Воспитание у детей культуры поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Определение понятий «культура поведения», «этикет». Культура поведения – действенное проявление уважения к окружающим.
Культурно – гигиенические правила. Методы и приёмы формирования у детей культурно – гигиенических навыков и привычек.
Содержание понятия «культура общения». Правила культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.
Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных способностей и возможностей детей.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 32.85 Кб (Скачать)

Столь сильная эмоциональная  насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная  с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым. Еще одна отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. 
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от трех к шести-семи годам.

 

  1. Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Формирование знаний правил культуры деятельности. Детей этого возраста знакомят с основными правилами культуры деятельности, учат соблюдать их самостоятельно, без напоминания взрослого. При необходимости, напоминают ребёнку, делая соответствующие указания, стимулируя вспомнить, как необходимо поступить.

Общая деятельность и игры. Важным заданием воспитания культуры поведения ребёнка пятого года жизни является воспитание бережного отношения к игрушкам, предметам, материалам для поделок, учебных пособий. Особенное внимание нужно уделять рациональному подбору игрушек и материалов для деятельности, формировать навыки культуры пользования ими. 
В игровую зону следует добавить оборудование для игр, которые отображают разнообразную трудовую деятельность взрослых. Так в игре ребёнок сможет: постирать кукольное бельё, высушить его, сделать несложный ремонт, приготовить вкусный ужин и т.д. С пятого года жизни ребёнка можно учить сервировке стола.

Труд. Детей продолжают приучать радоваться чистоте и порядку в комнате, чистой, аккуратной одежде, учат бережно обращаться с вещами. По напоминанию взрослого ребёнок должен уметь убирать свои игрушки на место, бережно к ним относится, с любовью ухаживать за ними, радоваться, когда взрослый отремонтирует сломанную игрушку.

Чтение сказок. Продолжайте формировать у детей культуру слушателей и читателей, приобщайте к книге как источнику знаний, формируйте бережное отношение к книгам, иллюстрациям. Обсуждайте вместе с детьми прочитанное.

Сон. Все необходимые навыки у детей уже, как правило, сформированы. Главное, чтобы дети не игнорировали правила, выполняли их ежедневно.

Формировать у ребенка  культуру деятельности – значит воспитывать  у него умение содержать в порядке  место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца  начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. 
Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий ,труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. 
Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. 
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. 
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.

В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные  поступки, коллективистские навыки, дружеские  отношения, умение следовать игровым  правилам, общему замыслу; на занятиях – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову  воспитателя, к общему заданию; в  процессе трудовой деятельности –  трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать  сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые  обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с  формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения. 
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать к него отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.

Использованная литература:

  • Женский интернет – журнал Анютка
  • Буре Г.С, Островская Л.Ф «Воспитатель и дети». – М. 1979
  • Шипицына Л.М., Защиринская О.В «Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». СПБ : «Детство – Пресс» 2003
  • Иванникова Г. «Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 11
  • Стрелкова Л.П «Этикет» : Иллюстрированный альбом с заданиями для детей старшего дошкольного возраста». – М., 1998
  • Чулкова Н. «Воспитание культурно – гигиенических навыков» // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5

 

 


Информация о работе Воспитание у детей культуры поведения