Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:41, реферат
Сейчас я студентка первого курса, у которой нет серьезных обязательств и проблем, но я осознаю, что в будущем Я - мать. У меня будут дети, которым я должна дать какое-то воспитание. Каждый родитель, наверное, мечтает, чтобы его ребенок вырос хорошим человеком, был образован и всесторонне развит… Я не исключение. Но для того, чтобы воспитать достойного человека, нужно хотя бы немного знать о воспитании: его методах, принципах и вообще о его сущности. Исходя из этого, я выбрала для своего реферата именно эту тему.
Введение ………………………………………………………………………………………………..4
Основные понятия …………………………………………………………………………….5
Воспитание, как деятельность, направленная на достижение целей
образования ………………………………………………………………………………………6
Закономерности и принципы воспитания ………………………………………..7
Методы и средства воспитания …………………………………………………………8
Семья, как субъект педагогического воздействия
и социокультурная среда воспитания личности…………………………………….9
Заключение …………………………………………………………………………………………….11
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Читинский государственный университет»
Реферат
«Психология и педагогика профессиональной деятельности»
на тему: «Воспитание в педагогическом
процессе»
Введение
………………………………………………………………………………
образования ………………………………………………………………………………
и социокультурная среда воспитания личности…………………………………….9
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников ……………………………………………………..12
Сейчас я студентка
первого курса, у которой нет
серьезных обязательств и проблем,
но я осознаю, что в будущем
Я - мать. У меня будут дети, которым
я должна дать какое-то воспитание.
Каждый родитель, наверное, мечтает, чтобы
его ребенок вырос хорошим
человеком, был образован и всесторонне
развит… Я не исключение. Но для
того, чтобы воспитать достойного
человека, нужно хотя бы немного
знать о воспитании: его методах,
принципах и вообще о его сущности.
Исходя из этого, я выбрала для
своего реферата именно эту тему.
На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание» , поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» . По определению ЭСБЭ воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле» . Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» . В то же время в современной педагогике дается и более четкое определение: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего этажа» ее иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.) . В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» . В целом,воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Далее рассмотрим подробнее воспитание, как деятельность, направленную на достижение целей образования.
Воспитание в узком смысле рассматривается как особая деятельность преподавателей для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Важнейшая проблема педагогики состоит в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на учащихся.
Воспитание должно учитывать движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности учащихся и использовать все возможное положительное влияние общественной и природной среды. Вместе с тем, воспитание призвано ослаблять отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды на формирование личности.
Рассматривая воспитание как целенаправленный процесс формирования личности с помощью специфических педагогических воздействий в соответствии с определенным идеалом, следует отметить три существенных признака воспитания как педагогического понятия:
3.Наличие определенной
системы организованных
Воспитание, как любой процесс, можно представить в виде последовательно реализуемых функций:
Все эти функции взаимосвязаны и обусловлены внутренней логикой воспитания.
Цели воспитания
следует рассматривать в
Содержание воспитания обычно рассматривается в следующих аспектах: умственное, гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
Подводя некоторые итоги вышеизложенному, я сделала вывод, что воспитание как процесс многофакторный и многоцелевой играет важнейшую роль в системе факторов развития и обучения человека.
Закономерности воспитания – это адекватное отображение объективно существующих взаимосвязей между различными элементами воспитательного процесса.
К общим закономерностям воспитания относятся следующие:
- цели, характер и содержание воспитания определяются потребностями общества, интересами государства и правящих классов;
- результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий и влиянием факторов внешней среды;
- позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей;
- эффективность воспитания предопределяется собственной активностью личности.
Все вышеперечисленные закономерности должны учитываться при формировании принципов воспитания.
Принципы воспитания отражают общие требования, предъявляемые к организации процесса воспитания. Выделяют обычно три основных принципа воспитания.
Первый – ориентация
на ценностные отношения. Этот принцип
вытекает из цели воспитания и отражает
природу воспитательного
Второй принцип
воспитания – принцип субъективности.
Суть этого принципа в том, что
педагог максимально
Третий принцип воспитания требует принятия обучающегося как данности, признания за каждым ребенком права на его существование таким, каков он есть. Этот принцип отражает попытку согласовать социальные нормы и правила жизни с автономностью и неповторимостью личности каждого ученика. Этот принцип требует признания ценности личности каждого ученика независимо от его успехов, развития, положения, способностей.
Сочетание перечисленных
принципов придает воспитанию философскую,
диалогическую и этическую
Перечисленные выше принципы и закономерности реализуются на практике при помощи методов воспитания.
На достижение целей воспитания ориентированы методы воспитания. Методами воспитания следует считать специфические способы и приемы педагогической работы, которые используются для развития таких компонентов личностных качеств, как мотивационная сфера, сознание, чувства, взгляды, убеждения, навыки и привычки поведения, а также для их коррекции и совершенствования.
Методы обучения можно разделить на три крупных блока:
К первой группе методов относят убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, а также метод примера. Вторая группа методов включает: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. В третью группу методов входят: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.
Средства воспитания представляют собой конкретные виды работы, которые используются в рамках того или иного метода воспитания.
Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.
Объяснение –
это доказательная форма
Опрос – получение письменных или устных ответов учащихся на четко сформулированные преподавателем вопросы.
Я думаю, что методы и средства воспитания должны использоваться комплексно для наиболее эффективного осуществления на практике основных направлений воспитания.