Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Культурно- гигиенические навыки и их значение в жизни человека…..4
Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах…………………………………………………………6
Условия успешного формирования культурно- гигиенических навыков.9
Особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков в младшей группе……………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Воспитание к-г у дош-ов.docx

— 28.50 Кб (Скачать)

Воспитание  к-г навыков у младших дошк-ов

Введение……………………………………………………………………….3

 Культурно- гигиенические навыки и их значение в жизни человека…..4

 Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах…………………………………………………………6

 Условия успешного формирования  культурно- гигиенических навыков.9

 Особенности методики воспитания  культурно- гигиенических навыков в младшей группе……………………………………………………………..11

 Заключение……………………………………………………………………...14

 Список используемой литературы…………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ 

Известно, что самые прочные  привычки, как полезные, так и  вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у  ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали  привычками. Культурно-гигиеническое  воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков  личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению  в быту, в общественных местах. В  конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических  правил и норм поведения зависит  не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для  них естественным, а гигиенические  навыки с возрастом постоянно  совершенствовались.

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.

1.Культурно-гигиенические навыки.

Культурно-гигиенические навыки –  важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

 С первых дней жизни при  формировании культурно-гигиенических  навыков идёт не просто усвоение  правил и норм поведения, а  чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять  на потом - пусть пока ребёнок  останется ребёнком, а приучить  его к правилам можно и позже.  Это неверное мнение! Психическое  развитие - процесс неравномерный,  его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого  развития тех или иных функций,  психических качеств. Эти периоды  называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

 Культурно-гигиенические навыки  совпадают с такой линией психического  развития, как развитие воли. Малыш  ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся  с большим трудом. И не всегда  хочется доводить начатое дело  до конца, особенно если ничего  не получается. Пусть мама или  воспитательница покормит, вымоет  руки, ведь так трудно удержать  скользкое мыло, когда оно выскакивает  из рук и не слушается. Очень  тяжело встать рано утром, да  ещё и самому одеться: надо  помнить всю последовательность  одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает  лучше, да и быстрее. И если  взрослые спешат прийти на  помощь ребёнку при малейшем  затруднении, освободить его от  необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется  пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

 Для того чтобы завершить  действие, получить качественный  результат, сделать всё в правильной  последовательности, красиво и аккуратно,  нужно приложить волевые усилия.

 Так для ребёнка важным  становится качество выполнения  действия, он учится доводить  начатое дело до конца, удерживать  цель деятельности, не отвлекаться.  И теперь уже не взрослый  напоминает ему о необходимости  того или иного действия, а  сам он по своей инициативе  его сам совершает, контролирует  его ход. При этом формируются  такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость,  самостоятельность. 

 Выполнение культурно-гигиенических  навыков создает условия для  формирования основ 

эстетического вкуса.

 Так, девочка начинает приглядываться  к себе, сравнивать, насколько она  изменилась, когда её причесали,  завязали бантики. Важно, чтобы  взрослый при совершении бытовых  процессов ненавязчиво обращал  внимание ребёнка на изменения  в его внешнем виде. Смотря  в зеркало, малыш не только  открывает себя, но и оценивает  свой внешний вид, соотносит  его с представлением об эталоне,  устраняет неряшливость в своей  одежде и внешности. Таким образом,  складывается критическое отношение  к своему облику, рождается правильная  самооценка. Ребёнок постепенно  переходит к контролю над своим  внешним видом. 

 Освоение культурно-гигиенических  навыков связано с этическим  развитием дошкольника. Трёхлетний  малыш уже может дать моральную  оценку действиям человека или  героя сказки. Пока она ещё  основана на переносе общего  эмоционального отношения ребёнка  к человеку или персонажу: нравится- значит хороший, не нравится- значит плохой.

 В четыре-пять лет у детей  начинаются складываться моральные  понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки  других людей и на этом основании  оценивают поведение. Надо помнить,  что ребёнку трудно оценить  сложные поступки, гораздо легче  бытовое поведение. 

 Взаимосвязано с формированием  культурно-гигиенических навыков  складываются и развиваются нравственные  чувства. Малыши до трёх лет  испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют  действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

2. Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах.

 Врачами и педагогами разработаны содержание и методика гигиенического обучения детей, которая строго дифференцируется в зависимости от возраста ребенка. По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это, естественно, учитывается в педагогических приемах. Так, в младшем дошкольном возрасте обучение строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении. В старшем дошкольном возрасте важно обоснование требований, контроль и самоконтроль за их выполнением. Это можно продемонстрировать на примере освоения детьми навыка мытья рук (методика Л.Г. Нисканен).

