Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:51, контрольная работа
Семейная атмосфера - отношения, ценности и родственные связи внутри малой семьи - создает исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. Из этого опыта ребенок усваивает представление о себе, других и о целом мире. Это создает его ценности и обеспечивает проверку его действий. В общем, все дети испытывают на себе влияние семейной атмосферы, которая устанавливается родителями. Сходство родных братьев и сестер указывает на их общий жизненный опыт, приобретенный дома, на те ценности, которые они восприняли и на образцы поведения, на которых они были воспитаны. Именно через этот социальный комплекс ребенок и учится адаптироваться.
Введение 3
1. Формирование полоролевой идентичности ребенка 4
2. Психологические особенности мальчиков и девочек 7
3. Игрушки, игры и одежда в семье с разнополыми детьми 11
4. Трудовое воспитание мальчиков и девочек 12
5. Родительские подходы в воспитании мальчиков и девочек 13
Заключение 17
Литература 18
До года-полутора игрушки не носят различия по половой принадлежности владельца, это погремушки, пищалки, стучалки, кубики, каталки, пирамидки и т. д. После года девочкам начинают дарить куклы, посуду, коляски и украшения, а мальчикам машинки, паровозики, конструкторы, молотки и спортивный инвентарь. Это замечательные подарки, особенно если сам ребенок просит их. Однако, такие игрушки могут стать и вредными, если взрослые будут постоянно подчеркивать этими подарками половые различия детей, тем самым подчеркивая, что женский (или мужской) пол пригоден только для определенного круга занятий, особенно если в доме есть разнополые дети, а родители ревностно следят, чтобы каждый из детей играл только в «свои» игрушки.
При выборе подарка важнее всего учитывать личность ребенка, его игровые предпочтения. Важно покупать ребенку те игрушки, которые ему нравятся, не забывая про его увлечения. В раннем детстве игрушки должны соответствовать прежде всего не полу, а интересам и возрасту ребенка. Например, неплохо было бы уважить просьбу активной девочки поставить ей спорткомплекс (по мере возможности) или купить машинку, а мальчику приобрести набор игрушечной посуды.
Некоторые педагоги считают, что для мальчиков нормально играть в куклы. Это больше родительское стремление, чем женское, и не надо его угнетать. И потом, желание играть в куклы или шить на них одежду совсем не означает желание быть девочкой. А мужчина-модельер в наше время никого не удивит.
Если родители отнимают у ребенка игрушки, то мужественность ребенка от этого не усиливается. Показывая ребенку, что его мужская сущность не соответствует норме, родители вселяют в него чувство неполноценности. Кроме того, не стоит забывать, что существует много универсальных развивающих игрушек. Это конструкторы, пазлы, мозаики и домино, различные развивающие авторские игрушки.
Похожий вопрос возникает и с одеждой. Дети должны знать, что есть мужская и женская одежда, но совершенно не обязательно на прогулку одевать красивое платьице, если ребенку хочется покататься с горок и побегать. Одежда на улице должна быть удобной и практичной, должна давать ребенку максимум свободы.
Помогая
родителям в хозяйстве
Не стоит четко разделять домашние обязанности. Нет ничего плохого в том, что мальчики будут мыть посуду или пол. Они станут лишь более независимыми в плане быта, научатся ценить домашний труд и создаваемый женщинами уют. Мальчик, приученный к домашним делам, сможет быть хорошим помощником жене.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что самое главное в полоролевом воспитании, - привить мальчикам желание быть мужчиной, а девочке – женщиной. Этому будет способствовать любовь родителей их забота, внимание, чуткость и положительный пример. Искренность, терпение и готовность понять помочь, любовь и уважение в семье – вот база для формирования здоровой, гармоничной личности. Необходимо помнить, что ваш ребенок прежде всего личность со своими особенностями, а уже потом мальчик или девочка. Если у вас активная, подвижная девочка или тихий, спокойный мальчик – не надо ломать личность позвольте им быть самими собой.
Конечно, у женщин и мужчин есть свои роли, но в современной жизни никого не удивляет женщина, руководящая фирмой, управляющая автомобилем, или мужчина-парикмахер или стилист. Очень хочется чтобы наши дети, вне зависимости от их пола росли счастливыми и приспособленными к жизни.
Специфические различия между детьми разного пола определяются не только биологическими предпосылками. Большая часть этих различий формируется или закрепляется уже в процессе воспитания, поскольку родители с первых дней сознательно или неосознанно растят своего малыша в соответствии со своими представлениями о том, каким должен быть будущий мужчина, какой - будущая женщина [1].
С самого начала родители общаются с мальчиками и девочками несколько по-разному. Замечено, что матери проявляют большую чувствительность к настроению сыновей, чаще прикасаются к ним, острее реагируют на проявления беспокойства. Отцы стараются пробудить в мальчике большую двигательную активность и исследовательское поведение - например, гуляя с сыном, папа, как правило, находится от него на большем расстоянии и старается без необходимости не спешить на помощь. В то же время с девочками больше разговаривают, быстрее предлагают помощь при затруднениях. Будущему мужчине обычно приписывают и стараются привить такие черты, как смелость, настойчивость, самостоятельность, сдержанность в проявлении чувств и активность "жизненной позиции". От будущей женщины ожидают изящества, мягкости, внимания и сочувствия к другим, готовят ее к роли хорошей хозяйки и матери.
Все усредненные показатели - вовсе не повод "подтягивать за уши" к ним каждого конкретного малыша или беспокоиться, если ваш маленький мальчик или девочка проявляют себя как-то "нетипично". С точки зрения исследователей, "в общественной и личной жизни наиболее адаптивны и продуктивны мужчины и женщины, гармонично сочетающие психологические признаки обоих полов, но при этом сохраняющие отчетливую половую идентичность". Другими словами, отдельные черты и особенности поведения, обычно приписываемые противоположному полу, будут только способствовать успеху в жизни, если они при этом не мешают оставаться "настоящими" мужчиной или женщиной. Рассмотрим примеры: мальчик, увлеченно играющий с куклой, почему-то вызывает либо насмешки, либо опасения, что с ним "что-то не так". Однако молодой отец, умело переодевающий ребенка, удостоится восхищенных взглядов и комплиментов "сторонней публики". Маленькая упрямица и непоседа, своим своенравием доводящая до изнеможения родителей и воспитателей, возможно, в будущем достигнет больших профессиональных успехов именно благодаря своей "неженской" настойчивости и нежеланию следовать заданным стандартам.
Тенденции развития современного общества таковы, что особенности традиционно мужских и женских ролей все больше теряют свою специфичность. Так что если дочка просит подарить ей набор машинок или инструментов - не отказывайте, возможно, у нее не меньше оснований, чем у мальчиков-ровесников, представлять себя в роли умелой автомобилистки. Конечно, все хорошо в меру: если вы замечаете, что интересы вашего ребенка сосредоточены преимущественно в тех областях, которые обычно осваивают дети противоположного пола, стоит попытаться сформировать для него круг общения и виды активности, вовлекающие в "традиционные" для его пола игры или занятия [4].
Разумеется, необходимо воспитывать в ребенке осознание принадлежности к определенному полу, учить соответствию особенностей поведения. Но каким образом и в какие моменты это лучше делать? Часто о различиях между мальчиками и девочками взрослые заговаривают в негативной ситуации, когда хотят что-то запретить, пожурить, а то и высмеять ребенка, ведущего себя "не по правилам". В результате формируется зависть к противоположному полу и нелюбовь к своему собственному. А ведь хуже подспудного "несогласия" со своим собственным полом мало что можно придумать. Для психического и душевного равновесия, формирования адекватной самооценки, построения гармоничных отношений ребенку необходимо научиться принимать себя со всеми индивидуальными особенностями. И, конечно, принадлежность к мужскому или женскому полу - одна из основных составляющих самоощущения. Поэтому так важно, чтобы осознание и освоение "гендерной роли" (особенностей поведения, ожидаемых обществом от представителя того или иного пола) происходило в условиях положительного подкрепления, когда у ребенка есть возможность искренне порадоваться, что он родился именно мальчиком или девочкой [5].
Наиболее важные особенности воспитания мальчиков и девочек отражены в рекомендациях для родителей, представленных в книге Еремеевой В.Д. и Хризман Т.П. "Мальчики и девочки - два разных мира" [4]:
Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим. Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто родители неправильно реагируют на поступки детей, потому что не понимают, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному.
Какой мужчина вырастет из мальчика и какая женщина - из девочки зависит от множества социокультурных условий: образовательного уровня родителей, моральных принципов, усвоенных ими в детстве, и их собственного сексуального опыта, а также от общих ценностных ориентаций культуры, на которые осознанно или неосознанно равняются индивидуальные семейно-бытовые отношения, телесный канон, вербальные запреты, вероисповедание и т.п. Важно учитывать эти исторические, национальные, культурные, религиозные особенности в организации процесса воспитания в ходе формирования в детях женской или мужской индивидуальности. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности мальчика или девочки. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям. А.С.Макаренко писал: "Наши дети - это будущие отцы и матери. Они тоже будут воспитывать своих детей. Они должны вырасти… хорошими отцами и матерями. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это вина перед другими людьми" [7. C.376].