Воспитание в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

Воспитание должно соответствовать требованиям общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие ценности, при этом учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно.

Содержание

Сущность воспитания. Понятия процесса воспитания.
Содержание воспитательной работы.
Принципы воспитания и условия их реализации.

Работа содержит 1 файл

к.р. по педагогика и психология.docx

— 47.12 Кб (Скачать)

Содержание  деятельности по эстетическому воспитанию включает проведение экскурсий в  музеи, выставочные залы, бесед и  конференций по произведениям художественной литературы; встреч за круглым столом; коллекционирование записей лучших исполнителей (солистов, хоровых и  оркестровых коллективов); создание уголка живой природы и др. 

Физическое  воспитание — педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов, знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания — разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. 

Основные  средства физического воспитания —  физические упражнения, использование  естественных сил природы (солнечной  энергии, воздушной и водной среды  и т.п.), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т.д.). Физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей. Познание закономерностей их влияния  на организм и методика выполнения дают возможность использовать физическую культуру для достижения целей физического  воспитания. Осуществляется такое воспитание по трем основным направлениям: общая  физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка. 

На развитие теории физического воспитания большое  влияние оказали идеи Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. В России научные основы физического  воспитания были разработаны Н.И. Пироговым  и И.М. Сеченовым. Основоположником научной системы физического  воспитания считают П. Ф. Лесгафта, который  ввел понятие «физическое образование». 

Содержание  деятельности по физическому воспитанию включает утреннюю гимнастику, пребывание на свежем воздухе, вечерние прогулки, дни здоровья, занятия в различных  спортивных секциях, туристические  походы и пр. 

Трудовое  воспитание. Его целью является формирование системы научных знаний о современной технике, технологии и организации производства, общетрудовых умений и навыков, ответственного отношения и психологической готовности к труду, желания трудиться, уважения к тем, кто работает. 

Содержательную  основу трудового воспитания составляют учебный труд (умственный и физический), труд по самообслуживанию (в школе и дома), общественно полезный (трудовая практика во время каникул, работа в строительных отрядах, лесничествах,) и производительный труд (создание материальных ценностей). Экономическое воспитание направлено на приобретение воспитанниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. 

Основная  цель экономического воспитания —  формирование личности, способной ориентироваться  в рыночной среде и умеющей  осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. 

Эта цель достигается путем решения комплекса  задач: формирования у воспитанников  потребностей в экономических знаниях  и экономической деятельности; усвоения основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности; приобретения навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирования I психологической готовности к возможным трудностям. 

На необходимость  экономического воспитания и образования указывали К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий. Многие авторы (А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин и др.) связывали экономическое воспитание с политехническим образованием. 

Содержание  экономического воспитания предполагает использование различных предметов  для освоения учащимися экономических  знаний; изучение специальных курсов по началам экономики как в  учебное, так и во вне учебное время («бизнес-клуб», «клуб менеджеров», «маркетинг-клуб» и т.д.); профессиональное обучение. Формы и методы экономического воспитания направлены на выработку потребностей и умений самостоятельно приобретать экономические [знания и использовать их в нестандартных ситуациях. Профессиональная ориентация — информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государства, общества и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении. 

Специальные исследования по вопросам теории и  методики профориентации школьников проводились  педагогами и психологами (Е.А. Климовым, П.П. Костенковым, А.Д. Сазоновым, В.Ф. Сахаровым, С.Н. Чистяковой, Л.П. Крившен-ко и др.). 

Система профессиональной ориентации включает в себя: 

профессиональное  просвещение — сообщение воспитанникам  определенных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех  или иных профессий; 

профессиональную  диагностику — изучение особенностей высшей нервной деятельности человека, состояния его здоровья, интересов  и мотивов, ценностных ориентации, установки  в выборе профессии; 

профессиональную  консультацию — установление соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности; 

• профессиональный отбор — осуществляют учреждения, принимающие человека на работу; 

• профессиональную адаптацию — процесс вхождения

человека  в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, особенностям специальности. 

 

    1. Принципы  воспитания и условия их реализации.
 

Принципы  воспитания — это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формы  и методы воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитанников. Принципы практической педагогической деятельности устанавливаются  сознательно. К ним предъявляются  определенные требования: 

  • обязательность. Принципы воспитания обязательны для  реализации на практике. Нарушение, игнорирование  принципов снижает эффективность  воспитательного процесса;
 
  • комплексность. Воспитательный процесс строится с  учетом не отдельных принципов, а  их совокупности;
 
  • равнозначность. Среди принципов воспитания нет  главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление  которых можно отложить.
 

Рассмотрим  ведущие принципы воспитания. 

Принцип гуманистической  направленности воспитания. Работа воспитателя с воспитуемыми должна строиться на гуманной основе, в сочетании уважения, чуткости, внимания, доброжелательности педагога с разумной требовательностью к воспитанникам. 

Условия для реализации данного принципа: добровольность включения воспитуемых  в ту или иную деятельность, вера воспитателя в каждого из них, предупреждение негативных последствий  в процессе педагогического воздействия, социальная защищенность воспитуемых, учет их индивидуальных интересов и  предпочтений. 

Правила реализации данного принципа: опора  на активную позицию воспитуемого, уважительное отношение к нему, доброта  воспитателя, умение защищать интересы воспитанников, постоянный поиск оптимальных  вариантов решения актуальных задач, формирование гуманных отношений в  любых объединениях. 

Принцип вариативности социального  воспитания. В современном обществе вариативность социального воспитания определяется многообразием потребностей и интересов как личности, так и общества. 

Условие реализации данного принципа — создание на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и локальном) многообразных видов и типов  воспитательных организаций, которые  бы позволили удовлетворить интересы и потребности личности и общества. 

Принцип связи воспитания с жизнью. Необходимо включать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессо-устойчивости, рефлексивной позиции. Нужно учить воспитанников противостоять трудностям. 

Условия реализации принципа: включение воспитанников  в решение различных социальных проблем, стимулирование самопознания для определения собственной  позиции, оказание помощи воспитуемым  в анализе социальных проблем  и выборе решения в различных  сложных жизненно важных ситуациях. 

Данный  принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих его отдельные  стороны: разрешение проблем отношений  не за воспитуемых, а вместе с ними; учет стремления к деятельности, что  способствует социализации личности; приучение к ответственности  за принятые решения; включение воспитуемых  в полезный, необходимый (в том  числе и для других) труд; подготовка человека к трудностям в жизни, которых  избежать нельзя, но можно преодолеть. 

Принцип опоры на положительное. Первое, что необходимо сделать, начиная строить свои взаимоотношения с воспитуемым, — это найти его положительные стороны, опираясь на которые можно добиваться устойчивых успехов в воспитательной деятельности. 

В человеке положительные качества (любовь к  животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) легко уживаются  и мирно сосуществуют с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Полностью «положительных»  или «отрицательных» личностей  не существует. Добиваться, чтобы в  человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживание  личности. 

Требования  принципа опоры на положительное  в воспитании просты: воспитатели  обязаны выявлять положительное  в человеке и, опираясь на хорошее, развивать  другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания. 

Какие правила нужно соблюдать при  реализации данного принципа? Сотрудничество, терпение и заинтересованное 

участие воспитателя в судьбе воспитанников. Не акцентировать внимание только на промахах и недостатках в их поведении. Важно, наоборот, выявлять, поддерживать и развивать в них положительные  стороны. Однако отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Создавать  спокойную, деловую обстановку, где  чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к  другу. Щедрость воспитателя на комплименты  авансирует будущие положительные  сдвиги, способствует преодолению неудач. 

Принцип биологичности воспитания. Необходимо преобразовать суперпозицию воспитателя и подчиненную позицию воспитанника в позиции сотрудничающих людей. Данное преобразование связано с тем, что воспитатель должен актуализировать, стимулировать стремление воспитанников к саморазвитию, создавать условия для самовоспитания. 

Воспитателю нужно сотрудничать с воспитанниками, уметь изменять характер своего участия  в совместной деятельности в зависимости  от уровня развития воспитанников. 

Принцип ориентации на развитие личности. Все воспитуемые разные: различаются полом, темпераментом, накопленным опытом, характером, индивидуальными чертами. Поэтому в процессе воспитательной деятельности воспитатель, изучает их возрастные, индивидуальные особенности; определяет уровень сформированности личностных качеств, ценностных ориентации, мышления, мотивов, интересов, установок; выявляет отношение к жизни, труду. На основе этих знаний каждый воспитанник включается в активную, полезную деятельность, при этом воспитание сочетается с самовоспитанием личности. 

Если  воспитатель полагает, что он всегда прав, не учитывает личностных черт каждого воспитанника, совместная деятельность с ним становится крайне сложной. 

Формируя  определенные качества личности, необходимо действовать на опережение, чтобы  вредные привычки не закрепились  в сознании. Повышая требования к  воспитаннику, воспитателю важно  соизмерять его возможности, чтобы  у него не появилось неверия в  свои силы и привычка недоделывать заданное. Следует учитывать индивидуальные особенности не только педагогически  запущенных воспитанников, но и благополучных, у которых могут быть неблаговидные  мысли, идеи, поступки. 

 

Информация о работе Воспитание в педагогике