Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования .

2. Выявить особенности воспитания у детей старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.

3. Определить педагогические условия использования игровой деятельности в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

1.1 Особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Педагогические условия использования культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет в процессе игровой деятельности

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

2.1 Выявление уровня сформированости культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет

2.2 Система мер по воспитанию культурно-гигиенических навыков посредством игровой деятельности

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая Катя.docx

— 74.98 Кб (Скачать)

     Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

     Особая  роль в воспитании культурно –  гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм (“Уложи куклу спать”, “Оденем куклу на прогулку”, “Накорми куклу обедом” и т.п.). 
 
 
 

2.     Опытно-экспериментальная работа  по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей старшего дошкольного  возраста в процессе игровой  деятельности

2.1   Выявление уровня сформированости культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет

     Воспитание  культурно-гигиенических навыков  и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

       Контроль над правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно применение различных средств поощрения и наглядных средств для повышения заинтересованности детей. Хорошие результаты дает применение системы М. Монтессори – упражнения в практической жизни.  Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой и т. д. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней: стирает, гладит. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности.

     Были определены задачи экспериментальной части исследования:

  1. Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет.
  2. Определить сформированость культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет.
  3. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей 5-6 лет.
  4. Определить эффективность разработанных мероприятий.

     Эксперимент состоял из 3-х этапов:

  1. Констатирующего;
  2. Формирующего;
  3. Контрольного.

     Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой (Приложение 1). Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную.

     Цель  констатирующего эксперимента: изучить  объем и уровень сформированости навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет. Для этого необходимо:

     а) установить объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренный для детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования носовым платком, поддержания порядка в костюме и прическе;

     б) выявить и оценить уровень сформированости навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.

     г) выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;

     д) выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность;

     е) выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь.

     Мы  вели наблюдение за работой воспитателя и восьмью детьми экспериментальной и контрольной групп исследования в течение 3-х дней. Наблюдение проводилось по схеме, которую мы предварительно разработали на основании требований «Программы воспитания в детском саду». 

     Таблица 1. Сформированость культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы.

Имя, фамилия ребенка Сформированость навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированость навыка опрятной еды

(в баллах)

Кол-во баллов Сформированость навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) Кол-во баллов Уровень сформированости навыка пользования носовым платком

( в баллах)

Общее кол-во баллов Уровень сформированости
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
 Айрат 1 1 1 1 1 1 2 8 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 2 24 Н
Катя 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 44 С
Ваня 2 2 2 2 1 1 2 12 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 43 С
Настя 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 45 С
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица. 2 Сформированость культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы.

Имя, фамилия ребенка Сформированость навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированость навыка опрятной еды

(в баллах)

Кол-во баллов Сформированость навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) Кол-во баллов Уровень сформированости навыка пользования носовым платком

( в баллах)

Общее кол-во баллов Уровень сформированости
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
Максим 2 2 2 2 2 2 2 14 1 1 1 1 1 2 2 9 1 1 1 1 1 1 1 7 2 32 Н
Оля 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 14 3 45 С
Кирилл 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 2 2 2 2 2 2 2 14 2 30 Н
 Даша 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 22 Н
 
 

 

     

     Примечание.

     Навыки  опрятной еды включают умение :

  1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  2. Не крошить хлеб;
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  4. Не разговаривать с полным ртом;
  5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  6. Благодарить;
  7. Пользоваться только своим прибором.

     Навыки  мытья рук и личной гигиены  включают умение:

  1. Мыть лицо, уши, руки
  2. Закатать рукава;
  3. Смочить руки;
  4. Взять мыло, намыливать до появления пены;
  5. Смыть мыло;
  6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  7. Пользоваться расческой.

     Навыки  снимания и надевания одежды в  определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. Снять платье (брюки);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
  5. Снять обувь;
  6. Снять колготки, повесить на рубашку(платье);
  7. Надеть в обратной последовательности.

     Если  ребенок правильно выполнял все  действия входящие в навык, то за: правильно  выполненное действие ребенок получал - 3 балла; действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла; неумение выполнять действие – 1 балл.

     Наибольшее  количество баллов, которое мог набрать  ребенок по каждому критерию - 21.

     Уровни  сформированости культурно-гигиенических навыков

     Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;

     Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

     Ниже  среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.

     Анализ  результатов показал следующее (Таблица 1), что у большинства детей(75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка(25%) навыки не сформированы.

     Так, Катя, Ваня, Настя умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно  после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми  приборами; одежду снимают в определенной последовательности, но во время надевания  эта последовательность у этих детей  нарушается. Дети стараются соблюдать  правила личной гигиены: моют руки перед  едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, книжки и строительный материал, но не в места их определения.

     У Айрата ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход.

     По  результатам проведенного исследования (Таблица 2) у большинства детей(75%) контрольной группы навыки не сформированы. Так, Кирилл во время принятия пищи суп ел чайной ложечкой, на вопрос воспитателя почему он ест маленькой ложечкой, мальчик ответил, что дома ему дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Оля, Максим). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. Кирилл, после того, как съел свое печенье стал отнимать у Оли её.

     В обеих группах было замечено, что  дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.

     Анализируя  условия, созданные в группе для  формирования у детей культурно-гигиенических  навыков следует отметить следующее. Все требования САНПина соблюдены, т. е мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается  тепловой и воздушный режим, степени  освещенности соответствует требованиям, но в группе достаточно мало дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе очень редко используют художественное слово.

     Для привития культурно-гигиенических  навыков педагоги данной группы применяют  показ, пример, объяснение. Очень редко  используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических  навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических  играх и игровых ситуациях.

Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста