Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:25, реферат
Цель нашего исследования – проведение анализа процесса воспитания в современной школе.
Задачи: чтобы уяснить сущность процесса воспитания в современной школе важно не только раскрыть понятия воспитания, рассмотреть основные элементы как системы, но и проследить его направленность на развитие ребенка, а именно проанализировать такие основные виды воспитания как нравственное, трудовое, физическое, что и является задачами нашей работы.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Воспитание как система
1.Понятие воспитания………………………………………………….6
2.Методы и средства воспитания……………………………………...9
3.Воспитательный коллектив как основной элемент
системы воспитания………………………………………………………12
Глава 2. Формирование личности в рамках воспитательного процесса
2.1. Процесс воспитания: сущность, особенности, содержание………..15
2.2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьника…………...19
2.3. Физическое воспитание………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………...…23
Список используемых источников……………………………………….24
Личность постоянно испытывает
влияние множества
От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кино фильм и пр.) может влиять извне деятельности педагога, без него.
Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также наглядные пособия, которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся
[8, с. 67].
Таким образом, заканчивая рассмотрение общих методов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности.
Слово коллектив происходит от латинского «colligo», что в переводе на русский означает «объединяю». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и личные [4, с. 251].
Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности. Например, два ученика активно участвуют в работе класса. В этом случае они находятся в деловых отношениях. В то же время у них может существовать близость интересов в спорте (любят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чтении книг, а также особая доверительность и откровенность в сфере дружеских отношений. Последняя область их связей и поведения существует параллельно с деловыми отношениями и, естественно, характеризует их личные отношения. Важно подчеркнуть, что главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися.
Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности. Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.
Воспитательный коллектив имеет определенную структуру. Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллективами. В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе. В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности. Эти органы и «лидеры» в ученических коллективах считаются формальными, или, иначе говоря, официально оформленными (избранными или назначенными). Кроме этих «формальных» структур, в коллективах существуют еще структуры «неформальные», которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть «малыми группами» и «неофициальными лидерами» [7, с. 49].
Следует также подчеркнуть, что коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
В наше время в школах распространено традиционное классное руководство, когда в каждом классе свой классный руководитель. Классный руководитель – член общешкольного и педагогического коллектива, который ведет свою работу в зависимости от педагогической стратегии школы. Классное руководство – это дополнительная функция школьного учителя, которую добровольно берет на себя учитель отдельного учебного предмета. Классное руководство является ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, – педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника. Поэтому классный руководитель ориентирован на общую цель воспитания, которую ставит школа как образовательное учреждение, а именно: формирование личности как субъекта жизни, достойной человека. Поэтому можно с уверенностью сказать, что классное руководство является структурным, важным звеном воспитательного коллектива, который в свою очередь является элементом системы воспитания в целом.
Таким образом, воспитательный коллектив является основным элементом системы воспитания, так как служит главным объединяющим фактором взаимодействия учеников и преподавателей, способствует повышению высокой активности всех учащихся в решении совместно поставленных задач, формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры их поведения.
ГЛАВА 2
ФОРМИРАВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Процесс воспитания: сущность, особенности, содержание
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности [4, с. 69].
Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Процесс воспитания – сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности систем любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый этап воспитательного процесса, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему и в то же время, будучи системным образованием, выступает в роли элемента более широких систем. Рассмотреть процесс воспитания в динамике – значит определить, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем. При анализе воспитательного процесса изучается не только процесс как таковой, но и все его подготавливающие этапы [8, с. 52].
В условиях современной школы процесс воспитания направлен на:
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности [9, с. 201].
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
1) реализм целей воспитания;
2) совместная деятельность детей и взрослых;
3) самоопределение;
4) личностная направленность воспитания;
5) добровольность;
6) коллективистская направленность.
Сегодня об уровнях воспитанности можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).
Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» критерии в педагогике используются сравнительно мало. Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие» облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества. Личность – целостное образование, и изучать ее необходимо в комплексе всех ее качеств и черт. Разработать критерии, которые охватывали бы все многообразие качеств личности (коллектива) в единстве, еще никому не удалось, это важная проблема для будущих поколений исследователей. Сегодня школьным воспитателям приходится пользоваться «усеченными» методиками [7, с. 311].
Таким образом, процесс воспитания в современной школе представляет собой сложное явление и сущность его состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело, стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. В этом состоит сущность процесса воспитания.
2.2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьника
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль служит регулятором поведения личности. Мораль – это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Общеизвестно, что школа, вузы – система образования страны должна выпускать не только людей научно образованных, развитых интеллектуально, здоровых физически, но и нравственно воспитанных.