Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:35, доклад

Описание работы

Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Работа содержит 1 файл

тмрр.docx

— 44.99 Кб (Скачать)
 

Воспитание  культуры общения  у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного  возраста осуществляется в тесной связи  с формированием у детей навыков  коллективизма. Формируя у ребенка  стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство  удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями  жизни общение детей приобретает  особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь  детей. Например: утром встретить  их приветливой улыбкой, постараться  увлечь интересной игрушкой. Сегодня  в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей  в течение дня. Переполненные  впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило  и взволновало. Общение между  ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников  детского сада возникает много поводов  для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - "ребенок-ребенок", "ребенок-дети" идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в  условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых - направлять отношения  детей так, чтобы эти отношения  содействовали формированию навыков  коллективизма. Важно прививать  ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика  и ссоры договариваться, вежливо  обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие  формы общения легче усваиваются  ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под  руководством взрослого приобретают  опыт положительного общения. Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности. Так как  управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, то к педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести выбор игры, который в  первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют  своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности  возраста, интересы, уровни общения  и совместимости и т.п. Выбор  игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности  времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых  аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском  коллективе. В игре естественна подмена  мотивов: дети действуют в играх  из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством  получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно  взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх  ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между  собой. Нас же интересует воспитательная роль игры на уровень культуры общения  детей, чему и будет посвящена  вторая глава, в которой мы опишем экспериментальное исследование, направленное на воспитание культуры общения у  детей старшего дошкольного возраста. 

Создание  благоприятной речевой  среды.

Задачи:

1. Расширить игровые  пространства, располагая материал  так, чтобы дети могли свободно  по интересам выбирать игрушки;

2. Стимулировать  разнообразную самостоятельную  творческую деятельность:

- Игровая зона  – игрушки, пазлы, пирамидки,  мозаика и др.;

- Художественно-продуктивная  зона – пластилин, карандаши,  раскраски, кисти, трафареты и  др.

- Театральная зона  – разные виды театра;

- Уголок экспериментально-исследовательской  деятельности – мелкие игрушки,  пуговицы, камешки, счетные палочки,  крупы и т.д.

С учетом основных требований по организации образовательного процесса в дошкольном учреждении была преобразована  среда. Среда обеспечила безопасность детей, в соответствии возрастным особенностям, а также их интересам. Имеющийся  материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам  себе выбрать игрушки, при желании  не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, но и проявить свое творчество, а так  же закончить начатую игру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 Особенности восприятия детьми литературных произведений

        Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

       Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

     Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. 

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются  особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. 

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного  произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание  образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние  художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание). 

Интерес к книге  у ребенка появляется рано. Вначале  ему интересно перелистывать  странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать  интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей  работе уже на третьем году жизни  ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом  события и переживать новые для  него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его  врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина  отмечала и такую особенность, как  наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой  должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела  кошка). 

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного  возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения  научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности  восприятия дошкольниками литературного  произведения, выделяя два периода  в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство  слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая  Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание  образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат  канд. дисс. – Л., 1973). 

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие  задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. 

Кратко остановимся  на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного  возраста характерны: зависимость понимания  текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный  персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов  поступков; эмоциональное отношение  к героям ярко окрашено; наблюдается  тяга к ритмически организованному  складу речи. 

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения  в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением  жизненного и литературного опыта  ребенка. Дети устанавливают простые  причинные связи в сюжете, в  целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного  развития ребенка, возникает пристальный  интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего  смысла. 

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение  к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и  формы. Усложняется понимание литературного  героя, осознаются некоторые особенности  формы произведения (устойчивые обороты  в сказке, ритм, рифма). 

В исследованиях  отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет  начинает в полной мере функционировать  механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания  содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже  вполне сформирован. 

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности  художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется  постепенно на протяжении всего дошкольного  возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4  Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская книга рассматривается  как средство умственного, нравственного  и эстетического воспитания. Детский  поэт И. Токмакова называет детскую  литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение  книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит  путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного  поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы  русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова  еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически  осваивает грамматические нормы  языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также  считала, что художественная книга  дает прекрасные образцы литературного  языка. В рассказах дети познают  лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность  русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок  узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается  эмоциональной и поэтической  лексикой. Литература помогает детям  излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты  и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с  книгой отчетливо выступает связь  речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного  восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция  литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой  воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать  воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические  особенности восприятия и понимания  этого вида искусства дошкольниками. 
 
 

29  Влияние малых  форм фольклора  на развитие  речи  детей старшего  дошкольного возраста. 

   Пословицы  и поговорки - особый вид устной  поэзии, веками шлифовавшейся и  впитавшей в себя трудовой  опыт многочисленных поколений.  Через особую организацию, интонационную  окраску, использование специфических  языковых средств выразительности  (сравнений, эпитетов) они передают  отношение народа к тому или  иному предмету или явлению.  Пословицы и поговорки, как  и другой жанр устного народного  творчества, в художественных образах  зафиксировали опыт прожитой  жизни во всем его многообразии  и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц  отмечает, что они в обобщенном  суждении о типических явлениях  прибегают к наиболее устойчивой  части лексики общенародного  языка, в них нет никаких  украшающих средств, мысль передается  лишь самыми необходимыми и  притом точно отобранными словами  . К тому же, как отмечает Н.А.  Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей  мере понятно и объяснимо, "определенность, ясность, пластичность" художественной  речи - это есть определенность  выражаемого духовного состояния:  думы, чувства, впечатления, настроения, переживания .

Информация о работе Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста