Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:26, реферат
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем
Введение……………………………………………………………………….3
Культурно- гигиенические навыки и их значение в жизни человека…..4
Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах…………………………………………………………6
Условия успешного формирования культурно- гигиенических навыков.9
Особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков в младшей группе……………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы……………
Воспитание к-г навыков у младших дошк-ов
Введение…………………………………………………………
Культурно- гигиенические навыки и их значение в жизни человека…..4
Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах…………………………………………………………6
Условия успешного
Особенности методики
Заключение…………………………………………………
Список используемой
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что самые прочные
привычки, как полезные, так и
вредные, формируются в детстве.
Вот почему так важно с самого
раннего возраста воспитывать у
ребенка полезные для здоровья навыки,
закреплять их, чтобы они стали
привычками. Культурно-гигиеническое
воспитание - основа санитарной культуры,
необходимое условие
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.
1.Культурно-гигиенические
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Воспитание культурно-
С первых дней жизни при
формировании культурно-
Культурно-гигиенические
Для того чтобы завершить
действие, получить качественный
результат, сделать всё в
Так для ребёнка важным
становится качество
Выполнение культурно-
эстетического вкуса.
Так, девочка начинает
Освоение культурно-
В четыре-пять лет у детей
начинаются складываться
Взаимосвязано с
2. Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах.
Врачами и педагогами разработаны содержание и методика гигиенического обучения детей, которая строго дифференцируется в зависимости от возраста ребенка. По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это, естественно, учитывается в педагогических приемах. Так, в младшем дошкольном возрасте обучение строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении. В старшем дошкольном возрасте важно обоснование требований, контроль и самоконтроль за их выполнением. Это можно продемонстрировать на примере освоения детьми навыка мытья рук (методика Л.Г. Нисканен).
Ребенка начинают приучать
мыть руки с раннего возраста.
Так, в ясельной группе (1-2 года)
руки ребенку моет няня или
воспитатель. В первой младшей
группе (2-3 года) ребенок пытается
мыть руки сам, взрослый
Во второй младшей группе
(3-4 года) воспитатель учит ребенка
правильно мыть руки. Ребенок
должен засучить рукава, смочить
руки водой и намылить так,
чтобы образовалась пена, затем
хорошо смыть ее и насухо
вытереть руки полотенцем. Попутно
воспитатель поясняет, что мыльная
пена хорошо удаляет грязь.
В следующей возрастной группе
(4-5 лет) этот навык закрепляется.
Воспитатель должен следить,
Воспитатель в беседе
Программой детского сада предусмотрено
формирование различных культурно-
Перечень культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Возрастная
группа
Навыки
личной гигиены
самообслуживания
культуры
еды
Первая младшая группа
При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользует-ся индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа.
Снимает и одевает одежду в определен-ном порядке, рассте- гивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает не-опрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.
Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщатель-но пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.
Вторая младшая группа
При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызги-вает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытереться полотен-цем, вешает его на определенное место. Чистит зубы, своевре-менно пользуется носовым платком.
Самостоятельно одевается и раздева-ется в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вы-ворачивает на лице-вую сторону. Стара-ется сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимос-ти обращается к взрослым.
Хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.
Средняя группа
Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой, по мере загрязнения, после туалета, умеет пользо-ваться расческой, но-совым платком, чис-тит зубы на ночь, при кашле и чихании зак-рывает рот платком, отворачивается.
Большая самостоя-тельность в самообс-луживании (раздева-ние, одевание, засте-гивание пуговиц, заш-нуровывание боти-нок). Бережет одежду, обувь. Замечая непо-ладки в одежде, само-стоятельно устраняет их, с помощью взрос-лого приводит одеж-ду в порядок (чистит, просушивает).
Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой.
Старшая группа
Следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напомина-ния полощет рот пос-ле еды. Просит своев-ременно сменить но-совой платок, приво-дит в порядок волосы. Самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.
Совершенствует навыки, полученные ранее, чистит верх-нюю одежду, учится стирать носки, пла-ток. Быстро одевается и раздевается, пра-вильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвен-тарем. Тактично гово-рит товарищу о непо-ладке в его костюме, обуви, помогает устранить их.
За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причесанным. Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.
Подготовительная группа
Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщатель-ного выполнения на-выков, полученных ранее.
Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды обуви, пришивает пуговицу, стирает носки, фартук, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.
Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладет локти на стол.
3.Условия успешного
В процессе культурно-
Следующим обязательным
Другое условие, необходимое
для успешного гигиенического
воспитания - единство требований
со стороны взрослых. Ребенок
приобретает культурно-
Информация о работе Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников