Воспитание в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

Воспитание должно соответствовать требованиям общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие ценности, при этом учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно.

Содержание

Сущность воспитания. Понятия процесса воспитания.
Содержание воспитательной работы.
Принципы воспитания и условия их реализации.

Работа содержит 1 файл

к.р. по педагогика и психология.docx

— 47.12 Кб (Скачать)

Компонентами  гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной Власти, способности выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические, национальные и интернациональные чувства. 

Цель  гражданского воспитания — формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам. Критерием гражданской зрелости служит единство слова и дела. Гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека. 

Формирование  опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать  важнейшие человеческие ценности, лежащие  в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение  к обществу и самому себе — одно из основных направлений гражданского воспитания. 

Содержание  деятельности по гражданскому воспитанию включает изучение конституционных  и правовых норм поведения; воспитание в духе мира и ненасилия; формирование гражданского сознания как формы  общественного сознания, выражающей интересы общества и личности; культуры межнационального общения, правовых отношений; системы знаний и представлений  о достижениях нашей страны; опыта  гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовать  себя в обществе. 

Повышению эффективности гражданского воспитания способствует создание условий для  психологического настроя на восприятие идей гражданственности; признание  взаимных обязанностей граждан друг перед другом; умение жить вместе; осознание  необходимости умеренности в  своих требованиях, поведении, поступках, действиях, желаниях с учетом интересов  других; самоконтроль как условие  гражданского общения для сохранения мира, взаимопонимания, терпимости и  порядка в обществе. 

Патриотическое  воспитание. Его цель состоит в том, чтобы привить любовь к своей Родине, верно ей служить и защищать ее, сформировать бережное отношение к истории отечества, культурному наследию, обычаям и традициям своего народа и других стран. 

Содержание  деятельности по патриотическому воспитанию включает изучение Государственных  символов Российской Федерации (Герба, Флага, Гимна), символики других стран; расширение круга знаний, позволяющих  осознать и переосмыслить различные  стороны патриотизма (как любви  к своему Отечеству) и интернационализма (как сформированного дружественного отношения к другим людям, странам  и государствам). К патриотическому  воспитанию также относится изучение природы родного края, его исторического  прошлого; освоение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру других стран, традиции и обычаи их народов; изучение фактического материала о  воинской доблести и славе народов  нашей страны. 

Правовое  воспитание. Цель правового воспитания заключается в формировании правовой культуры и правового поведения, понимания требований правовых норм. Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Его часто рассматривают в рамках гражданского воспитания. Между ними много общего, но правовое воспитание ориентировано на осознанное восприятие законов, правовых норм и обязанностей. 

Правовая  норма — идеальная модель должного поведения человека в обществе. Взаимодействие права и воспитанника осуществляется в основном опосредованно, через  родителей и взрослых, участвующих  в воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок  находится под защитой закона: его особый статус закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948) и Конвенции  о правах ребенка (1989). В условиях семейного и школьного воспитания дети усваивают привычки правомерного поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, первичные навыки социальной деятельности. 

В России вопросам правового воспитания уделяли  внимание в своих трудах П.Ф. Каптерев («Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей», 1908), К.Н. Корнилов («Конституция республики учащихся», 1917), Н.Н. Иорданский («Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей», 1925) и др., вопросы правосознания  рассматривались П.П. Блонским, А.С. Макаренко. В 1970 г. Д.С. Яковлева предложила особую модель правового воспитания (приучение к строгому соблюдению основных прав и обязанностей граждан  не по принуждению, а по убеждению; воспитание чувства хозяина страны и другие составляющие), которая испытывала сопротивление среды и не могла быть реализована. 

Задачи  патриотического воспитания требуют  изменения подходов к его содержанию на основе признания Конвенции о  правах ребенка и разработки практических методик. Целесообразно организованная педагогическая деятельность в области  правового воспитания, формирующая  установки на уважение к закону, интерес к праву, осуществление  гражданского долга в правовой сфере, социально полезна, приемлема для  воспитанников. 

Содержание  деятельности по правовому воспитанию включает устранение обстоятельств, способствующих формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни  и воспитания); изучение среды, условий  жизни и воспитания учащихся, их времяпрепровождения; коррекцию личностной позиции воспитанника; работу с воспитанниками, уже совершившими преступление. 

Нравственное  воспитание. Это один из определяющих компонентов воспитательного процесса, предполагающий формирование умений и навыков, дающих возможность поступать с учетом общественных требований и норм поведения. 

В понимании  нравственного воспитания в истории  культуры сложилось четыре основных традиции: 

патерналистская (нравственное воспитание как почитание  старших); 

религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание  авторитета веры); 

просветительская (нравственное воспитание как результат  освоения научных знаний); 

коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма). 

Различают нравственные и правовые нормы поведения. Нравственные нормы побуждают человека к определенным поступкам и действиям. Они позволяют сравнительно самостоятельно выбирать порядок взаимоотношений  с обществом, коллективом, другими  людьми, тогда как правовые нормы  поведения — это точно определенные нормы поведения, зафиксированные  в законе. Нарушение нравственных норм сопровождается общественным осуждением, нарушение правовых норм влечет уголовное  наказание, ответственность перед  законом. 

Целью нравственного воспитания является воспитание человека ответственного, отдающего себе отчет в своих  поступках и в том, как они  отражаются на окружающих людях и  на обществе в целом, честного, совестливого, не способного на обман и воровство. 

Однако  нравственность не может быть усвоена  чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии и является законом самой личности. Нравственность не является обычной целью, которую  можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью  конкретных действий. Ее называют целью  целей, которая находится в основании  самой человеческой деятельности. Нравственное воспитание включает формирование терпимости, благородства, порядочности, гуманности; взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомо-1 щи и требовательности, заботы о старших и младших, I уважительного отношения к представителям противоположного пола; воспитание самодисциплины, способности к самоконтролю, самоуправлению, самопознанию и саморегуляции. Каждый человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведение. 

Содержание  деятельности по нравственному воспитанию предполагает организацию коллективной учебной и общественно полезной деятельности, где воспитанники поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и  поддержки, защиты младшего, слабого; анализ проблем добра и зла, гуманизма , подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости, что помогает глубже понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер. 

Экологическое воспитание. Его цель заключается в формировании у воспитанников ответственного отношения к окружающей среде; системы знаний о природе и гуманном, ответственном отношении к ней как к национальной и общечеловеческой ценности. Экологическое воспитание включает изучение природы конкретного района проживания с целью прогнозирования будущих изменений в случае нарушения экологической обстановки, а также формирование доброты по отношению ко всем субъектам природы через наслаждение окружающей средой (лозунг международной экологической общественности). 

Теоретические и прикладные аспекты нравственно-эстетического  воспитания средствами природы развивал В.А. Сухомлинский. Современный этап развития экологического воспитания строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. На основе данных принципов определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами; понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека. 

Реальное  значение в жизни воспитанника имеет  способность защищать природную  среду от загрязнения и разрушения. Важная роль здесь принадлежит умениям  трех видов. Первый вид связан с соблюдением  культуры личного поведения, второй направлен на предотвращение негативных последствий в природном окружении  в результате поступков других людей, третий связан с выполнением посильных  трудовых операций по ликвидации уже  возникшего нежелательного явления. 

Содержание  деятельности по экологическому воспитанию включает изучение природы, которая  окружает воспитанников; анализ ее экологического состояния; знакомство с проблемами экологических систем мира, страны, места проживания; изучение поведения  человека и его возможное (как  положительное, так и негативное) влияние на экологическую обстановку в масштабе конкретного региона  и мира в целом. 

Эстетическое  воспитание. Это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. 

Оно реализуется  и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. Эстетическое воспитание включает направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки. 

Цели  эстетического воспитания и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического  сознания; формирование творческих способностей в области художественной, духовной и физической культуры. 

Научное осмысление эстетического воспитания проходило сложный путь в различных  исторических условиях. Для России наиболее перспективна ориентация (опирающаяся  на концепции Ф. Шиллера, СМ. Эйзенштейна, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и  др.), определяющая процесс эстетического  воспитания на основе принципа духовного и материального, прекрасного и выразительного, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства. 

Эстетическое  воспитание направлено на раскрытие  эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и  деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном  творчестве, рефлексии, анализе). 

В современных  условиях среди приоритетных выделяются такие направления эстетического  воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание и образование, развитие литературных способностей и  т.д. 

Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство  как наиболее универсальное, концентрирующее  в образно-эмоциональной форме  интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей и самого человека. Обращение к искусству  как средству эстетического воспитания требует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, установки  на его восприятие, раскрытия специфики  авторского видения мира в произведениях  искусства, характера творческой индивидуальности. 

Особое  условие и средство эстетического  воспитания, модель межличностного контакта представляет эстетическое общение. Тактичная передача воспитателем его, эстетических вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания воспитанников. 

Показателем результативности эстетического воспитания выступает уровень развития эстетического  сознания воспитанников, их творческое отношение ко всему освоенному кругу  эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений. 

Информация о работе Воспитание в педагогике