Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:35, доклад
Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Интегрируются такие
виды работы, которые в конечном
итоге направлены на развитие связной
монологической речи. Центральное место
на занятии отводится развитию монологической
речи. Словарные, грамматические упражнения,
работа по воспитанию звуковой культуры
речи связаны с выполнением заданий
на построение монологов разных типов.
Объединение задач на комплексном
занятии может осуществляться по-разному:
связная речь, словарная работа,
звуковая культура речи; связная речь,
словарная работа, грамматический строй
речи; связная речь, звуковая культура
речи, грамматически правильная речь.
[3, с. 17]
Комплексное решение
речевых задач приводит к существенным
сдвигам в речевом развитии детей.
Методика, применяющаяся на таких
занятиях, обеспечивает высокий и
средний уровень речевого развития
большинства обучающихся детей
независимо от их индивидуальных способностей.
У ребенка развивается
Занятия, посвященные
решению одной задачи, тоже могут
строиться комплексно, на одном содержании,
но с использованием разных приемов
обучения.
Например, занятие
по обучению правильному произношению
звука ш может включать: а) показ
и объяснение артикуляции, б) упражнение
в произношении изолированного звука,
в) упражнение в связной речи - пересказ
текста с часто встречающимся
звуком ш, г) повторение потешки - упражнение
на отработку дикции.
Положительную оценку
в практике получили интегративные
занятия, построенные по принципу объединения
нескольких видов детской деятельности
и разных средств речевого развития.
Как правило, при этом используют
разные виды искусства, самостоятельную
речевую деятельность ребенка и
интегрируют их по тематическому
принципу. Например: 1) чтение рассказа
о птицах, 2) коллективное рисование
птиц и 3) рассказывание детей по
рисункам.
По количеству участников
можно выделить занятия фронтальные,
со всей группой (подгруппой) и индивидуальные.
Чем меньше дети, тем большее место
должно отводиться индивидуальным и
подгрупповым занятиям. Фронтальные
занятия с их обязательностью, запрограммированностью,
регламентированностью не адекватны
задачам формирования речевого общения
как субъект-субъектного
4.
Дидактические требования
к занятиям по
обучению родному
языку
Занятия по развитию
речи и обучению родному языку
должны отвечать дидактическим требованиям,
обоснованным в общей дидактике
и предъявляемым и к занятиям
по другим разделам программы детского
сада. Рассмотрим эти требования:
1. Тщательная предварительная
подготовка к занятию. Прежде
всего, важно определить его
задачи, содержание и место в
системе других занятий, связь
с другими видами деятельности,
методы и приемы обучения. Следует
также продумать структуру и
ход занятия, подготовить
2. Соответствие материала
занятия возрастным
3. Воспитательный
характер занятия (принцип
Воспитывающее воздействие
оказывает как само содержание речевой
деятельности и ее языковое оформление,
так и правильная организация, методика
ведения занятия. Поскольку на занятиях
даются не разрозненные сведения, а
определенная система знаний, у детей
постепенно возникают элементы осознанного
отношения к языку, к его усвоению.
В процессе развития речи, как уже
говорилось, совершенствуются все психические
процессы. Важно, чтобы на занятиях
формировались познавательные интересы
детей, от общей любознательности в
младшем дошкольном возрасте к дифференцированным
и стойким интересам старших
дошкольников, к доступному анализу
и оценке ими своей деятельности.
Усвоение родного языка, постепенное
осознание ребенком его богатства
и красоты способствуют патриотическому
воспитанию. Сообщение детям сведений
общественно-исторического
На занятиях педагог
приучает детей самостоятельно, творчески
использовать полученные знания и умения.
Очень важно поддерживать у ребенка
желание учиться, научить его
делиться своими знаниями с товарищами.
Содержание и организация
занятий помогают воспитать такие
морально-волевые черты, как целеустремленность,
дисциплинированность, тактичность
и др.
Речевые занятия
могут оказывать большое
4. Эмоциональный
характер занятий. Способность
усваивать знания, овладевать навыками
и умениями не может быть
развита у маленьких детей
путем принуждения.
Большое значение имеет
их интерес к занятиям, который
поддерживают и развивают путем
занимательности, игр и игровых
приемов, образности и красочности
материала. Эмоциональный настрой
на занятии обеспечивается также
доверительными отношениями между
воспитателем и детьми, психологическим
комфортом детей в детском
саду.
5. Структура занятия
должна быть четкой. В ней обычно
выделяют три части - вводную,
основную и заключительную. Во
вводной части устанавливаются
связи с прошлым опытом, сообщается
цель занятия, создаются
Распространенной
ошибкой в практике являются обязательные
и не всегда уместные, часто формальные
оценки деятельности и поведения
детей.
6. Оптимальное сочетание
коллективного характера
7. Правильная организация
занятий. Организация занятия
должна отвечать всем
Рекомендуются непринужденные
формы организации детей, способствующие
созданию доверительной атмосферы
общения, при которых дети видят
лица друг друга, находятся на близком
расстоянии от воспитателя (в психологии
отмечается значимость этих факторов
для эффективности речевого общения).
8. Учет результатов
занятия помогает
9. Связь занятия
с последующей работой по
Заключение
В начале 90-х гг. развернулась
дискуссия, в ходе которой занятия
как форма организованного
Некоторые авторы считают,
что следует отказаться от специальных
занятий по развитию речи, оставив
их лишь в старшей и подготовительной
к школе группах как занятия
по подготовке к обучению грамоте. Задачи
же речевого развития нужно решать
на других занятиях, в процессе живого
общения воспитателя с детьми
(и совместной деятельности самих
детей), рассказывания ребенка
С этой точкой зрения
нельзя согласиться, она противоречит
научным данным о роли и характере
обучения родной речи. Не умаляя значения
общения педагога с детьми, еще
раз подчеркнем, что целый ряд
речевых навыков и умений, составляющих
основу языковой способности, формируется
только в условиях специального обучения:
развитие смысловой стороны слова,
усвоение антонимических, синонимических
и полисемических отношений между
словами, овладение умениями связной
монологической речи и др. Кроме
того, анализ недостатков организации
и методики занятий говорит не
о их нецелесообразности, а о необходимости
их совершенствования, повышения уровня
профессиональной подготовки воспитателя.
Педагог детского сада должен овладеть
методикой проведения занятий, соответствующей
общедидактическим и
Список использованных
источников
1. Алексеева, М.М.
Методика развития речи и
2. Бородич, А.М.
Методика развития речи детей
/ А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. -
255 с.
3. Старжынская, Н.С.
Методыка развіцця роднага
Информация о работе Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста