Автор: Нонна Евзорова, 02 Июня 2010 в 12:56, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка. Она получила название «Субъектно-субъектной» модели. Сущность её заключается в смене позиции педагога.
Педагогическое творчество – непременное условие современного процесса воспитания, центральной фигурой которого стал ребёнок. Он представляет собой неповторимую личность. А значит, требует к себе особых, индивидуальных способов воздействия и форм общения. Таким образом, педагог в настоящее время испытывает необходимость творчески их преобразовывать, творчески и взаимодействовать, а так же сотрудничать со своими воспитанниками. Поэтому одним из важных условий воспитания навыков общения является сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми. Оно так же обуславливается необходимостью индивидуального подхода, так как каждое воздействие на ребёнка преломляется через «внутренние условия» - индивидуальные особенности, без учёта которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
В концепции детского развития раскрыты основные вопросы альтернативной личностно–ориентированной модели. Где воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Её цель содействовать становлению ребёнка как личности. Спецификой является то, что взрослый не подгоняет развитие каждого ребёнка к определённым канонам, а предупреждает возникновение тупиков личностного развития. Здесь раскрывается понятие – «сотрудничество», являющееся тактикой воздействия и общения с ребёнком, в которой позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества. Взрослые через различные средства и методы формируют у ребёнка навыки общения, качества и культуру поведения. При этом взгляд на воспитуемого осуществляется в условиях сотрудничества, как на полноправного партнера, отрицая манипулятивный подход к детям. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, а так же формируется чувство коллективизма. При такой модели общения воображение детей, их мышление не скованы страхом неудачи, они более раскрепощены.
При этом личностно - ориентированная модель общения не в кой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения планомерной педагогической работы. Она является лишь фундаментальной основой, первым этапом в становлении развитой личности.
Таким образом, сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми является не только важным условием воспитания навыков общения, формирования социального поведения детей, но и аспектом ключевой позиции обновления детского сада.
Цель исследования: выявить, какие условия будут способствовать эффективному осуществлению воспитания навыков общения дошкольника.
Объектом исследования является: процесс воспитания навыков общения у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является: общение воспитателя с детьми на основе сотрудничества и взаимодействия, как психолого-педагогическое условие, необходимое для осуществления воспитания навыков общения.
Гипотеза: если общение воспитателя и детей будут основываться на сотрудничестве и взаимодействии, то процесс воспитания навыкам общения дошкольников будет протекать более эффективно и продуктивно.
Задачи исследования:
1. Анализ педагогической, психологической и методической литературы.
2. Уточнить и углубить знания о методах, формах и средствах общения воспитателя с детьми в разных возрастн
В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. [15]
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врачом, заведующей, муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после, напоминая, третьи - ни только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.
Например: Сережа входит в группу и сразу направляется к игрушкам. Воспитатель напоминает мальчику, что сначала нужно поздороваться. Ребенок отвечает: «Я уже здоровался там…» и рукой показывает на дверь. Это свидетельствует, что мальчик не понимает, почему при входе надо приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет Сереже, что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей - их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям. [13]
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в раздевальной комнате. В раздевальной комнате дети остаются очень долго, но они постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.
Нередко во время одевания можно увидеть, как дети выстраиваются в очередь к воспитателю, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить детей вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Почему дети порой не хотят обращаться за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят выглядеть перед ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу грубость. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной и бытовой деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть пуговицы, развязать шарфик и т.д., только надо его об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно - обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.
Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Часто можно видеть, как дети в младших группах старательно складывают кофточки, шорты…, а в средних группах небрежно заталкивают свои вещи в шкафы.
Некоторые воспитатели в средних группах, меньше внимания обращают на формирования у детей навыков и умений самообслуживания. Воспитатель вводит правило: «Каждой вещи - свое место» - и строго контролирует его выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.
Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.
Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых. [15]
С ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».
Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника.
Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого, как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Эти чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, в поведении. Поступки и поведение в свою очередь берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Главная особенность механизма воспитания навыкам общения заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключён, ни заменён другим. Что, например, произойдёт, если мы решим формировать доброту как качество личности и станем воспитывать у ребёнка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?
При
этом действие механизма воспитания навыкам
общения носит и гибкий характер: то есть
последовательность компонентов может
изменяться в зависимости от особенностей
качества (от его сложности и. т. п.) и от
возраста детей. Понятно, что опираться
на понимание и осознание важности формирования
того или иного качества личности у ребёнка
младшего дошкольного возраста, конечно,
нельзя. Но значит ли это, что ещё не пришло
время воспитывать его нравственно? Конечно,
нет! Надо изменять последовательность
и начинать не с сообщения знаний, а с формирования
эмоциональной базы, практики поведения.
Это послужит благоприятной основой для
последующего усвоения знаний. [9]
2.2
Методика воспитания навыкам общения
навыкам общения в разных возрастных группах
Первая младшая группа
Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок навыкам общения. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда - особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя.
Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться общение малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.
Создание предпосылок навыкам общения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в 1 младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми 1 младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. [15]
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.
На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.
Повторяя многократно в различных режимах такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание и т.д. доставляют ребенку радость; дети осваивают, что и, как и в какой последовательности надо делать.
Для более легкого овладения определенными навыками, действия, связанные с их усвоением, членят на операции.
Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков общения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.
Другой, также весьма эффективный способ - использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание.
Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Воспитание навыкам общения навыков общения осуществляется в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как происходит коммуникативное развитие каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно предлагает жизненные различные ситуации, поощряет и доброжелательное отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации, как для выявления уровня коммуникативного развития, так и для формирования опыта доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные стороны жизни детей - игровую, трудовую, учебную.