Воспитание в педагогическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:41, реферат

Описание работы

Сейчас я студентка первого курса, у которой нет серьезных обязательств и проблем, но я осознаю, что в будущем Я - мать. У меня будут дети, которым я должна дать какое-то воспитание. Каждый родитель, наверное, мечтает, чтобы его ребенок вырос хорошим человеком, был образован и всесторонне развит… Я не исключение. Но для того, чтобы воспитать достойного человека, нужно хотя бы немного знать о воспитании: его методах, принципах и вообще о его сущности. Исходя из этого, я выбрала для своего реферата именно эту тему.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………..4
Основные понятия …………………………………………………………………………….5
Воспитание, как деятельность, направленная на достижение целей
образования ………………………………………………………………………………………6
Закономерности и принципы воспитания ………………………………………..7
Методы и средства воспитания …………………………………………………………8
Семья, как субъект педагогического воздействия
и социокультурная среда воспитания личности…………………………………….9
Заключение …………………………………………………………………………………………….11
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 34.78 Кб (Скачать)

    Мы уже ознакомились с методами и принципами воспитания, но по моему мнению, невозможно не рассмотреть влияние семьи на воспитание личности.

    5. Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания личности

Семья является начальной  структурной единицей общества, в  которой закладываются основы воспитания личности.

Характер семейного  воспитания изменяется в различные  периоды жизни человека. Так, если в дошкольном возрасте семья играет исключительно важную роль в реализации материальных, духовных, познавательных потребностей ребенка, а в младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, то на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для подростка большое значение в части развития его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Семейное воспитание – это система воспитания и  образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

К общим особенностям семейного воспитания относятся:

  1. Непрерывность, устойчивость и систематичность формирующих факторов семейного воздействия.
  2. Воспитание в семье основывается на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности.
  3. Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста.
  4. Взаимная направленность формирующих воздействий.
  5. Создание благоприятных возможностей для учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов каждого члена семьи.
  6. Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.

    К основным задачам  семейного воспитания относятся:

  1. Создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка.
  2. Обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка.
  3. Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.
  4. Приобретение детьми полезных прикладных навыков и умений, направленных на самообслуживание и помощь близким.
  5. Воспитание у детей чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я».

    Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее, приоритетное использование некоторых из методов и средств воспитания. Это личный пример, обсуждение, доверие, сопереживание и др. Объективное влияние семьи на формирование личности ребенка реализуются в общении и совместной деятельности членов семьи и во многом зависит от таких факторов, как бытовые условия, нравственно-психологический климат и стиль взаимоотношений взрослых и детей в семье. Целенаправленное педагогическое воздействие семьи на личность определяется также, во-первых, воспитательной активностью родителей и других старших членов семьи и, во-вторых, педагогической культурой взрослых.

    Выдающийся представитель  русской педагогики П.Ф. Лесгафт, который  считается одним из крупнейших теоретиков семейного воспитания, сформулировал  условия, при которых каждый ребенок  может стать «идеально нормальной личностью». К этим условиям он относил прежде всего атмосферу любви и взаимного уважения в семье.

    Важным условием Лесгафт считал наличие в семье  высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово  не расходилось с делом.

    Необходимым условием семейного воспитания считается  регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка.

    Непременным условием семейного воспитания П.Ф. Лесгафт  считал принцип постепенности и  последовательности. На практике это  означает, что ребенку должны поручаться только те дела, которые в данное время для него посильны, иначе он потеряет интерес к занятиям и появится лень. 
     
     
     
     
     
     
     
     

                              

                                       Заключение

 

    В ходе исторического  развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает: 

        - передачу социального опыта человечества и мировой культуры

        - непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей

        - организацию жизни и деятельности воспитанника

        -  создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

В целом воспитание представляет собой процесс, основными  компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого  процесса.

Организация воспитательного  процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью  является формирование всесторонне  и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни  и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

 Поработав с  темой данного реферата, я поняла, что каждый родитель должен  быть немного педагогом, а воспитание ребенка – очень тяжелый процесс.  
 
 
 
 

               Список использованных источников

  1. Психология  и педагогика/Лукашевич В.В., Пронина Е.Н. – М.:  Элит, 2004.
  2. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высших и сред. учеб.  заведений/ Котова И.Б., Смирнов С.А.,  Шиянов Е.Н. – М.: Академия, 2008.
  3. Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987.
  4.   Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  5. Психология и педагогика/ Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. – СПб.: Питер, 2000.

Информация о работе Воспитание в педагогическом процессе