Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ методов и приемов формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности дошкольников, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции, выполняет самостоятельная познавательная деятельность детей и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………3
Глава I. Теоретические и методические основы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «самостоятельность». Факторы, влияющие на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………6
1.2 Самостоятельность деятельность старшего дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка ………........13
Глава II. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Игра как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…21
2.2 Учебная и игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………….….…25
Заключение ………………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы ……………………………………………….…30

Работа содержит 1 файл

курсовая айдан ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

   Существует  множество различных направлений  в исследовании природы активности и самостоятельности детей. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы воспитания схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др [5,с.62].

   В педагогической работе ученые теоретики  в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют  и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи - инициативности, самостоятельности, творческой активности - как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

   Изучая  сущность самостоятельной деятельности дошкольника в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность - познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной деятельности ребенка. При формировании знаний и умений ребенка стереотипный, в основном вербальный способ воспитания, становится малоэффективным. Роль самостоятельной деятельности дошкольников возрастает так же в связи с изменением цели воспитания, его направленностью на формирование навыков и творческой деятельности.

   Второе  направление берет свое начало в  трудах Я.А. Коменского. Содержанием  его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения дошкольников в  самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь воспитание, деятельность воспитателя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ребенка. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях воспитательного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности дошкольника в учебном познании окружающего мира. Практика воспитания во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы дошкольников в процессе занятий и дома [30,с.111].

   Третье  направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались  в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов - предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности дошкольника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

   Однако, существуют некоторые структурные  принципы анализа значения, места  и функции самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

   Первая  группа:

   - содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах,  восприятиях и представлениях;

   - оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

   - результативный компонент: новые  знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

   Вторая  группа:

   - содержательный компонент: выделение  познавательной задачи, цели самостоятельной деятельности;

   - процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных  способов действий, ведущих к  достижению результатов;

   - мотивационный компонент: потребность  в новых знаниях, выполняющих  функции словообразования и осознания деятельности.

   Собственно  процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив - план (действие) - результат [30, с.117].

   Итак, в социальном плане самостоятельная  деятельность может рассматриваться  в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.

   Проблема  самостоятельной работы всегда приковывала  к себе внимание наших ученых и  педагогов-практиков. И это закономерно: одно из условий эффективности воспитание - привитие детям навыков самостоятельной работы над различным материалом, что объясняется теми целями и задачами, которые стоят в настоящее время перед нашими дошкольными учреждениями: подготовить молодое поколение к жизни, к активному участию в труде.

   Эти навыки необходимы им в период обучения в школе и по окончании школы. Следовательно, проблема активизации  самостоятельности дошкольников в  процессе воспитательной работы - одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.

   Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

   Важную  роль самостоятельной работе отводили Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Если  наши дети, - писал Н. Г. Чернышевский, - хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями».

   Большое значение придавал самостоятельной  работе К. Д. Ушинский. Он считал, что  воспитатель должен не только давать детям знания, но и направлять их умственную деятельность. Дошкольники должны «по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

   Необходимость самостоятельной работы в дошкольном учреждении отстаивала и Н. К. Крупская.

   Некоторые вопросы самостоятельной деятельности нашли отражение в современных  исследованиях и пособиях по дидактике.

   Дидактические вопросы самостоятельной работы дошкольников отражены в книге известного советского педагога Б. П. Есипова «Самостоятельная работа дошкольников на занятиях».

   В книге освещаются вопросы о значении самостоятельной работы, о формах и видах самостоятельной работы при объяснении материала, о самостоятельной  работе с целью формирования умений и навыков, о самостоятельной  работе в процессе повторения и обобщения знаний, вопрос об организации самостоятельной работы и руководстве ею воспитателем.

   Автор подчеркивает, что активная самостоятельная  работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность  ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка

   Вопросы самостоятельной деятельности рассматриваются  в статье И. Т. Огородникова «Дидактические основы повышения самостоятельности  и активности ребенка». Автор указывает  на важность координации изложения  материала воспитателем и самостоятельной деятельности дошкольника. Сочетание между этими элементами обучения достигается постепенным наращиванием степени трудности в самостоятельной работе. Автор рекомендует такую систему этой работы:

   1) сначала дети излагают уже  изученный материал;

   2) затем детям предлагается ответить  на вопросы;

   3) после этого дети учатся обобщать знания [28,с.76].

   Проблема  активизации мыслительной деятельности дошкольников в процессе самостоятельной  работы освещается в статье М. А. Данилова «Воспитание дошкольников самостоятельности и творческой активности в процессе их деятельности».

   Автор подчеркивает, что цель самостоятельной деятельности - развитие мыслительных способностей ребенка. Важную роль в этом играет обучение детей навыкам такой работы.

   Таковы соображения авторов названных работ по дидактическим вопросам самостоятельной работы. Эти соображения являются педагогической основой, на которую следует опираться и при решении вопросов самостоятельной работы по конкретным видам самостоятельной деятельности дошкольников.

   Анализ  монографических работ, посвящённых  проблеме организации самостоятельной  деятельности дошкольников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие  самостоятельной деятельности трактуется неоднозначно:

   Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [19,с.124].

   Во-первых, в данном определении принимаются  во внимание психологические детерминанты самостоятельной деятельности дошкольника: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

   Попробуем более точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.

   “Самостоятельность” - очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность - как характеристика деятельности дошкольника в конкретной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

   “Самодеятельность” - субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с  личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

   “Самоактивация” - это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

   “Самоорганизация” - свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

   “Саморегуляция” - изначально психологическое обеспечение  деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

   “Самоконтроль” - необходимый компонент самой  деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

   Во-вторых, акцентируется внимание на том, что  самостоятельная работа связана  с работой дошкольника в группе и является следствием правильной организации  учебно-познавательной деятельности в процессе воспитания.

   А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная  деятельность дошкольника есть следствие  правильно организованной его учебной  деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное  её расширение, углубление и продолжение  в свободное время. Для воспитателя это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач. Но в целом это параллельно существующая занятость дошкольника по выбранной программе усвоения какого-либо материала в процессе обучения.

   В-третьих, самостоятельная деятельность рассматривается  как высший тип учебно-познавательной деятельности, требующий от ребенка  достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ему удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания [22,с.86].

Информация о работе Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждение