Воспитание навыков общения дошкольников

Автор: Нонна Евзорова, 02 Июня 2010 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка. Она получила название «Субъектно-субъектной» модели. Сущность её заключается в смене позиции педагога.
Педагогическое творчество – непременное условие современного процесса воспитания, центральной фигурой которого стал ребёнок. Он представляет собой неповторимую личность. А значит, требует к себе особых, индивидуальных способов воздействия и форм общения. Таким образом, педагог в настоящее время испытывает необходимость творчески их преобразовывать, творчески и взаимодействовать, а так же сотрудничать со своими воспитанниками. Поэтому одним из важных условий воспитания навыков общения является сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми. Оно так же обуславливается необходимостью индивидуального подхода, так как каждое воздействие на ребёнка преломляется через «внутренние условия» - индивидуальные особенности, без учёта которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
В концепции детского развития раскрыты основные вопросы альтернативной личностно–ориентированной модели. Где воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Её цель содействовать становлению ребёнка как личности. Спецификой является то, что взрослый не подгоняет развитие каждого ребёнка к определённым канонам, а предупреждает возникновение тупиков личностного развития. Здесь раскрывается понятие – «сотрудничество», являющееся тактикой воздействия и общения с ребёнком, в которой позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества. Взрослые через различные средства и методы формируют у ребёнка навыки общения, качества и культуру поведения. При этом взгляд на воспитуемого осуществляется в условиях сотрудничества, как на полноправного партнера, отрицая манипулятивный подход к детям. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, а так же формируется чувство коллективизма. При такой модели общения воображение детей, их мышление не скованы страхом неудачи, они более раскрепощены.
При этом личностно - ориентированная модель общения не в кой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения планомерной педагогической работы. Она является лишь фундаментальной основой, первым этапом в становлении развитой личности.
Таким образом, сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми является не только важным условием воспитания навыков общения, формирования социального поведения детей, но и аспектом ключевой позиции обновления детского сада.
Цель исследования: выявить, какие условия будут способствовать эффективному осуществлению воспитания навыков общения дошкольника.
Объектом исследования является: процесс воспитания навыков общения у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является: общение воспитателя с детьми на основе сотрудничества и взаимодействия, как психолого-педагогическое условие, необходимое для осуществления воспитания навыков общения.
Гипотеза: если общение воспитателя и детей будут основываться на сотрудничестве и взаимодействии, то процесс воспитания навыкам общения дошкольников будет протекать более эффективно и продуктивно.
Задачи исследования:
1. Анализ педагогической, психологической и методической литературы.
2. Уточнить и углубить знания о методах, формах и средствах общения воспитателя с детьми в разных возрастн

Работа содержит 1 файл

общение и сотрудничество.rtf

— 267.62 Кб (Скачать)

     Вывод:

     Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка. [2]

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Воспитание навыкам общения - целенаправленный процесс приобщения к моральным ценностям всего человечества и к конкретному обществу.

     Результатом процесса воспитания навыкам общения является появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств.

     Оно оказывает существенное влияние на личность ребёнка: на формирование воли, характера, отношение к окружающему…

     Антон Семенович Макаренко неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении общественного облика ребёнка. Многочисленные исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы коммуникативных качеств личности. Первый опыт коммуникативного поведения складывается у ребёнка в процессе общения с взрослым. И воспитатель является источником, удовлетворяющим социальную потребность в общении.

     Конечно, содержание общения должно быть педагогически ценным, только тогда оно окажет на ребёнка нужное воздействие. Проводя анализ педагогической, методической, психологической литературы по данной теме, мы доказали гипотезу исследования: мы выяснили, что общение, основываясь на сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми, способствует эффективному осуществлению процесса воспитания навыков общения. А именно, сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми, не только предполагает совместную деятельность, но и использование альтернативной - личностно-ориентированной модели общения. Так как современное общество переходит на использование этой модели общения, то данная тема является очень актуальной. 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. «Беседы на этические темы». // Д/в №4 - 88.
  2. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. , 2001.
  3. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. Дошкольная педагогика:   2-е изд. - М. , 2007.
  4. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М., 2005.
  5. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. - М. , 2004.
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М.
  7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - М., 2008.
  8. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: 2-е изд., доп. - М., - 2005.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998.
  10. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М, 2002.
  11. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения».// Педагогический вестник. №1. - 2004.
  12. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
  13. Островская Л. Ф. «Поведение - результат воспитания».// Д/в №5 - 77.
  14. Островская Л. Ф. Педагогические знания родителям. - М., 2003.
  15. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 2006.
  16. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2006.
  17. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 2005.
  18. Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения».// Д/в №3-2009.
  19. Теплюк С. «Об опрятности и аккуратности». //Д/в №9-2008.
  20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2006.
  21. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.
  22. Чиркова Т. «Учет индивидуально - психологических особенностей детей».//Д/в. №5 - 2006.
  23. Юдина «Уроки вежливости». Д/в №4 - 2008.
  24. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М., 2006.
  25. Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков». // Д/в №8 - 2009.

Информация о работе Воспитание навыков общения дошкольников