Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 18:41, реферат
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Организация ЮНЕСКО объявила 2003 год годом толерантности. Это объяснимо т.к. события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Бывший президент России
В.В. Путин разработал программу «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», которая направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, и антисемитизма в гражданском обществе. Исходя из всего выше сказанного, проблему толера-
нтности можно отнести к воспитательной проблеме.
Принципы
воспитания толерантной личности
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.
1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
Условиями реализации данного принципа являются:
• добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
• доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности;
• оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми;
• предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
• дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами;
• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
• нужно опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
• в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
• педагог должен не только призывать ребенка к толерантности, но и быть толерантным;
• педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
• поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
• защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
• в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.
Условиями реализации данного принципа являются:
• соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентации ребенка;
• обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;
• ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;
« учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т. д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
• процесс воспитания толерантности строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;
• школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
• педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;
• все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;
• определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;
• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
• учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентации при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности.
• предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.
В
практической педагогической деятельности
этот принцип реализуется в
• работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на нормы, интериоризированные каждым ребенком, и групповые нормы и интересы;
• успех в воспитании толерантности при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
• осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться объективной информацией об учащемся;
• педагог только на основе взаимодействия с учеником должен вести поиск способов коррекции его поведения;
• постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:
• стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;
• совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
• самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем;
• стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
•
оказание помощи детям в анализе проблем
социальных отношений и вариативном проектировании
своего поведения в сложных жизненных
ситуациях, связанных с отношениями с
людьми или группами людей.
В
практической педагогической деятельности
этот принцип реализуется в
• проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
• ребенок должен добиваться успеха в своих отношениях с людьми только на основе осознания необходимости установления этих отношений;
• нельзя предусмотреть все варианты отношений с людьми, но человеку надо быть готовым к их установлению.
5. Принцип
создания толерантной среды
Создание
толерантной среды предлагает взаимную
ответственность участников педагогического
процесса, сопереживание, взаимопомощь,
способность вместе преодолевать трудности.
Этот принцип также означает, что в классе
и социальном окружении доминируют творческие
начала при организации учебной и внеучебной
деятельности, при этом творчество рассматривается
учащимися и педагогами как универсальный
критерий оценки личности и отношений
в коллективе.
Реализация
этого принципа возможна при следующих
условиях:
• принятии общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе;
• предоставлении возможности каждому для самореализации и самовыражения;
• определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
• развитии детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;
• формировании позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической);
• наличии отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.
Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:
• школа для ребенка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность педагогов и товарищей к своим успехам и неудачам;
• педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;
• общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;
• необходимо реально уважать мнение детей, а не играть с детьми в уважение к ним;
•
каждый в коллективе должен быть творцом
отношений и новых дел; « толерантный педагог
воспитывает толерантных учащихся.
Содержание
«Воспитание толерантности у школьников»
Используемые
источники
«Воспитание толерантности у школьников».