Воспитание личности в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:09, реферат

Описание работы

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогике готовый.docx

— 43.63 Кб (Скачать)

      Главнейшим  условием семейного воспитания Макаренко  считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут  дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.  

Коллектив и личность в книге  Л.Д. Столяренко “Основы психологии” 

      Л.Д. Столяренко в своей книге “Основы  психологии” очень много внимания уделяет личность и считает, что  коллектив значительно влияет на развитие личности.

      В книге говорится, что личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

      Личность  не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве “Я”, которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.

      Быть  личностью - значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого  решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить  самого себя и других, владеть арсеналом  приемов и средств, с помощью  которых можно овладеть собственным  поведением, подчинить его своей  власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести  ее бремя.

      Особенная и непохожая на других личность в  полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием “индивидуальность”. Индивидуальность выражается в наличии разного  опыта, знаний, мнений, убеждений, в  различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.  
 

      Коллективные  формы и способы  организации учебного процесса 

      Под коллективной формой обучения подразумевается работа учащихся, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом образовательного коллектива. Если такие учебные занятия проходят в классе, то это значит, что каждый ученик по очереди вступает в содержательное общение со всеми своими соклассниками, являясь то их учеником, обучаемым, то их учителем, т. е. обучающим; коллектив (т.е. все) обучает каждого и каждый обучает всех. Поэтому такая форма названа коллективной формой организации процесса обучения (КФО). В настоящее время эта форма организации осваивается многими педагогами школ.

      Под коллективным способом обучения (КСО) подразумевается общественно-исторический способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма (описанная выше) становится определяющей, системообразующей формой организации всей структуры учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях.

      Наступает время, когда новые задачи обучения и воспитания подрастающих поколений  не могут быть решены без коллективной формы организации учебных занятий  и перехода всех школ и учебных  занятий на КСО. Работа в группе позволяет  индивидуально регулировать объем  материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнить работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность  самостоятельно оценить свою работу без привычной пятибалльной системы  позволяет соблюсти принцип «отметочной  безопасности», развить интерес  к предмету. Использование опорных  сигналов (таблицы, схемы, образ мишени) облегчит запоминание изучаемого материала.

      Коллективные формы обучения расширяют возможности ребенка для усвоения программного материала и улучшают межличностные отношения учащихся, увеличивая сплоченность классного коллектива.

      Групповая работа на уроке, проводимая на основе диагностики, позволяет:

      1) педагогу индивидуально подходить  к процессу закрепления и отработки  самостоятельно открытого детьми  знания;

      2) увеличить речевую активность  ученика на уроке, что очень  важно на этапе актуализации  знаний и при первичном закреплении;

      3) обогатить социальный опыт детей  при взаимодействии внутри группы. Сочетание ролей консультанта  и консультируемого тренирует  ребенка, приучая его выступать  и в роли исполнителя, и в  роли управляющего процессом;

      4) сделать знания ученика более  осознанными и глубокими, поскольку  консультирование способствует  этому;

      5) не задерживать продвижение по  содержанию предмета одних учеников  и не форсировать ход усвоения  для других.

      Безоценочная система и реализация принципа комфортности делают ценным сам процесс овладения знаниями.

      Более сложно бывает определить индивидуальные шаги ребенка по овладению содержанием, выявить причины обнаружившихся у него затруднений, организовать урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного деятельностного обучения в групповой форме. Эти процессы требуют более тщательного исследования, результатом которого может стать появление технологии работы в группе на уроке. 

                                    Заключение

        А.Г. Ривин считает, что человеку  свойственно общаться, все человеческое  общество существует благодаря  общению и реализуется в нем.  Таким образом, человек живет  в обществе и развивается в  общении. Человеку как виду  необходима постоянная смена  внешних воздействий, а значит, ему должна быть предоставлена  возможность обогащать других  своей индивидуальностью, а также  обогащаться самому в процессе  взаимодействия с другими людьми. Таким образом, человеку для  полноценной деятельности необходима  смена обстановки. Еще две стороны  деятельности человека неразрывно  связаны: единство речевой и  мыслительной деятельности. Одна  всегда является катализатором  для другой. Поскольку через эти  три механизма осуществляется  человеческое развитие, они должны  стать основой для процесса  обучения.

      Что будет с нашей страной в  дальнейшем, зависит не столько от деятельности президента и правительства, сколько от работы учителей и поведения  родителей. Какими будут наши дети, когда они вырастут, – такой будет и наша страна. Я считаю, что главное – это не только дать образование нашим детям, но и воспитать их. А в этой ситуации групповая форма работы сочетает хорошую мотивацию к учебной деятельности с большим воспитательным потенциалом. 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:  

      1. И.П. Подласый “Педагогика” Москва, 1996

      2. А.С. Макаренко “О воспитании” Москва, 1988

      3. Л.Д. Столяренко “Основы психологии” Москва, 2000

      4.      Вахрушев А.А., Кузнецова И.В. Как мы предлагаем использовать                          технологию работы в малых группах // Начальная школа плюс До и После  № 6, 2003. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   СОДЕРЖАНИЕ 

      1.Введение.

      2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ

      3. А.С. МАКАРЕНКО. ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ И В ТРУДЕ

      4. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ В КНИГЕ Л.Д. СТОЛЯРЕНКО “ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ”

      5. Коллективные формы и способы организации учебного процесса

      6. Заключение

      7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Воспитание личности в коллективе