Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ методов и приемов формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности дошкольников, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции, выполняет самостоятельная познавательная деятельность детей и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Введение……………………………………………………………………………..………3
Глава I. Теоретические и методические основы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «самостоятельность». Факторы, влияющие на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………6
1.2 Самостоятельность деятельность старшего дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка ………........13
Глава II. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Игра как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…21
2.2 Учебная и игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………….….…25
Заключение ………………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы ……………………………………………….…30
В дошкольном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия.
Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку своих действий и ряде других.
К
концу дошкольного возраста, повышенное
значение для детей приобретают
отношения со сверстниками. Здесь
открываются дополнительные возможности
для активного использования
этих отношений в учебно-
Трудолюбие
и самостоятельность, развитая способность
к саморегуляции создают
В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми.
Игра и учеба - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры.
Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
В качестве таковых и выступают дидактические игры. “ Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок”.
Задача
воспитателя - сделать плавным, адекватным
переход детей от игровой деятельности
- к учебной. Решающую роль в этом
имеют дидактические игры.
Заключение
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами.
Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности.
Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность”
- очень много аспектный и
Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте - это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности.
Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его `глупым` затеям. Итог один - отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности.
Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью - просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок `мается`, не знает, чем себя занять - то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится.
Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя - короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.
Синдром беспомощности - это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей - инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.
Особо
грубые формы задержки свойственны
детям, которые с раннего возраста
воспитывались в детских домах,
круглосуточных группах детского сада
и т.д.
Список литературы
1. Абузярова Л. Предметно - развивающая среда ДОУ.// - Москва.: Просвещение Ребёнок в детском саду. 2004. - с.345.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - Москва, 1977 с.254.
3.
Блонский П.П. Дошкольный
4.
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель
и дети: Учебное пособие для
воспитателей дошкольных
5. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. – Москва .-1999 с. 98.
6.
Воспитываем дошкольников
7. Воскресенская В.Создаём развивающую среду сами. //Донецк./В.2004.№1 с. 279.
8.
Власова Т.А. К проблеме
9.
Выготский Л.С.Кризис трёх лет.
10. Воспитание детей в игре/Под ред.Д.В.Мендэжерицкой. - Москва .:Просвещение.1979. с. 312
11.
Година Г. Н.
12. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. // Москва:Д.в.-1988.-№11 с.664.
13.
Гуськова Т.В. Можно ли
с.269.
14.
Дошкольная педагогика.Под
15.
Игра дошкольника/Л.А.Абрамян,
16. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятеьности. //Каплан Л.И. Посеешь привычку-пожнёшь характер.- Москва, 1980 с.312.
17.
Камерина Н. Деловое
18.
Кузнецова С. Обновление
19.
Кузавкова К.П.Формирование
20.
Маханёва М. Влияние среды на
формирование и развитие
21.
Мухина В.С.Возростнная
22.
Основы дошкольной педагогики/
23.
Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина
Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей
среды в дошкольном учреждении.
М., Научно-методическое
24. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//ДуброваВ.П., МилашевичЕ.П.Педагогическая практика в детском саду.-м., Москва: 1998 с.100.
26. Самостоятельность у детей: фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина» Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». //Д.в.-1995. Москва: №11 с.229.
27.
Теплюк С. Истоки
28.
Усова А.П.Роль игры в
29.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.
Практикум по детской