Воспитание у детей культуры поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Определение понятий «культура поведения», «этикет». Культура поведения – действенное проявление уважения к окружающим.
Культурно – гигиенические правила. Методы и приёмы формирования у детей культурно – гигиенических навыков и привычек.
Содержание понятия «культура общения». Правила культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.
Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных способностей и возможностей детей.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 32.85 Кб (Скачать)

Чебоксарский педагогический колледж им.Н.В.Никольского

 

 

 

 

 

 

                                       Контрольная работа по теме:

                           «Воспитание у детей культуры  поведения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       По: Педагогике 

                                                                                           Студентки 4 курса

                                                                                                                    Группы 2-03

                                                                                           Андреевой Софьи Петровны

 

  • Определение понятий «культура поведения», «этикет». Культура поведения – действенное проявление уважения к окружающим.
  • Культурно – гигиенические правила. Методы и приёмы формирования у детей культурно – гигиенических навыков и привычек.
  • Содержание понятия «культура общения». Правила культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.
  • Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных способностей и возможностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Как привить ребенку  хорошие манеры, и что такое детский этикет – разбираемся прямо сейчас.С самого раннего детства, в возрасте до 1-го года, ребенок уже способен чутко улавливать интонации и реагировать на происходящее рядом.

Кроха чихнул? Громко скажите  ему: “Будь здоров, малыш!” Подавая  ребенку бутылочку или пиалу  с фруктовым пюре, не забывайте  пожелать ему: “Приятного аппетита, мой хороший!” Беря игрушку из  детской ручонки, поблагодарите малыша. Слово за словом, ситуация за ситуацией – и ребенок постепенно привыкнет к атмосфере вежливости, такта и дружелюбия. Удивительно, но, едва освоив речь, он начнет говорить все услышанные им ранее “спасибо”, “пока” и прочие вежливые слова, употребляя их сознательно и к месту. 

Ребенка младшего дошкольного возраста (от 2 до 4-х лет) нужно постоянно мотивировать к демонстрации хороших манер, приучать к правилам хорошего тона. Идеальным вариантом будут сюжетные игры и забавные стихи на тему этикета. Можно инсценировать ситуации “в гостях”, “в транспорте”, “в детском саду”, используя для этого игрушки ребенка. Пусть он посмеется над нелепостями, исправит поведение героев игры, научится хорошим манерам, принятым в том или ином случае. Когда ребенок вступает в контакт с другими малышами (на площадке, в группе садика и т.д.), он порой начинает вести себя неадекватно: отнимать игрушки – свои и чужие, грубить или даже проявлять агрессию. Пытаясь защитить себя и свою собственность, малыш действует вопреки правилам хорошего тона. Чтобы избежать таких ситуаций, или свести их количество к минимуму, нужно регулярно обучать ребенка правилам детского этикета. Объяснять все следует на доступном для конкретного возраста языке, подтверждать примерами, сопровождать красочными эпитетами и оценками той или иной формы поведения. Рассмотрим это на примере распространенных жизненных ситуаций.

Одним из направлений в  нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным. Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту в общении, в различных видах деятельности. Объектом изучения этики служат мораль и нравственность, т.е. это учение о том, как нужно вести себя в обществе друзей и близких. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляет их. 
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

В воспитании культуры поведения  первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный  тон разговора, справедливое отношение  к окружающим, и прежде всего к  детям, - важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания все  же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом  богатого арсенала различных методов. Необходима также «подвижность»  средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что  проверенный практикой метод  вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить  за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия  и влияния. Нужно как можно  раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у  каждого ребенка присущие ему  особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности  в освоении навыков культуры поведения. Это, в свою очередь, служит основой  для оценки динамики развития ребенка  и корректировки дальнейшего  процесса воспитания.

  1. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневного общения с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования  туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с  выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Для более успешного  формирования и закрепления навыков  гигиены на протяжении периода дошкольного  детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском  саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей взрослый сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков  для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно  постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и  навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаром для  систематической проверки состояния  ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей  быстро становятся прочными, если они  закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям  было интересно, и чтобы они могли  видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и  т.д.). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни  является высокая санитарная культура домашних, где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.

  1. Становясь частью коллектива в детском саду, ребенок вступает в тесную связь со своими сверстниками. Каждый день дети одной группы проводят много времени друг с другом, эти часы наполнены игровой деятельностью и коммуникативным процессом. Общение детей дошкольного возраста качественно отличается от общения взрослых. Действия и реакции мальчиков и девочек в возрасте 4-6 лет несут более яркую эмоциональную окраску, более явную выраженность чувств и реакции. В общении дети могут кривляться, кричать, принимать необычные позы, радоваться так, словно увидели чудо, и негодовать, будто их сильно обидели. С возрастом эмоциональная окраска общения выравнивается, имеет более ровный характер, пока же одно слово, действие, игрушка могут вызвать в ребенке самые насыщенные переживания.

Со сверстниками ясно, а  каким же образом строится общение  детей дошкольного возраста со взрослыми? Вступая в коммуникативный процесс с воспитателем, родителями, бабушкой и дедушкой, старшими браться и сестрами, ребенок соблюдает нормы поведения, заданные взрослым. Так как старший является для него образцом и тем, кто может давать оценку поведению дошкольника, поощрять, хвалить его или, наоборот, осуждать. Если со сверстником ребенок может спорить, ругаться и даже вступать в детскую драку, то одного слова взрослого достаточно, чтобы дошкольник остановился. Однако даже на таком беззаботном этапе дети сталкиваются с трудностями в общении. Ребенок может оказаться в изоляции, вне коммуникации с одногруппниками, и это, конечно, тревожный сигнал. Ведь полноценное общение позволяет ребенку развиться и формировать свои качества, не умея строить общение сейчас, дошкольник не сможет построить его и потом, в школе. Почему случается так, что мальчик или девочка остается в одиночестве и не играет со сверстниками. Как правило, это говорит о том, что ребенок не разделят общего интереса сверстников к той или иной игровой деятельности, не умеет приспосабливаться к ним и условиям ситуации, у него отсутствует наличие общих эмоций – сопереживания. Чтобы помочь ребенку настроится на общую волну общения с одногруппниками и найти друзей по интересам, родители  прибегают к помощи специалистов, которые в игровой и непринужденной форме развивают в дошкольнике способность к полноценному общению, к совместной игровой деятельности, к проявлению инициативной и ответной реакций.

Общение детей дошкольного  возраста закладывает первые кирпичики  дружбы, когда дети объединяются в  маленькие группы согласно их общим  потребностям, и здесь проявляется  то, насколько ребенок умеет быть частью коллектива, насколько он умеет  защищать свою позицию и принимать  другую. Наблюдение за ребенком в процессе его игровой деятельности поможет  увидеть особенности становления  его личности.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная  и порой драматичная картина  отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.  
Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми. В данной статье мы постараемся осветить все эти вопросы. Первое яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

Информация о работе Воспитание у детей культуры поведения