Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:05, реферат
Основные базовые понятия, служащие оценкой наличной готовности к общению. Последовательность интернационального воспитания. Закрепление и уточнение представлений детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды в игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной деятельности.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы воспитания уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста 5
Раздел 2. Методические материалы 9
Заключение 15
Список литературы 16
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. МАКСИМА ТАНКА
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Солошенко Дарья Андреевна
Воспитание уважение к другим национальностям у детей дошкольного возраста
Реферат студентки
II курса 207 группы
Оглавление
Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы воспитания уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста 5
Раздел 2. Методические материалы 9
Заключение 15
Список
литературы 16
Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.
Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.
Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте.
Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут»
Э.К. Суслова
Выделяют
несколько базовых понятий, служащих
оценкой наличной готовности к общению
и самой возможности
Поликультурность – это качество, которое способствует эффективному общению и предполагает отсутствие враждебности и агрессивности. Это качество должно специально воспитываться, чтобы войти в привычку. Главное условие для его формирования – перестать воспринимать различия между людьми как недостаток.
Основаниями для поликультурности также являются:
Толерантность – это понятие, которое функционирует не только в гуманитарных науках. Например, в биологии, где толерантность – это способность организма без видимого для себя ущерба переносить неблагоприятные для него воздействия внешней среды. В психологии толерантность есть способность собеседника без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного мнения, образа жизни, характера поведения и иные особенности других людей.
Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития человечества. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека.
Интернациональное (поликультурное) воспитание - развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.[2]
Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:
1. Материальная культура:
— основной тип
поселений, жилища, основные предметы
быта;
— одежда (национальный костюм), украшения;
— национальные кушанья;
— транспортные средства;
— орудия труда;
— труд с учетом его специфики.
2. Духовная культура:
— народные обычаи,
обряды, праздники;
— язык, народное творчество (сказки, пословицы
и поговорки, детские игры, музыка);
— искусство (песни, танцы, произведения
художественного и декоративно-прикладного
творчества, литература).
3. Нормативная культура:
— общечеловеческие
нравственные качества;
— правила общения между людьми внутри
этноса и вне его.
Следует
учитывать, что в основе сообщаемых
знаний об обычаях, культурных ценностях,
стереотипных нормах поведения других
народов должно лежать полноценное
овладение этническими
Последовательность интернационального воспитания:
Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.
Крупнейший психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:
1. В возрасте
6—7 лет ребенок приобретает
первые знания (фрагментарные,
2. В 8—9 лет
у ребенка развиваются
3. В 10—11 лет
этническая идентичность
Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.[3]
Этика межнационального общения включает:
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие[4]:
— общение с
представителями разных национальностей;
— устное народное творчество;
— художественную литературу;
— игру, народную игрушку и национальную
куклу;
— декоративно-прикладное искусство,
живопись;
— музыку;
— этнические мини-музеи.
Исследованиями в области данной проблемы были также:
Виноградова Н.Ф, Богомолова
М. И, Куликова Т. А, Халикова Р.Ш., Козлова
С. А, Николаева, Ясеба и многие другие.
Закрепление
и уточнение представлений
Существуют разнообразные средства воспитания у детей этики межнационального общения: от организации прямого общения с представителями разных национальностей до создания этнических мини-музеев в дошкольных организациях [10].
Но
эффективность использования
В условиях дошкольных организаций именно собственная нравственная культура воспитателя определяет уровень нравственного развития детей. Личность формируется только личностью, интеллект развивается только интеллектом.
Это означает, что и этику межнационального общения детей дошкольного возраста невозможно сформировать без того, что бы этот процесс не превратился в личную цель самого педагога.
Воспитание этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. К средствам воспитания толерантности можно отнести [1]:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с использование национальных атрибутов;
-
произведения искусства и др.
Дидактические игры
«ОДЕНЬ КУКЛУ»
(Играют от 2 до любого количества детей)
Цели:
Информация о работе Воспитание уважения к другим национальностям у детей дошкольного возраста