Воспитание как метод совершенствования личности студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:00, реферат

Описание работы

оспитание личности начинается с рождения человека. Особенно важным считается воспитание в дошкольном, младшем школьном и школьном возрастах, однако оно также необходимо и для студентов: происходит формирование всесторонне развитой личности, которое способствует нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности студента. Её особенности:

Содержание

Введение 3
Методы и приемы воспитания студентов. 4
Методы стимулирования деятельности студентов. 9
Значение воспитательной работы в ВУЗе. 10
Заключение 13
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ ИТОГ.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

       Воспитательная работа, с одной стороны, является динамичным, постоянно развивающимся и совершенствующимся процессом, а с другой - это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

       Интересным  на мой взгляд является тот факт, что воспитание личности студента в образовательном процессе вуза подтверждено государственными правовыми актами. В Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» определены основные задачи вуза в воспитательном процессе:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;
  • формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей [стp. 8 ].

       В «Типовом положении о вузах РФ»  указано на то, что воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей [п.33].

       Воспитательная работа - не только создание в вузе педагогически воспитывающей среды, но и общей атмосферы, способствующей развитию умений, навыков, талантов молодежи. Особо важную роль в этом процессе играет общение студентов с преподавателями. Совместная деятельность побуждает участников сделать что-то важное для каждого из них.

       Общей целью воспитательной работы ВУЗа является разностороннее развитая личность будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.

       Главная задача воспитательной деятельности ВУЗа - создание условий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

       Наиболее  конкретные и актуальные шаги для развития личности студента:

  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
  • воспитание у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
  • формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества);
  • воспитание нравственных качеств, интеллигентности;
  • развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
  • привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
  • сохранение и приумножение культурных традиций филиала института, преемственности;
  • укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни.

       Самыми существенными особенностями воспитательного воздействия в ВУЗе, на мой взгляд, являются:

  • демократичность в отношениях «преподаватель-студент», «студент-администрация»;
  • традиционное патриотичное отношение к родному вузу - «эффект малой родины;
  • использование дисциплинарных мер лишь  по мере их надобности;
  • привитие имиджевой установки - учиться в ВУЗе престижно в силу профессиональной мобильности его выпускников, востребованности на рынке труда;
  • привитие студентам социальной активности;
  • развитие межнационального общения;
  • содействие развитию студенческого самоуправления, организационная и методическая помощь в работе студенческих общественных объединений;
  • способствование адаптации первокурсников и иногородних студентов, их интеграции в ВУЗовскую атмосферу;
  • для усовершенствования системы воспитательного влияния на студентов сохранены должности кураторов, старосты. [1, стр 120]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Демократическое обновление общества, объективная потребность совершенствования системы образования, обогащения содержания, методов и форм работы обусловливают изменившийся характер требований, предъявляемых к будущему специалисту. Поэтому профессиональная подготовка специалистов в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития целостной личности. Как результат, в третье тысячелетие вступило в жизнь и новое поколение студенческой молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами. Выходя на принципиально новые позиции, высшая школа по-иному обязана трактовать и образовательный процесс.

       Воспитание личности студента сегодня необходимо рассматривать как фактор успеха модернизационных процессов в России, как способ возможности саморазвития человека, что является насущным требованием наступающей информационной цивилизации. И, наконец, не лишним в данной связи будет вспомнить о еще одной замечательной российской традиции, когда высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов — гордость России.

       Процессы  обучения и воспитания в вузе неразделимы. Придать им необходимую эффективность можно лишь, действуя целеустремленно и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в текущей вузовской жизни. Доминантой образования определено воспитание, ставшее приоритетным направлением государственной политики т.к. необходимость воспитания личности студента в образовательном процессе вуза подтверждена на уровне государственных правовых актов.

       Сегодня воспитание ради совершенствования может и должно быть понято не как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной деятельности. [5, стр 61] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список используемой литературы 

  1. Василькова  Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – Т. 1. – М., 1997
  2. Закон РФ «Об образовании» -  10 июля 1992 №3266-1
  3. Комендант А.Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя. – М., 2001
  4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990

Информация о работе Воспитание как метод совершенствования личности студента