,
Ещё раз
последовать-
Последнее-
дать!
Не будь Шалабаев преподавателем, только лишь поэтом, о нем все равно говорили бы. Его поэзия - словно брызги летнего дождя, словно радуга семицветная, будоражит, радует, наполняя сердце теплыми и светлыми ощущениями.
Стихи- свидетели его души. Поэт: он умел любить, учить, воспитывать словом.
§ 3. Средства художественной выразительности в произведениях В.А. Шалабаева.
Анализируя стихотворения Василия Амельяновича, читатели услышат клокочущий пульс Поэта, честно и искренне говорившего о времени, о себе, обо всем, что его волновало; и принципы, которые он провозглашал всю свою жизнь и жил по ним, будут поняты и оценены современниками.
Не кричи, моё сердце,
не каркай,
Что сокровищ твоих не берёг,
Не щепоткой бросал, а черпалкой.
Пронзительные
строки - антитеза «Не щепоткой
бросал, а черпалкой», точно подмечает
душевное состояние поэта,
Родина. Телькара, так называют казахи вскормленного двумя матерями малыша. Казахстан и Россия – две матери, взрастившие его, в описании пейзажа автор использует фразеологизм, позволяющий почувствовать гражданский патриотизм и действительно «сыновью любовь», и лексические эпитеты, показывающие гражданскую позицию поэта.
…. Да, Белозерье- белые озера,
не за горами,
И я, казах, смотрю
сыновьим взором
На ту российскую ту,
на неизбывную ту
В его поэзии слились воедино лучшие черты казахской и русской культуры. Потрясает, как рядом, слившись воедино, живут такие образы, как «заброшенный аул», «тулпары- буцефалы», «малахай», аульный жар гостеприимства» и «сивки- бурки», «сказочная Русь», «печь русская», «дзинкает роса», «как с иконы снятая», «брови соболиные» - эпитеты, раскрывающие истинное настроение, передаваемое словами настоящего патриота. Слово- свидетель Времени, связей. [6]
Во время становления суверенного Казахстана В.А. Шалабаева в 1991 избрали году депутатом Верховного Совета КазССР, реорганизованного в Парламент РК перед выборами. Осознавая огромную ответственность перед избирателями, поэт писал:
Мир кружится,
рушится,
Бесчинствует зло:
Взметни меня,
Метафора
(… взметни меня, мужество) раскрывает
патриотические чувства поэта, силу непоколебимости
его отношений к родине и заставляет задуматься
не только о роли в своей жизни, но и судьбе
народа.
Если
говорить о стихосложении, то это скорее
всего свободный , белый стих, в котором
есть и кольцевая рифма.
Хороший след- начало тропы.
Хочу одной судьбы оставить след.
Оставить след- не наследить!
Антитеза, выраженная неопределенной формой глагола, позволяющая отметить проявления нравственных качеств человека, что в сопоставлении с реальностью является редчайшим фактом, впоследствии заставляет читателя задуматься над совершёнными поступками как гражданина своей страны.
В
данных контекстах, как практически
и во всех своих произведениях
Василий Амельянович использует
обращение к абстрактным
***
Не встречусь ни с кем,
Обошли-
Это значит, пожарище
разожгли,
Это значит,
непрошено
Свой покой истребя,
Я аулом заброшенным
Порой со своим читателем поэт ведёт монолог, «театр одного актёра», нередко затрагивая высоким слогом самые глобальные проблемы человечества- уважения к окружающим, основанного на глубоком чувстве патриотизма человека, родиной которого являлись, как ни странно, две страны. Традицией в творчестве стало использование в лексике произведения «яркого» средства художественной выразительности- олицетворения, выраженного глаголом как формой действия.
Колокольчики снова звенят,
Снова пламенем что ли объят?
… Ничего и не смыслю уже…
Рисуя красоты родного края, В. А. Шалабаев вводит в текст сравнение, для более образного выражения мысли, в которой скрыт магический смысл, так как судно (корабль) является в данном контексте символом стойкости, целеустремленности, мужества.
Хотя живёт она открыто,
Ей ураганы не страшны,
в час отплытья
И
паруса напряжены…
Восхищает поэта и великолепие природы Кокшетау».Появляется желание посетить этот удивительный край, красота которого передаётся посредством звуков ( ассонанс)
О Кокше мой. Пленительный
позавидует
рай.
Здесь гремели бессмертьем маня,
Легендарных сынов имена
Ни почёта, ни славы- ищу,
Лишь родною признали меня.
Именем этого человека – наполовину русским, наполовину казахским, было, наверное, предначертано воспитывать и нести евразийскую культуру.
Такие
стихи учат высоким чувствам, их
не просто нужно, их необходимо читать.
[5]
Выводы по второй главе:
Заключение
«Василий Амельянович рассказывал о том, что его волнует тема патриотизма. Он рассуждал о важности знания рода, из которого происходишь. Необходимо помнить о своих предках и крае. В тот момент я подумала, что еще не встречала человека, который умел так интересно рассказывать о корнях казахского народа»,- вспоминает работник ГУ «Управление по информатизации и стандартизации по Костанайской области» Боптан Казбековна.
Несколько иначе, нисколько не умаляя заслуги, говорит о нём журналист газеты «Костанайские новости » Л. Фефелова: «Он жил честно и достойно как настоящий человек». [9]
«Именем этого человека – наполовину русским, наполовину казахским, было, наверное, предначертано воспитывать и нести евразийскую культуру»,- сказала в своем выступлении директор Костанайского педагогического колледжа Р.Ч. Бектурганова. [5]
Единственная книга «Дорогами жизни» является своеобразным отчетом о прожитом, настоящем, размышления о жизни. В его произведениях отражаются жизненный опыт, дух времени, гражданственность. Как человек и поэт Шалабаев всегда проявлял интерес к собственным корням, национальной культуре, а в отношениях между людьми высоко ценил дружбу. К сожалению, литературный путь подытожен лишь одним сборником. [12]
Определенные трудности вызвал и недостаток критических статей в плане литературоведения творчества В.А. Шалабаева. Во всех публикациях поэта мы видим в контексте учителя, депутата, спортсмена - патриота своей страны, но очень мало работ исследовательского характера, раскрывающего В.А. Шалабаева как поэта.
В научно- исследовательской работе представлен материал биографического характера, систематизированы знания о личности поэта, сформировано своеобразие поэзии, проанализированы основные и характерные средства и приёмы изобразительности для воссоздания характера патриота своей страны.
Материал, подготовленный в процессе исследований, имеет практическую ценность: составлен сценарий литературно- музыкальной композиции.
Таким образом, по представленным материалам можно сделать вывод: тема, выбранная для исследования, актуальна – у молодёжи необходимо воспитывать высокие патриотические чувства посредством поэзии, привлекая учащихся заниматься исследованиями.
Информация о работе Воспитание высоких патриотических чувств на примере поэзии В.Е. Шалабаева