Воспитание уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:05, реферат

Описание работы

Основные базовые понятия, служащие оценкой наличной готовности к общению. Последовательность интернационального воспитания. Закрепление и уточнение представлений детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды в игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной деятельности.

Содержание

Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы воспитания уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста 5
Раздел 2. Методические материалы 9
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Солошенко207.docx

— 40.58 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. МАКСИМА ТАНКА 

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Солошенко Дарья  Андреевна

Воспитание  уважение к другим национальностям  у детей дошкольного  возраста

Реферат студентки II курса 207 группы 
 
 
 
 

                                                         Минск 2011

 

 

Оглавление

Введение 4

Раздел 1. Теоретические  основы воспитания уважения к другим национальностям  у детей дошкольного  возраста 5

Раздел 2.  Методические материалы 9

Заключение 15

Список  литературы 16 
 

 

Введение

      Проблема  межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.

      Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок  осознал свои корни и тем самым  мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

      Межнациональное общение – это вид социального  общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

      Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте.

      Ребенок должен постепенно в практике реального  общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому  цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.

 

Раздел  1. Теоретические основы воспитания уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста

          «Дружелюбие, уважение к людям  разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут»

    Э.К. Суслова

      Выделяют  несколько базовых понятий, служащих оценкой наличной готовности к общению  и самой возможности взаимодействия с людьми других национальностей.

      Поликультурность – это качество, которое способствует эффективному общению и предполагает отсутствие враждебности и агрессивности. Это качество должно специально воспитываться, чтобы войти в привычку. Главное условие для его формирования – перестать воспринимать различия между людьми как недостаток.

      Основаниями для поликультурности также являются:

  • Признание разнообразия всего сущего;
  • Отрицание классификации и обобщения, стереотипизации в сфере общественных отношений и взаимодействия;
  • Наличие коммуникативной компетентности и толерантности

      Толерантность – это понятие, которое функционирует не только в гуманитарных науках. Например, в биологии, где  толерантность – это способность организма без видимого для себя ущерба переносить неблагоприятные для него воздействия внешней среды. В психологии  толерантность есть способность собеседника без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного мнения, образа жизни, характера поведения и иные особенности других людей.

      Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития человечества. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека.

      Интернациональное (поликультурное) воспитание - развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.[2]

      Поликультурное  воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

1. Материальная  культура:

— основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; 
— одежда (национальный костюм), украшения; 
— национальные кушанья; 
— транспортные средства; 
— орудия труда; 
— труд с учетом его специфики.

2. Духовная культура:

— народные обычаи, обряды, праздники; 
— язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); 
— искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

3. Нормативная  культура:

— общечеловеческие нравственные качества; 
— правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

      Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное  овладение этническими особенностями  своей культуры — лишь человек, глубоко  уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других народов. 

    Последовательность  интернационального воспитания:

  • Национальное воспитание,  понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;
  • Ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
  • Сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.

      Крупнейший  психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:

1. В возрасте 6—7 лет ребенок приобретает  первые знания (фрагментарные, несистематические)  о своей этнической принадлежности.

2. В 8—9 лет  у ребенка развиваются национальные  чувства и идет четкая идентификация  с членами своей этнической  группы.

3. В 10—11 лет  этническая идентичность формируется  в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.

      Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство  национальной принадлежности зарождается  у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.[3]

Этика межнационального общения включает:

  • симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости;
  • проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов;
  • отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

      Поликультурное  воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

  1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
  2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления информационного насыщения важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
  3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

      Для реализации этих трех направлений можно  использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие[4]:

— общение с  представителями разных национальностей; 
— устное народное творчество; 
— художественную литературу; 
— игру, народную игрушку и национальную куклу; 
— декоративно-прикладное искусство, живопись; 
— музыку; 
— этнические мини-музеи.

Исследованиями  в области данной проблемы были также:

Виноградова Н.Ф, Богомолова М. И, Куликова Т. А, Халикова Р.Ш., Козлова С. А, Николаева, Ясеба и многие другие. 

Раздел  2. Методические материалы

      Закрепление и уточнение представлений детей  дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды  должно происходить в их собственной деятельности: игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различиях.

      Существуют  разнообразные средства воспитания у детей этики межнационального общения: от организации прямого общения с представителями разных национальностей до создания этнических мини-музеев в дошкольных организациях [10].

      Но  эффективность использования любых  средств во многом зависит от самого педагога, его профессиональной этики  и нравственной культуры.

      В условиях дошкольных организаций именно собственная нравственная культура воспитателя определяет уровень нравственного развития детей. Личность формируется только личностью, интеллект развивается только интеллектом.

      Это означает, что и этику межнационального общения детей дошкольного возраста невозможно сформировать без того, что бы этот процесс не превратился в личную цель самого педагога.

      Воспитание  этики межнационального общения  у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. К средствам воспитания толерантности можно отнести [1]:

      - традиции;

      - общение;

      - художественная литература;

      - сказки;

      - пословицы и поговорки;

      - национальные куклы;

      - подвижные игры, с использование  национальных атрибутов;

      - произведения искусства и др. 
 
 
 
 

Дидактические игры

«ОДЕНЬ  КУКЛУ»

(Играют  от 2 до любого количества детей)

Цели:

  • воспитывать уважение к людям разных национальностей;
  • знакомить детей с национальной одеждой;
  • учить играть дружно.

Информация о работе Воспитание уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста