Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ методов и приемов формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности дошкольников, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции, выполняет самостоятельная познавательная деятельность детей и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………3
Глава I. Теоретические и методические основы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «самостоятельность». Факторы, влияющие на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………6
1.2 Самостоятельность деятельность старшего дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка ………........13
Глава II. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Игра как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…21
2.2 Учебная и игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………….….…25
Заключение ………………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы ……………………………………………….…30

Работа содержит 1 файл

курсовая айдан ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

   В дошкольном возрасте открываются новые  возможности для стимулирования психического развития ребенка через  регуляцию его отношений с  окружающими людьми, особенно с учителями  и родителями, к воздействиям которых  в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия.

   Речь  идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку своих действий и ряде других.

   К концу дошкольного возраста, повышенное значение для детей приобретают  отношения со сверстниками. Здесь  открываются дополнительные возможности  для активного использования  этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.

   Трудолюбие  и самостоятельность, развитая способность  к саморегуляции создают благоприятные  возможности для развития детей  дошкольного возраста и вне непосредственного  общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет о способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом.

   В этом возрасте важно обеспечить ребенка  различными дидактическими развивающими играми.

   Игра  и учеба - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры.

   Переход от игры к серьезным занятиям слишком  резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

   В качестве таковых и выступают  дидактические игры. “ Игра должна быть организована так, чтобы в ней  предчувствовался будущий урок”.

   Задача  воспитателя - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами.

   Поэтому проблема воспитания самостоятельности  в детском саду на современном  этапе жизни общества приобретает  особую актуальность и значимость.

   Первые  проявления самостоятельности в  детской деятельности усматриваются  еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности.

   Каждый  вид детской деятельности оказывает  своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

   В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

   “Самостоятельность” - очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая  собственные конкретные критерии.

   Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте - это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности.

   Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание  уберечь от неминуемого поражения  или презрительное отношение  к его `глупым` затеям. Итог один - отмирание  инициативности как первого звена в формировании самостоятельности.

   Естественно, не проявятся и все последующие  ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность  не отмирает полностью - просто переносится  ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок `мается`, не знает, чем себя занять - то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится.

   Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя - короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

   Синдром беспомощности - это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей - инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.

   Особо грубые формы задержки свойственны  детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.  
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы

   1. Абузярова Л. Предметно - развивающая  среда ДОУ.// - Москва.: Просвещение Ребёнок в детском саду. 2004. - с.345.

   2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - Москва, 1977 с.254.

   3. Блонский П.П. Дошкольный возраст.//Блонский П.П.. Педология. – Москва ., 2000 с.119.

   4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель  и дети: Учебное пособие для  воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей  и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. И доп.- Москва .-: Издательство «Ювета», 2001 с.176.

   5. Волосова Е. Развитие ребёнка  дошкольного возраста. – Москва .-1999 с. 98.

   6. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос.  Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000 с.192.

   7. Воскресенская В.Создаём развивающую среду сами. //Донецк./В.2004.№1 с. 279.

   8. Власова Т.А. К проблеме воспитания  самостоятельности у старших  дошкольников в процессе художественного  ручного труда.//Когнитивные и  аффективные аспекты развития  личности на разных возрастных этапах: Сб. науч. Трудов/Редкол.: Н.В. Мельникова/отв. Ред./и др.- Шадринск, изд. Шадринского пединститута.1995 с.198.

   9. Выготский Л.С.Кризис трёх лет.//Д.образование.-2005.№15 с.124.

   10. Воспитание детей в игре/Под  ред.Д.В.Мендэжерицкой. - Москва .:Просвещение.1979. с. 312

   11. Година Г. Н. Самостоятельность  дошкольников и её внимание  на развитие детских взаимоотношений  //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под  ред.В.Г Нечаевой, Москва: Педагогика, 1972 с.111.

   12. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. // Москва:Д.в.-1988.-№11 с.664.

   13. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать  ребёнка самостоятельным? Москва: //Д.в.-№8

   с.269.

   14. Дошкольная педагогика.Под редакцией  В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой. М., Просвещение.1988 с.270.

   15. Игра дошкольника/Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артёмова и др.; Под ред.С.Л.Новосёловой.-М.: Просвещение, 1989 с.286.

   16. Каплан Л.И. Первые проявления  самостоятеьности. //Каплан Л.И. Посеешь  привычку-пожнёшь характер.- Москва, 1980 с.312.

   17. Камерина Н. Деловое построение  развивающей среды//Дет. сад. Управление.2003.-№2 с.50.

   18. Кузнецова С. Обновление предметно-развивающей  среды/с. Кузнецова, г. романова// Москва: Ребёнок в д./с.-2004.34 с.565.

   19. Кузавкова К.П.Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь, Москва:1975 с.57.

   20. Маханёва М. Влияние среды на  формирование и развитие личности ребёнка.//Д./в. Москва: -1992.№2 с.46.

   21. Мухина В.С.Возростнная психология. -Москва.-1988.

   22. Основы дошкольной педагогики/Под  ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова,-Москва ., 1980. с. 234

   23. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина  Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей  среды в дошкольном учреждении. М., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 1993. с. 345

   24. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//ДуброваВ.П., МилашевичЕ.П.Педагогическая практика в детском саду.-м., Москва: 1998 с.100.

   26. Самостоятельность у детей: фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина» Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». //Д.в.-1995. Москва: №11 с.229.

   27. Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника)//Д.в.1991.0 Москва:№7 с.671.

   28. Усова А.П.Роль игры в воспитании детей/Под ред.А.В.Запоржца.-М.1976. с.256

   29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.  Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических  институтов, учащихся педагогических  училищ и колледжей, воспитателей  детского сада/Пд ред. Г.А.Урунтаевой,.М.:Просвещение: Владос, 1995 с.391.

Информация о работе Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждение