Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:22, реферат
Определение понятий «культура поведения», «этикет». Культура поведения – действенное проявление уважения к окружающим.
Культурно – гигиенические правила. Методы и приёмы формирования у детей культурно – гигиенических навыков и привычек.
Содержание понятия «культура общения». Правила культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.
Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных способностей и возможностей детей.
Столь сильная эмоциональная
насыщенность общения детей, по-видимому,
связана с тем, что начиная
с четырехлетнего возраста сверстник
становится более предпочитаемым и привлекательным
партнером по общению. Значимость общения
выше в сфере взаимодействия со сверстником,
чем с взрослым. Еще одна отличительная
особенность общения сверстников - преобладание
инициативных действий над ответными.
Особенно ярко это проявляется в невозможности
продолжить и развить диалог, который
распадается из-за отсутствия ответной
активности партнера. Для ребенка значительно
важнее его собственное действие или высказывание,
а инициатива сверстника в большинстве
случаев им не поддерживается. Инициативу
взрослого дети принимают и поддерживают
примерно в два раза чаще. Чувствительность
к воздействиям партнера существенно
меньше в сфере общения со сверстником,
чем с взрослым. Такая несогласованность
коммуникативных действий детей часто
порождает конфликты, протесты, обиды.
Перечисленные особенности отражают специфику
детских контактов на протяжении всего
дошкольного возраста. Однако содержание
общения детей существенно меняется от
трех к шести-семи годам.
Формирование знаний правил культуры деятельности. Детей этого возраста знакомят с основными правилами культуры деятельности, учат соблюдать их самостоятельно, без напоминания взрослого. При необходимости, напоминают ребёнку, делая соответствующие указания, стимулируя вспомнить, как необходимо поступить.
Общая деятельность и игры. Важным заданием воспитания культуры
поведения ребёнка пятого года жизни является
воспитание бережного отношения к игрушкам,
предметам, материалам для поделок, учебных
пособий. Особенное внимание нужно уделять
рациональному подбору игрушек и материалов
для деятельности, формировать навыки
культуры пользования ими.
В игровую зону следует добавить оборудование
для игр, которые отображают разнообразную
трудовую деятельность взрослых. Так в
игре ребёнок сможет: постирать кукольное
бельё, высушить его, сделать несложный
ремонт, приготовить вкусный ужин и т.д.
С пятого года жизни ребёнка можно учить
сервировке стола.
Труд. Детей продолжают приучать радоваться чистоте и порядку в комнате, чистой, аккуратной одежде, учат бережно обращаться с вещами. По напоминанию взрослого ребёнок должен уметь убирать свои игрушки на место, бережно к ним относится, с любовью ухаживать за ними, радоваться, когда взрослый отремонтирует сломанную игрушку.
Чтение сказок. Продолжайте формировать у детей культуру слушателей и читателей, приобщайте к книге как источнику знаний, формируйте бережное отношение к книгам, иллюстрациям. Обсуждайте вместе с детьми прочитанное.
Сон. Все необходимые навыки у детей уже, как правило, сформированы. Главное, чтобы дети не игнорировали правила, выполняли их ежедневно.
Формировать у ребенка
культуру деятельности – значит воспитывать
у него умение содержать в порядке
место, где он трудится, занимается,
играет; привычку доводить до конца
начатое дело, бережно относиться
к игрушкам, вещам, книгам.
Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном
возрасте должны научиться готовить все
необходимое для занятий ,труда, подбирать
игрушки в соответствии с игровым замыслом.
Важный показатель культуры деятельности
– естественная тяга к интересным, содержательным
занятиям, умению дорожить временем. В
старшем дошкольном возрасте ребенок
учится регулировать свою деятельность
в отдых, быстро и организованно выполнять
гигиенические процедуры и т.д. Это будет
хорошей основой для формирования у него
навыков эффективной организации труда.
Для определения достигнутого воспитания
культуры трудовой деятельности можно
использовать такие показатели, как умение
и желание ребенка трудиться, интерес
к выполненной работе, понимание её цели
и обоснованного смысла; активность, самостоятельность;
проявление волевых усилий в достижении
требуемого результата; взаимопомощь
в коллективном труде.
Культура общения – предусматривает выполнение
ребенком норм при общении с взрослыми
и сверстниками, основанных на уважении
и доброжелательности, с использованием
соответствующего словарного запаса и
норм обращения, а также вежливое поведение
в общественных местах, быту. Каждый вид
детской деятельности (игры, труд, занятие)
создает благоприятные возможности для
осуществления определенных задач воспитания,
связанных с формированием культуры поведения
дошкольников.
В игре формировать нравственные
чувства, нравственное сознание и моральные
поступки, коллективистские навыки, дружеские
отношения, умение следовать игровым
правилам, общему замыслу; на занятиях
– культуру учебной деятельности,
умение вести себя в соответствии
с правилами, дисциплинированность,
организованность, уважение к слову
воспитателя, к общему заданию; в
процессе трудовой деятельности –
трудолюбие, бережливость, аккуратность,
чувство ответственности, умение действовать
сообща, рационально применять орудие
труда и те умения и навыки, которые
обеспечивают наибольшую результативность.
В процессе любого вида деятельности
нужно осуществлять широкий круг
задач воспитания, связанных с
формированием морального сознания,
нравственных чувств и привычек, являющихся
основой культурного поведения.
Руководя любым видом деятельности, взрослые
могут влиять на ребенка, на его нравственные
проявления, суждения, отношения к сверстникам,
расширять и уточнять знания, формировать
к него отношение к обществу, к людям, к
труду, к своим обязанностям.
Использованная литература: