Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:09, реферат
Воспитание должно соответствовать требованиям общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие ценности, при этом учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно.
Сущность воспитания. Понятия процесса воспитания.
Содержание воспитательной работы.
Принципы воспитания и условия их реализации.
Содержание
деятельности по эстетическому воспитанию
включает проведение экскурсий в
музеи, выставочные залы, бесед и
конференций по произведениям художественной
литературы; встреч за круглым столом;
коллекционирование записей лучших
исполнителей (солистов, хоровых и
оркестровых коллективов); создание
уголка живой природы и др.
Физическое
воспитание — педагогически организованный
процесс передачи от поколения к поколению
способов, знаний, необходимых для физического
совершенствования. Цель физического
воспитания — разностороннее развитие
личности человека, его физических качеств
и способностей, формирование двигательных
навыков и умений, укрепление здоровья.
Основные
средства физического воспитания —
физические упражнения, использование
естественных сил природы (солнечной
энергии, воздушной и водной среды
и т.п.), соблюдение правил гигиены (личной,
трудовой, бытовой и т.д.). Физические
упражнения разносторонне воздействуют
на развитие физических способностей.
Познание закономерностей их влияния
на организм и методика выполнения
дают возможность использовать физическую
культуру для достижения целей физического
воспитания. Осуществляется такое воспитание
по трем основным направлениям: общая
физическая, профессиональная физическая
и спортивная подготовка.
На развитие
теории физического воспитания большое
влияние оказали идеи Я. А. Коменского,
Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.
В России научные основы физического
воспитания были разработаны Н.И. Пироговым
и И.М. Сеченовым. Основоположником
научной системы физического
воспитания считают П. Ф. Лесгафта, который
ввел понятие «физическое
Содержание
деятельности по физическому воспитанию
включает утреннюю гимнастику, пребывание
на свежем воздухе, вечерние прогулки,
дни здоровья, занятия в различных
спортивных секциях, туристические
походы и пр.
Трудовое
воспитание. Его целью является формирование
системы научных знаний о современной
технике, технологии и организации производства,
общетрудовых умений и навыков, ответственного
отношения и психологической готовности
к труду, желания трудиться, уважения к
тем, кто работает.
Содержательную
основу трудового воспитания составляют
учебный труд (умственный и физический),
труд по самообслуживанию (в школе и дома),
общественно полезный (трудовая практика
во время каникул, работа в строительных
отрядах, лесничествах,) и производительный
труд (создание материальных ценностей).
Экономическое воспитание направлено
на приобретение воспитанниками доступного
им целостного понятия о производстве,
распределении, обмене и потреблении материальных
и духовных благ.
Основная
цель экономического воспитания —
формирование личности, способной ориентироваться
в рыночной среде и умеющей
осуществлять свою деятельность экономически
целесообразно.
Эта цель
достигается путем решения
На необходимость
экономического воспитания и образования
указывали К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий. Многие
авторы (А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин и
др.) связывали экономическое воспитание
с политехническим образованием.
Содержание
экономического воспитания предполагает
использование различных
Специальные
исследования по вопросам теории и
методики профориентации школьников проводились
педагогами и психологами (Е.А. Климовым,
П.П. Костенковым, А.Д. Сазоновым, В.Ф. Сахаровым,
С.Н. Чистяковой, Л.П. Крившен-ко и др.).
Система
профессиональной ориентации
включает в себя:
профессиональное
просвещение — сообщение
профессиональную
диагностику — изучение особенностей
высшей нервной деятельности человека,
состояния его здоровья, интересов
и мотивов, ценностных ориентации, установки
в выборе профессии;
профессиональную
консультацию — установление соответствия
между требованиями, предъявляемыми
к профессии, и индивидуально-
• профессиональный
отбор — осуществляют учреждения, принимающие
человека на работу;
• профессиональную адаптацию — процесс вхождения
человека
в профессиональную деятельность, приспособление
к системе производства, особенностям
специальности.
Принципы
воспитания — это основополагающие
идеи, ценностные основания, определяющие
содержание, организационные формы
и методы воспитательного процесса.
Они отражают уровень развития общества,
его требования к воспитанию личности,
стиль взаимодействия воспитателей
и воспитанников. Принципы практической
педагогической деятельности устанавливаются
сознательно. К ним предъявляются
определенные требования:
Рассмотрим
ведущие принципы воспитания.
Принцип
гуманистической
направленности воспитания. Работа
воспитателя с воспитуемыми должна строиться
на гуманной основе, в сочетании уважения,
чуткости, внимания, доброжелательности
педагога с разумной требовательностью
к воспитанникам.
