Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:25, реферат
Цель нашего исследования – проведение анализа процесса воспитания в современной школе.
Задачи: чтобы уяснить сущность процесса воспитания в современной школе важно не только раскрыть понятия воспитания, рассмотреть основные элементы как системы, но и проследить его направленность на развитие ребенка, а именно проанализировать такие основные виды воспитания как нравственное, трудовое, физическое, что и является задачами нашей работы.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Воспитание как система
1.Понятие воспитания………………………………………………….6
2.Методы и средства воспитания……………………………………...9
3.Воспитательный коллектив как основной элемент
системы воспитания………………………………………………………12
Глава 2. Формирование личности в рамках воспитательного процесса
2.1. Процесс воспитания: сущность, особенности, содержание………..15
2.2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьника…………...19
2.3. Физическое воспитание………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………...…23
Список используемых источников……………………………………….24
Структуру нравственного сознания составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, положительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компоненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания.
Нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Социальным аспектом содержания нравственного воспитания являются нормы и принципы морали, принятые в обществе. В развитых странах мира принята этика прав человека, современный гуманизм, приоритет личности. Поэтому современная система школьного воспитания нуждается в моральных нормах и придерживается принципов гуманизма, гуманистической морали [1, с. 53].
Формирование нравственного
сознания глубоко связано с формирование
Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в современной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций. Но поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности.
Таким образом, нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
2.3. Физическое воспитание
Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни. Прежде всего, физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли [9, с. 94].
Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д. Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремления к занятиям различными видами физкультуры и спорта.
В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диапазон применения физических упражнений (тренировки) исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д.
Таким образом, физическое воспитание личности школьника имеет приоритетное значение в процессе воспитания, так как здоровье человека является высшей ценностью, благом не только личности, но и всего общества в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитательный процесс
в современной школе имеет
большое значение. Выступая в качестве
сложной системы
Педагоги убеждены в необходимости использования в воспитании детей традиционных форм и способов построения деятельности и отношений, которые влияют на личность. Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили целенаправленный и системный характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания», так называемые системо-интегрирующие формы организации воспитательного процесса. Такие «крупные дозы воспитания» сочетаются с малыми формами воспитательной работы, направленными на проявление и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Во многих школах, наряду с деятельностью важным средством воспитания является общение. В объективе внимания педагогов находятся проблемы делового и неформального общения в детском коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его результативности.
Сегодня важно, чтобы государственные и общественные институты взяли курс на воспитание жизнеспособной личности, т.е. на формирование качеств, знаний, способностей, отношений, ценностей, которые позволили бы человеку, прежде всего молодому, самореализоваться в жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воспитательная работа в школе: пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2002. – 144 с.
2. Иванов А. В. Культурная среда современной школы // Педагогика. – 2006. – № 10. – С. 50 – 55.
3. Каганович А. А. Проблемы воспитания: размышления о прошлом и настоящем // Педагогика. – 2008. – № 7. – С. 47 – 50.
4. Крившенко Л. П. Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.
5. Наседкина Г. А. Воспитание в школе: каким ему быть // Педагогика. – 2007. – № 4. – С. 53 – 57.
6. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 576 с.
7. Столяренко, Л. Д. Педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.
8. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.
9. Шептенко, П. А. Классный руководитель в современной школе: учеб.-метод. пособие. – 2-ое изд. доп. и перераб. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 258 с.