 Ребенка начинают приучать  мыть руки с раннего возраста. Так, в ясельной группе (1-2 года) руки ребенку моет няня или  воспитатель. В первой младшей  группе (2-3 года) ребенок пытается  мыть руки сам, взрослый помогает  ему и постоянно напоминает, что  это надо делать перед едой  и после загрязнения.

 Во второй младшей группе (3-4 года) воспитатель учит ребенка  правильно мыть руки. Ребенок  должен засучить рукава, смочить  руки водой и намылить так,  чтобы образовалась пена, затем  хорошо смыть ее и насухо  вытереть руки полотенцем. Попутно  воспитатель поясняет, что мыльная  пена хорошо удаляет грязь.  В следующей возрастной группе (4-5 лет) этот навык закрепляется. Воспитатель должен следить, чтобы  при мытье рук ребенок выполнял  все элементы, из которых этот  навык складывается. К 5 годам  ребенок должен научиться тщательно мыть руки. К 6 годам следует добиваться, чтобы дошкольники не только усвоили правильные приемы мытья рук, но и осознавали необходимость выполнения этой гигиенической процедуры, как перед едой, так и после посещения туалета, игр с животными.

 Воспитатель в беседе объясняет  детям, что во время мытья  удаляется не только грязь,  но и микробы, которые могут  вызвать различные заболевания.  Однако и здесь воспитатель  должен контролировать последовательность  и качество выполнения всех  элементов навыка.

Программой детского сада предусмотрено  формирование различных культурно-гигиенических  навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы к концу  учебного года (табл.).

Перечень культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Возрастная

группа 

 Навыки

 

личной гигиены 

самообслуживания 

культуры

еды

Первая младшая группа 

При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользует-ся индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа. 

Снимает и одевает одежду в определен-ном  порядке, рассте- гивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает не-опрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок. 

Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщатель-но пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.

Вторая младшая группа 

При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызги-вает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытереться полотен-цем, вешает его на определенное место. Чистит зубы, своевре-менно пользуется носовым платком. 

Самостоятельно одевается и  раздева-ется в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вы-ворачивает на лице-вую сторону. Стара-ется сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимос-ти обращается к взрослым. 

Хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания  вытирает губы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.

Средняя группа 

Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой, по мере загрязнения, после туалета, умеет пользо-ваться расческой, но-совым платком, чис-тит зубы на ночь, при кашле и чихании зак-рывает рот платком, отворачивается. 

Большая самостоя-тельность в самообс-луживании (раздева-ние, одевание, засте-гивание пуговиц, заш-нуровывание боти-нок). Бережет одежду, обувь. Замечая непо-ладки в одежде, само-стоятельно устраняет их, с помощью взрос-лого приводит одеж-ду в порядок (чистит, просушивает). 

Увеличивается самостоятельность, умеет  правильно пользоваться столовыми  приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой.

 

Старшая группа 

Следит за чистотой тела, умеет  мыть ноги, тщательно чистит зубы, без  напомина-ния полощет рот пос-ле еды. Просит своев-ременно сменить но-совой платок, приво-дит в порядок волосы. Самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса. 

Совершенствует навыки, полученные ранее, чистит верх-нюю одежду, учится стирать носки, пла-ток. Быстро одевается и раздевается, пра-вильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвен-тарем. Тактично гово-рит товарищу о непо-ладке в его костюме, обуви, помогает устранить их. 

За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причесанным. Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.

 

Подготовительная группа 

Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщатель-ного выполнения на-выков, полученных ранее. 

Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды обуви, пришивает  пуговицу, стирает носки, фартук, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний  вид. 

Закрепление и совершенствование  навыков, полученных ранее. Сидит прямо  за столом, не кладет локти на стол.

3.Условия успешного формирования  культурно- гигиенических навыков.

 В процессе культурно-гигиенического  обучения широко используются  наглядные пособия. Ребенок лучше  поймет и осмыслит гигиенические  сведения, если объяснение и рассказ  воспитателя будут подкреплены  показом картинок, фотографий, иллюстраций.  С этой целью используют также  игры, демонстрация фильмов, организация  праздников. Привитие гигиенических  навыков должно идти на положительном  фоне. Непременным условием является  непрерывность воспитательного  процесса. Только в таком случае  сформированные у детей навыки  становятся осознанным действием,  а затем привычкой.

 

 Следующим обязательным условием  формирования культурно-гигиенических  навыков у детей, воспитания  привычки к здоровому образу  жизни является высокая санитарная  культура персонала дошкольного  учреждения.

 Другое условие, необходимое  для успешного гигиенического  воспитания - единство требований  со стороны взрослых. Ребенок  приобретает культурно-гигиенические  навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и,  конечно, в семье. Няня помогает  воспитателю проводить закаливающие  и гигиенические процедуры, участвует  в уборке постелей, одевании, кормлении детей. Поэтому в действиях воспитателя и няни должна быть строгая согласованность.

Информация о работе Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников