Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Культурно- гигиенические навыки и их значение в жизни человека…..4
Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах…………………………………………………………6
Условия успешного формирования культурно- гигиенических навыков.9
Особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков в младшей группе……………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Воспитание к-г у дош-ов.docx

— 28.50 Кб (Скачать)

 Обязанность родителей - постоянно  закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в  детском учреждении. Важно, чтобы  взрослые подавали ребенку пример  во всем и, требуя от него  выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были  аккуратны, опрятны внешне и  т.п.

 В воспитательной работе  следует как можно чаще использовать  в качестве примера хорошие  поступки взрослых и детей.  Психолого-педагогической основой  этого приема является ярко  выраженная склонность детей  к подражанию, а также поступать  таким образом, чтобы заслужить  одобрение воспитателя.

 Немаловажное значение имеет  также и пример сверстников,  одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное  нарушение установленного правила,  воспитатель подчеркивает: «Какой  у нас Сережа молодец! Не  стал брызгаться водой, а помыл  руки аккуратно, быстро. Мыло положил  на место». Подобное одобрение  поступка мальчика вызывает у  детей желание поступать так  же, и мытье рук проходит без  излишнего баловства. Побуждая  детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель  одобряет другого ребенка: «Как  аккуратно Маша повесила свою  одежду в шкаф! Она не торопилась, постаралась. Я уверена, что  и другие ребята так же сумеют! » Заинтересованное отношение  педагога, его уверенность в том,  что все дети поступят так  же, побуждают их к необходимым  действиям. 

 Дети 3-4 лет только начинают  осознавать правила поведения,  но ещё не видят скрытых  за ними нравственных норм, часто  не относят этих правил к  другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердить, что малыш правильно понимает общественное требование, и подсказать, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

4.Особенности методики воспитания  культурно- гигиенических навыков в младшей группе.

 На третьем году жизни  малыш не только более самостоятельно  может одеваться, раздеваться  и т. д., но и знает определенный  порядок действий, входящих в  каждый процесс, приемы их выполнения.

 Для первоначальных действий  ребенка существенное значение  имеет запоминание места для  отдельных вещей, своего места  за столом и т. п. В особенности  это важно, когда ребенок приходит  в детский сад из дома. В  таких случаях воспитатель вместе  с малышом выбирает метку, рассматривает  ее, предлагает запомнить рядом  сидящего товарища.

 При активном формировании  навыков самообслуживания важно  в первую очередь отработать  те из них, которые связаны  с организацией всего коллектива.

 Дети отличаются большой  подражательностью, поэтому взрослому  нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями,  чтобы выделить наиболее существенные  моменты данного действия, последовательность  отдельных операций.

 

 Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

 Дети третьего года жизни  все действия выполняют быстрее.  В этот период нужно чаще  приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания,  которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается  меньше в действиях, больше  в постоянном контроле, словесных  указаниях, поощрениях.

 Не стоит постоянно пользоваться  запретом: «Нельзя брызгаться водой,  нельзя трогать вещи, нельзя бросать  куклу», то у малыша уже в  этом возрасте может развиться  упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

 К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

 Для привития культурно-гигиенических  навыков во всех возрастных  группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение,  беседы, упражнения в действиях.  Широко используются, особенно в  младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

 В воспитании культурно-гигиенических  навыков, так же как в любом  другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников  детского учреждения и родителей.  Поэтому, нужно выработать общие  критерии в оценке отдельных  действий, установить общий порядок  выполнения этих действий, четко  определить места расположения  вещей, игрушек, порядок их  уборки и хранения.

 Культурно-гигиенические навыки  нуждаются в постоянном закреплении.  Изменение системы воспитательной  работы, отсутствие внимания к  формированию и использованию  навыков может привести к их  быстрой утрате.

Заключение

Формирование у детей культурно-гигиенических  навыков является одной из важнейших  задач воспитания. Для того чтобы  она реализовывалась успешно  требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.

 Детям свойственно стремление  подражать взрослым, вести себя  так, как ведут себя окружающие  их люди. Они легко усваивают  не только положительные примеры,  но и отрицательные. Поэтому  воспитателю в беседе с родителями  следует подчеркивать, что манеру  поведения, разговора, вредные  привычки дети стараются копировать  с них и им самим нужно  следить за своим поведением в общении с детьми.

 Необходимо воспитывать культурно-гигиенические  навыки у детей с раннего  возраста для развития таких  важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического  вкуса, этического развития, а  также для такого важного процесса  как социализация.

 Основой полноценного физического  развития ребенка младшего возраста  является приобщение его к  основам здорового образа жизни.  В приобщении детей к здоровому  образу жизни большое значение  приобретает освоение дошкольниками  основ культуры гигиены.

Список литературы:

Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Гигиенические основы детей от трех до семи лет. - М.,1987.

Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. - Дошкольное воспитание. 1989.

Консультации для воспитателей http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac60.htm

Петерина С.В. "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста" - М. Просвещение 1986.

Ядэшко В.И., Сохина Ф.А., Дошкольная педагогика – М. Просвещение, 1978.


Информация о работе Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников