Воспитание личности в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:09, реферат

Описание работы

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогике готовый.docx

— 43.63 Кб (Скачать)
      
      Луганский национальныйуниверситет  им.Т.Г.Шевченка
      Реферат
      По  педагогике на тему:
       
      Воспитание  личности в коллективе.
      Выполнила:Гетманова Ольга Николаевна
 
 
      
      Группа: 3ПОХТ(мс)
       

 

Введение 

      Принципы  воспитания в своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов  наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и содействие детей педагогам, и  противодействие, и сопротивление  им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка  формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы  добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение  путём целенаправленного и духовного  насыщения всех областей детской  жизни. Педагогом должно учитываться  содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в  себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

      Принципы  воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации  воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и  в отличие от общих принципов  педагогического процесса, рассмотренных  нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении  воспитательных задач.

         
 
 
 
 
 
 

Методы  изучения коллективных явлений 

      Методы  изучения коллективных явлений И.П. Подласый в своей книге “Педагогика” описывает очень подробно. Он предлагает также различные тесты, как для педагогов, так и для учеников.

      Процессы  воспитания, образования, обучения имеют  коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их называют еще социологическими.

      Педагогический  аспект исследований закономерностей  человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем - наследования интеллектуальных, специальных и  моральных качеств.

      Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети - готовые  способности к определенному  виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности  как индивидуально-психологические  особенности личности, как условия  успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков - потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных  исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно - наследуются  не способности, а только задатки.

      Унаследованные  человеком задатки реализуются  или нет. Все зависит от того, получит  ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех  в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля  развить свой талант - зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.

      Особенно  острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие  потенциальные возможности для  развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к  неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин  считает, что для нормального  мозга нет генетической обусловленности  вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных  исследований.

      Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого  общества духовное, социальное, психическое  развитие происходить не может.  
 
 
 

А.С. Макаренко. Воспитание в коллективе и в труде 

      Вопрос  о воспитании молодого поколения  в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

      Большая заслуга А.С. Макаренко заключается  в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в  коллективе и через коллектив - это  центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

      “Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста”, - говорит Макаренко в статье “Некоторые выводы из моего педагогического  опыта”. Воспитание в коллективе и  через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и  теоретических произведениях. “Марксизм  учит нас, -, писал он, - что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива”.

      Под коллективом Макаренко понимал  не случайное скопление людей, а  объединение их для достижения общих  целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных  своих частей. Он подчеркивал, что  коллектив - часть советского общества: “через коллектив каждый его член входит в общество”.

      “Только создав единый школьный коллектив, можно  разбудить в детском сознании могущественную силу общественного  мнения как регулирующего и дисциплинирующего  воспитательного фактора”, - писал  Макаренко в статье “Проблемы  воспитания в советской школе”.

      Макаренко считал, что воздействовать на отдельную  личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность, Это положение он назвал “ Принципом  параллельного действия”. В этом принципе реализуется требование коллектива – “один за всех и все за одного”. “Принцип параллельного действия”  не исключает, однако, применения “принципа  индивидуального действия” - прямого, непосредственного воздействия  педагога на отдельного воспитанника.

      Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал “закон движения коллектива”. Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает  самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал “системой перспективных линий”. “Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то, и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных” – писал Макаренко в “Педагогической поэме”.

      Развитие  детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

      Педагог должен уметь увлечь весь коллектив  воспитанников и каждого из его  участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись  этой цели, надо не останавливаться  на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно  значимую, делать больше и лучше, чем  раньше. Искусство педагога заключается  в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

      Такова  в кратких словах сущность “системы перспективных линий” А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно  осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников  уверенность в их силах, поднимает  их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает весь коллектив стремиться к новым достижениям.

      Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет  большое значение, и ребенок, писал  Макаренко, должен играть, “надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю  его жизнь”. Эта сторона жизни  коллектива нашла свое яркое выражение  в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и  т.п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.

      Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В “Лекциях о воспитании детей” он говорил: “Правильное советское  воспитание невозможно себе представить  как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых  основных элементов”.

      Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются  в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

      Трудовая  деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых  Макаренко учреждениях; она непрестанно  развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного  труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел  к организации производительного  труда воспитанников в кустарных  мастерских.

      Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники(старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда. В процессе трудовой деятельности детей, говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

      Большого  внимания заслуживают указания Макаренко  о трудовом воспитании детей в  семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т.п.

      А.С. Макаренко внес много нового, оригинального  в освещение проблемы семейного  воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой  этой важной проблемы.

Информация о работе Воспитание личности в коллективе