Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:00, реферат
оспитание личности начинается с рождения человека. Особенно важным считается воспитание в дошкольном, младшем школьном и школьном возрастах, однако оно также необходимо и для студентов: происходит формирование всесторонне развитой личности, которое способствует нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности студента. Её особенности:
Введение 3
Методы и приемы воспитания студентов. 4
Методы стимулирования деятельности студентов. 9
Значение воспитательной работы в ВУЗе. 10
Заключение 13
Список используемой литературы
Оглавление
Введение
Список используемой литературы
Введение
Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам
Андрэ
Моруа
Воспитание личности начинается с рождения человека. Особенно важным считается воспитание в дошкольном, младшем школьном и школьном возрастах, однако оно также необходимо и для студентов: происходит формирование всесторонне развитой личности, которое способствует нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности студента. Её особенности:
Методы
и приемы воспитания студентов.
Под
методами воспитания следует понимать
совокупность специфических способов
и приемов воспитательной работы,
которые используются в процессе
разнообразной деятельности учащихся
для развития у них потребностно-мотивационной
сферы, взглядов и убеждений, выработки
навыков и привычек поведения, а также
для его коррекции и совершенствования
с целью формирования личностных свойств
и качеств.
В качестве основных выступают следующие
методы воспитания:
От методов
воспитания следует отличать
средства воспитания. Средства воспитания
– это те конкретные формы воспитательной
работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии
и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные
занятия, кружки, конкурсы, олимпиады),
а также наглядные пособия (фильмы, картины),
которые используются в процессе развития
того или иного метода.
Если метод — способ достижения результатов
деятельности, то форма – способ организации
этой деятельности. Формы воспитания служат
для внешнего выражения содержания воспитания,
способов организации и взаимосвязи его
отдельных элементов.
Выделяют
массовые, групповые и индивидуальные
формы воспитания, которые имеют
свою специфику. Так, массовые формы
работы характеризуются эпизодичностью
проведения воспитательных мероприятий
и значительным количеством их участников
(конференции, тематические вечера, смотры,
конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм
и др.
Групповые формы воспитательной работы
отличаются продолжительностью, постоянством
в определенной группе (диспуты, коллективные
творческие дела, кружки, художественная
самодеятельность, работа предполагает
самостоятельную работу воспитуемого
над собой под руководством воспитателя,
постепенно переходящую в самовоспитание.
Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организационных форм.
Понятия
"форма воспитания" и "метод
воспитания" близки по значению. Часто
одни и те же способы воспитательного
воздействия могут
А.
Макаренко, утверждая гуманистическую
направленность методов воспитания, отмечал,
что метод воспитания — это инструмент
прикосновения к личности. Ю. Бабанский
назначение методов воспитания видел
в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых.
Метод воспитания, указывал он, — это способ
взаимосвязанной деятельности воспитателей'
и воспитуемых, направленной на решение
воспитательных задач.
Методы воспитания имеют приемы (совокупности
конкретных действий в структуре метода),
среди которых выделяют созидающие (похвала,
просьба, доверие и др.) и тормозящие (намек,
недоверие, осуждение и др.).
Современные педагоги выделяют несколько
групп методов, положив в их основу целостную
структуру деятельности, которая включает
осознание процесса деятельности, ее организацию,
стимулирование деятельности, контроль
и анализ результатов.
1) К I группе относятся методы формирования
сознания личности. В их основе лежит слово
педагога, по словам В. Сухомлинского —
тот мостик, через который наука воспитания
переходит в искусство, мастерство. В этой
группе выделяют убеждение (воздействие
на сознание, чувства, волю личности), основными
формами развития которого являются беседы,
лекции, диспуты, встречи, конференции
и др., а также личный пример — целенаправленное
и систематическое воздействие преподавателя
на студентов силой личного примера, а
также всеми видами положительных примеров
как образцов для подражания, идеала в
жизни.
2) Во II группу входят методы организации
и формирования опыта общественного поведения, с
помощью которых формируются умения, вырабатываются
привычки, навыки, создаются условия для
формирования положительных внутриколлективных
взаимоотношений, прививаются элементы
морального этикета. К ним относятся:
Однако методы воспитания нельзя выбирать произвольно. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Это означает, что выбор методов подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия.
Методы
воспитания — те практические действия
педагога и учащегося, которые способствуют
передаче, усвоению и использованию содержания
воспитания как общественного опыта. Отличить
методы воспитания от других практических
действий педагогов и учащихся можно,
владея их признаками.
Во-первых, к методам относятся только
те действия, которые взаимосвязывают
педагога и учащегося, т. е. бинарные, двойственные
по своей сути.
Во-вторых, те действия, с помощью которых
преобразуется содержание усваиваемого
опыта для его более быстрого, экономного
и продуктивного усвоения.
В-третьих, те действия, с помощью которых
регулируется и стимулируется развитие
учащихся и педагогов.
Наличие у учащихся своей зоны самовоспитания,
самообразования, самообучения предполагает
присутствие у учащегося и своих методов
и приемов осуществления этих процессов.
Каждый метод делится на методические
приемы. Метод беседы, например, делится
на такие приемы, как вопросы и ответы,
показ и убеждение, вступительное слово
и заключение.
Методов воспитания чрезвычайно много.
По скромным подсчетам, основных общепринятых
методов не менее пятисот. Использовать
отдельные методы, не сознавать при этом
системы трудно, а подчас и невозможно.
Об этом говорит бедный выбор методов,
применяемых на практике. Систематика
методов также нужна для лучшего запоминания.
[4, стр 38 ]
До сих пор наиболее распространенным
классификатором методов является тот,
который подразделяет их по источникам
передачи содержания. Это словесные, практические
и наглядные методы. Это самая простая
и доступная классификация, широко применяемая
на практике.
I группа - Словесные методы: рассказ, беседа,
инструктаж и др.
II группа - Практические методы: упражнение, тренировка, самоуправление и др.
III группа - Наглядные методы: Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.
Классификация методов воспитания помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Исходя из вышесказанного, составляют систему общих методов воспитания:
Методы
стимулирования деятельности
студентов.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.
Стимулировать
- значит побуждать, давать толчок, импульс
к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления
и усиления воздействия на личность школьника
тех или иных факторов применяются различные
методы стимулирования, среди которых
наиболее распространенными являются
соревнование, познавательная игра, поощрение,
наказание и др.
Соревнование. Соревнование в педагогическом
процессе строится преподавателем с учетом
того несомненного социально-психологического
факта, что юношам и девушкам в высшей
степени свойственно стремление к здоровому
соперничеству, приоритету, первенству,
самоутверждению. Вовлечение учащихся
в борьбу за достижение наилучших результатов
в учебе, труде и общественной деятельности
поднимает отстающих на уровень передовых,
стимулирует развитие творческой активности,
инициативы, новаторских починов, ответственности
и коллективизма.
Соревнование
может быть коллективным и индивидуальным,
рассчитанным на длительный срок и
эпизодическим. В процессе его организации
и проведения необходимо соблюдать
традиционные принципы: гласность, конкретность
показателей, сравнимость результатов,
возможность практического использования
передового опыта. [1, стр 50]
Значение
воспитательной работы в ВУЗе.
Информация о работе Воспитание как метод совершенствования личности студента