Условия
для реализации данного принципа:
добровольность включения воспитуемых
в ту или иную деятельность, вера
воспитателя в каждого из них,
предупреждение негативных последствий
в процессе педагогического воздействия,
социальная защищенность воспитуемых,
учет их индивидуальных интересов и
предпочтений.
Правила
реализации данного принципа: опора
на активную позицию воспитуемого,
уважительное отношение к нему, доброта
воспитателя, умение защищать интересы
воспитанников, постоянный поиск оптимальных
вариантов решения актуальных задач,
формирование гуманных отношений в
любых объединениях.
Принцип
вариативности социального
воспитания. В современном обществе
вариативность социального воспитания
определяется многообразием потребностей
и интересов как личности, так и общества.
Условие
реализации данного принципа — создание
на различных уровнях (федеральном,
региональном, муниципальном и локальном)
многообразных видов и типов
воспитательных организаций, которые
бы позволили удовлетворить
Принцип
связи воспитания
с жизнью. Необходимо включать воспитанников
в ситуации, которые требуют волевого
усилия для приобретения социального
иммунитета, стрессо-устойчивости, рефлексивной
позиции. Нужно учить воспитанников противостоять
трудностям.
Условия
реализации принципа: включение воспитанников
в решение различных социальных
проблем, стимулирование самопознания
для определения собственной
позиции, оказание помощи воспитуемым
в анализе социальных проблем
и выборе решения в различных
сложных жизненно важных ситуациях.
Данный
принцип осуществляется при соблюдении
правил, раскрывающих его отдельные
стороны: разрешение проблем отношений
не за воспитуемых, а вместе с ними;
учет стремления к деятельности, что
способствует социализации личности;
приучение к ответственности
за принятые решения; включение воспитуемых
в полезный, необходимый (в том
числе и для других) труд; подготовка
человека к трудностям в жизни, которых
избежать нельзя, но можно преодолеть.
Принцип
опоры на положительное. Первое, что
необходимо сделать, начиная строить свои
взаимоотношения с воспитуемым, — это
найти его положительные стороны, опираясь
на которые можно добиваться устойчивых
успехов в воспитательной деятельности.
В человеке
положительные качества (любовь к
животным, природная доброта, отзывчивость,
щедрость и др.) легко уживаются
и мирно сосуществуют с отрицательными
(неумением держать слово, лживостью,
ленью и т.п.). Полностью «положительных»
или «отрицательных» личностей
не существует. Добиваться, чтобы в
человеке стало больше положительного
и меньше отрицательного, — задача
воспитания, направленного на облагораживание
личности.
Требования
принципа опоры на положительное
в воспитании просты: воспитатели
обязаны выявлять положительное
в человеке и, опираясь на хорошее, развивать
другие, недостаточно сформированные
или отрицательно сориентированные
качества, доводя их до необходимого уровня
и гармоничного сочетания.
Какие
правила нужно соблюдать при
реализации данного принципа? Сотрудничество,
терпение и заинтересованное
участие
воспитателя в судьбе воспитанников.
Не акцентировать внимание только на
промахах и недостатках в их поведении.
Важно, наоборот, выявлять, поддерживать
и развивать в них
Принцип
биологичности воспитания. Необходимо
преобразовать суперпозицию воспитателя
и подчиненную позицию воспитанника в
позиции сотрудничающих людей. Данное
преобразование связано с тем, что воспитатель
должен актуализировать, стимулировать
стремление воспитанников к саморазвитию,
создавать условия для самовоспитания.
Воспитателю
нужно сотрудничать с воспитанниками,
уметь изменять характер своего участия
в совместной деятельности в зависимости
от уровня развития воспитанников.
Принцип
ориентации на развитие
личности. Все воспитуемые разные: различаются
полом, темпераментом, накопленным опытом,
характером, индивидуальными чертами.
Поэтому в процессе воспитательной деятельности
воспитатель, изучает их возрастные, индивидуальные
особенности; определяет уровень сформированности
личностных качеств, ценностных ориентации,
мышления, мотивов, интересов, установок;
выявляет отношение к жизни, труду. На
основе этих знаний каждый воспитанник
включается в активную, полезную деятельность,
при этом воспитание сочетается с самовоспитанием
личности.
Если
воспитатель полагает, что он всегда
прав, не учитывает личностных черт
каждого воспитанника, совместная деятельность
с ним становится крайне сложной.
Формируя
определенные качества личности, необходимо
действовать на опережение, чтобы
вредные привычки не закрепились
в сознании. Повышая требования к
воспитаннику, воспитателю важно
соизмерять его возможности, чтобы
у него не появилось неверия в
свои силы и привычка недоделывать
заданное. Следует учитывать