Воспитание толерантности у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 18:41, реферат

Описание работы

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.


Организация ЮНЕСКО объявила 2003 год годом толерантности. Это объяснимо т.к. события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Бывший президент России

В.В. Путин разработал программу «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», которая направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, и антисемитизма в гражданском обществе. Исходя из всего выше сказанного, проблему толера-

нтности можно отнести к воспитательной проблеме.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Принципы  воспитания толерантной личности 

Успешность  решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.

1. Принцип  субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

Условиями реализации данного принципа являются:

•    добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

•    доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности;

•    оптимистическая  стратегия  в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми;

•    предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

•    дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами;

•    учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых  интересов.

     В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

•    нужно опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

•    в  общении  с  ребенком должно  доминировать уважительное отношение к нему;

•    педагог должен не только призывать ребенка к толерантности,  но и быть толерантным;

•    педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных  проблем;

•    поэтапно решая воспитательные задачи, педагог  должен   постоянно   искать   варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

•    защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

•    в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические  отношения,   которые не допускают унижения достоинства детей.

2. Принцип  адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.

Условиями реализации данного принципа являются:

•    соответствие  воспитательных  задач  реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме;

•    координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентации ребенка;

•    обеспечение взаимодействия с семьей,  реализация параллельного действия на семью и ребенка;

•    ориентация педагогического процесса на реальные  нормы,  доминирующие  в  группах социума;

« учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т. д.);

•    коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.

     В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих  правилах:

•    процесс воспитания толерантности строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая  особенности  экономики,  политики, духовности общества;

•    школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

•    педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;

•    все участники воспитательного процесса должны  взаимодействовать.

3. Принцип  индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

•    мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;

•    определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;

•    выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

•    учет  индивидуальных  качеств  ребенка,   его ценностных ориентации при выборе воспитательных средств, направленных на развитие  его  толерантности.

•    предоставление возможности школьникам в самостоятельном   выборе   средств   общения со взрослыми и сверстниками.

     В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих  правилах:

•    работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на нормы, интериоризированные каждым ребенком, и групповые нормы и интересы;

•    успех в воспитании толерантности  при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

•    осуществляя  выбор  воспитательного  средства, необходимо пользоваться объективной информацией об учащемся;

•    педагог только на основе взаимодействия с учеником должен вести поиск способов коррекции его поведения;

•    постоянное отслеживание эффективности воспитательного  воздействия  на  каждого  ребенка определяет совокупность воспитательных средств,  используемых педагогами.

4. Принцип  рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:

•    стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;

•    совместный с педагогом анализ решения различных  проблем  социальных  отношений  в реальных и имитируемых ситуациях (социальные  пробы);

•    самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем;

•    стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

•    оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании  своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей. 

     В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих  правилах: 

•    проблемы  отношений  детей надо решать с детьми, а не за них;

•    ребенок должен добиваться успеха в своих отношениях с людьми только на основе осознания   необходимости   установления   этих отношений;

•    нельзя предусмотреть все варианты отношений с людьми, но человеку надо быть готовым к их установлению.

5. Принцип  создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.

Создание  толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. 
 
 
 

Реализация  этого принципа возможна при следующих условиях: 

•    принятии  общих  правил  отношений,   единых  для   всех  учащихся,   обучающихся  в классе;

•    предоставлении возможности  каждому для самореализации и самовыражения;

•    определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

•    развитии детского самоуправления, инициативы  и  самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;

•    формировании   позитивного   отношения   к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической);

•    наличии отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Этот  принцип отражается в ряде правил  организации педагогической деятельности:

•    школа для ребенка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность педагогов и товарищей к своим успехам и неудачам;

•    педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;

•    общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;

•    необходимо реально уважать мнение детей, а не играть с детьми в уважение к ним;

•    каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел; « толерантный педагог воспитывает толерантных учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

  1. М.И. Рожков., Л.В. Байбородова.,  М.А. Ковальчук:

«Воспитание толерантности у школьников»

  1. http://yspu.org/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемые  источники 

      1. http://yspu.org/
      2. М.И. Рожков., Л.В. Байбородова.,  М.А. Ковальчук:

«Воспитание толерантности у школьников».

Информация о работе Воспитание толерантности у школьников