Воспитание уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:05, реферат

Описание работы

Основные базовые понятия, служащие оценкой наличной готовности к общению. Последовательность интернационального воспитания. Закрепление и уточнение представлений детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды в игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной деятельности.

Содержание

Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы воспитания уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста 5
Раздел 2. Методические материалы 9
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Солошенко207.docx

— 40.58 Кб (Скачать)

Материал: куклы бумажные, элементы одежды национальной одежды.

Ход игры. Элементы одежды перемешаны. 
Ведущий определяет национальный костюм для куклы для каждого игрока и предлагает детям на скорость одеть куклы в национальные костюмы. 
Побеждает тот игрок, который первым правильно одел куклу.
 

«ЗДРАВСТВУЙ – ДО СВИДАНИЯ»

(Играют все  желающие дети)

Цели:

  • воспитывать уважение к людям разных национальностей;
  • дать представление о родном языке сверстников;
  • развивать слуховую память;
  • дополнять знания об окружающем мире.

Материал:  бумажные куклы в национальной одежде исходя из национального состава группы.

Ход игры. На видное место вывешивается кукла в национальной одежде. Ведущий предлагает детям приветствовать друг друга и прощаться  на одном определенном языке в течение дня. Выбор языка зависит от национального состава группы детей.[8] 

 

«КРЕПКАЯ  ЦЕПОЧКА»

(Играет любое  количество детей)

Цели:

  • воспитывать уважение к людям разных национальностей;
  • показать детям, что все вместе мы сильные.

Материал: отсутствует.

Ход игры. Дети встают в круг и крепко держатся за руки. Ведущий просит выйти детей определенной национальности из круга. Цепочка разрывается. После того, как все дети – звенья отделились друг от друга, ведущий просит взяться за руки двух детей разной национальности, затем других детей и так до тех пор, пока цепочка не станет целой.

«ПОЗДРАВЛЕНИЕ»

(Играет любое  количество детей)

Цели:

  • воспитывать уважение к людям разных национальностей;
  • учить детей поздравлять других людей;
  • развивать связную речь.

Материал: открытки, рисунки, изготовленными детьми на подарки.

Ход игры. Ведущий проговаривает четверостишие, дети названной национальности выходят, а остальные дети поздравляют их и вручают подарки.[9]

Кто родился  русским у нас – 
Вставай, вставай, вставай, 
Мы сейчас весело вас 
Будем дружно  всех поздравлять!
 
 
 
 
 

«СОБЕРИ КАРТИНКУ»

(Играют от 1 до 10 детей)

Цели:

  • развивать у детей мышление;
  • закреплять знания о прикладном искусстве разных народов;
  • воспитывать уважение к разным народам.

Материал: 10 картинок с изображением предметов прикладного искусства разных народов, 10 цветных таких же картинок, разрезанных на 24 части треугольной формы каждая.

Ход игры. Дети по черно-белому образцу собирают из 24 частей. По окончании работы дети определяют  какой национальный предмет собрали.

   
 

 «ПОДБЕРИ  КАРТИНКУ»

(Играет любое  количество игроков)

Цели:

  • расширять знания детей о культурах разных народов, их национальных кухне, одежде, животных и деревьях, цветах, овощах и фруктах в их республиках и тд.;
  • упражнять в составлении рассказа;
  • воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Материал: рисованные куклы в национальных костюмах, флаги, картинки растений и животных, предметов прикладного искусства, национальное блюдо и элементы одежды, природные ресурсы, флаг.

Ход игры. Каждому играющему выдается  кукла и предлагается подобрать к ней соответствующие картинки. По окончании задания каждый игрок рассказывает о своей кукле по картинкам: как зовут, в каком государстве живет, флаг, чем богато государство, животные и растения, национальное блюдо и тд.

Внимание! национальности в игре исходят из национального состава группы. 
 

      Работа  с родителями

    • При участии родителей ребенка другой национальности подобрать сказки, художественную литературу данного народа и побеседовать с детьми.
    • По возможности, организовать встречу с родителями ребенка, пополнить уголок предметами быта, произведениями декоративно-прикладного искусства данного народа.
    • Общение ребенка с детьми разных национальностей может проходить в разных условиях: вне детского сада, в рамках одной группы детского сада. Надо помнить о возможности общения детей с взрослыми разных национальностей.
    • На день рождения детей можно пригласить родителей или близких родственников, например бабушку. Она рассказала бы о жизни татарской семьи, затем для неё можно организовать концерт, бабушка угостила бы сладким национальным блюдом чак-чак. Такие встречи очень полезны для ребят они создают атмосферу теплоты и эмоционального подъема, оставляя яркий след в памяти детей, способствует развитию интереса, дружного отношения к традициям других народов.
    • Можно быть уверенным, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
 

      В ДОУ должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом:

1. Куклы, передающие  характерные черты национальности;

2. Куклы, носящие  имена полюбившихся национальных  литературных героев;

3. Куклы, которые  своими костюмами и элементами  атрибутов напоминают о труде,  характере той или иной национальности. 
 
 
 
 
 
 
 

      Для выявления уровня воспитанности  этики межнационального общения можно использовать следующие критерии и показатели:

1.Критерий достаточности  знаний о других нациях и  народностях;

2.Сформированность  эмоциональных проявлений (способность  к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности;

3.Позитивные  действия, как в реальной, так  и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.

 

Заключение

      В последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

      Поэтому наибольший акцент следует сделать на дошкольном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.

      Игра является эффективным средством воспитания уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста . 

Список  литературы:

  1. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1./ К.Фопель.– М.: Генезис, 2003. – 160 с.
  2. Бондырева С.К , Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному: учеб. пособие / С.К. Бондырева, А.А. Мурашов. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО  «МОДЭК», 2007. – 384с.
  3. Суслова, Э. Рекомендации по темам: "Воспитание у детей этики межнационального общения" Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 26.
  4. Суслова, Э. Растим гражданина: Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических, национальных и интернациональных чувств, правовой культуры Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - C. 86 – 89
  5. Богомолова М. И. Роль общения в интернациональном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. 1984. № 5. С. 8-10. 
  6. Богомолова М. И. Праздник как средство интернационального воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. 1980. № 1. С. 8-12.
  7. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников в игре // Вопросы преподавания курса дошкольной педагогики в педагогическом вузе. 1974. № 1. С. 141-157.
  8. Богомолова М. И. Национальная кукла как средство воспитания  у младших дошкольников симпатии к детям разных национальностей  // Пути совершенствования воспитательно-образовательного процесса  в младших группах детского сада.1983. № 1. С. 57-75. 
  9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М : Просвещение,  1977. С.78.
  10.   Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М.Н.Дудина. – Екатеринбург: Наука, 1998.

Информация о работе Воспитание уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста