Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:52, курсовая работа
Цель: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования .
2. Выявить особенности воспитания у детей старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
3. Определить педагогические условия использования игровой деятельности в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Введение
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
1.1 Особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Педагогические условия использования культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет в процессе игровой деятельности
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1 Выявление уровня сформированости культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет
2.2 Система мер по воспитанию культурно-гигиенических навыков посредством игровой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
1.1 Особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Педагогические условия использования культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет в процессе игровой деятельности
2.
Опытно-экспериментальная
2.1 Выявление уровня сформированости культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет
2.2 Система мер по воспитанию культурно-гигиенических навыков посредством игровой деятельности
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Физиологической
основой культурно-
Формирование
привычек и навыков осуществляется
под непосредственным педагогическим
воздействием взрослых и всей окружающей
обстановки. Прочность, гибкость навыков
и привычек зависит от ряда факторов:
условий, своевременности начала этой
работы, эмоционального отношения ребенка
к выполняемым действиям, систематичности
упражнений детей в определенных
действиях. Особое внимание в дошкольных
учреждениях уделяется
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она содействовала этому процессу.
Объектом исследования - процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования - процесс воспитания культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Цель: изучить организацию обстановки и методику формирования культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза данной работы: овладение детьми старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков будет более результативным, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Изучить психолого-
2.
Выявить особенности
3.
Определить педагогические
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Структура
работы: введение, основная часть состоящая
из двух глав, заключение, список использованных
источников.
1. Теоретические
основы формирования культурно-
1.1
Особенности воспитания
С первых дней жизни при формировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств.
Режим дня, в формировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его требования. Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.
Важнейшим средством разностороннего развития ребенка Н.К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показала, что: «...игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – для дошкольников – способ познания окружающего». Играя, он уточняет свои представления о предметах и явлениях, изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Положительное влияние оказывают игры и на нравственное развитие детей: они способствуют выработке у них чувства коллективизма, организационных навыков, дисциплинированности, самообладания. Важная роль принадлежит игре и в области физического воспитания ребенка, так как она содействует развитию у него ловкости, меткости глаза, общему укреплению его организма.
В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и т.д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям, уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений: - отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры; - реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей и т.д.);
Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. В исследовании Р.И. Жуковской обращается внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует развитию моральных чувств, чувства привязанности к родным и близким, что отражается детьми при выполнении тех или иных ролей. В процессе коллективной игры дети приобретают организаторские способности, проявляют настойчивость и инициативу. Решению воспитательных задач способствует обогащение содержания игр, учет игровых интересов детей, углубление моральных чувств.
Игра является одним из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Различные навыки, приобретенные ребёнком, самостоятельности, культурно - гигиенические навыки и другие, переносятся им в игру. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста