Воспитание как метод совершенствования личности студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:00, реферат

Описание работы

оспитание личности начинается с рождения человека. Особенно важным считается воспитание в дошкольном, младшем школьном и школьном возрастах, однако оно также необходимо и для студентов: происходит формирование всесторонне развитой личности, которое способствует нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности студента. Её особенности:

Содержание

Введение 3
Методы и приемы воспитания студентов. 4
Методы стимулирования деятельности студентов. 9
Значение воспитательной работы в ВУЗе. 10
Заключение 13
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ ИТОГ.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

       Оглавление 

        Введение                                                                                                         3

  1. Методы и приемы воспитания студентов.                                                4  
  2. Методы стимулирования деятельности студентов.                                  9
  3. Значение воспитательной работы в ВУЗе.                                                10
  4. Заключение                                                                                                  13

        Список используемой литературы                                                             15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Воспитывать - значит возвышать  ум и характер, значит вести к вершинам

       Андрэ Моруа 

       Воспитание личности начинается с рождения человека. Особенно важным считается воспитание в дошкольном, младшем школьном и школьном возрастах, однако оно также необходимо и для студентов: происходит формирование всесторонне развитой личности, которое способствует нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности студента. Её особенности:

  • Студенты обладают статусом взрослости и находятся в периоде ранней зрелости
  • Обладают социальной зрелостью
  • Большинство психических функций достигает своего пика в студенческом возрасте
  • Полностью сформированы умственные способности
  • Владеют всеми мыслительными процессами (синтез, анализ, обобщение, абстрагирование)
  • Имеют довольно сложный понятийный аппарат
  • Оптимальная чувствительность зрения (20 лет)
  • Наивысшая скорость переключения
  • Пик памяти 
  • У студента наиболее развита зрительная и смешанная память (зрительно слуховая)
  • Присутствует логическая и ассоциативная память
  • Студенты удерживают в памяти гораздо больше осмысленного материала, чем при механическом запоминании.
  • Обладают большей настойчивостью и организацией произвольного внимания, чем школьники. [3, стр 17]

       Методы и приемы воспитания студентов.  

       Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. 
   В качестве основных выступают следующие методы воспитания:

  • убеждение;
  • положительный пример;
  • упражнение (приучение);
  • одобрение;
  • осуждение;
  • требование;
  • контроль за поведением;
  • переключение на другие виды деятельности;
 

   От методов  воспитания следует отличать  средства воспитания. Средства воспитания – это те конкретные формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (фильмы, картины), которые используются в процессе развития того или иного метода. 
   Если метод — способ достижения результатов деятельности, то форма – способ организации этой деятельности. Формы воспитания служат для внешнего выражения содержания воспитания, способов организации и взаимосвязи его отдельных элементов.

       Выделяют  массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, которые имеют  свою специфику. Так, массовые формы  работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий  и значительным количеством их участников (конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др. 
Групповые формы воспитательной работы отличаются продолжительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание.

       Методы  определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности  организационных форм.

       Понятия "форма воспитания" и "метод  воспитания" близки по значению. Часто  одни и те же способы воспитательного  воздействия могут рассматриваться  и как форма, и как метод (например, беседа).

       А. Макаренко, утверждая гуманистическую  направленность методов воспитания, отмечал, что метод воспитания — это инструмент прикосновения к личности. Ю. Бабанский назначение методов воспитания видел в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых. Метод воспитания, указывал он, — это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей' и воспитуемых, направленной на решение воспитательных задач. 
   Методы воспитания имеют приемы (совокупности конкретных действий в структуре метода), среди которых выделяют созидающие (похвала, просьба, доверие и др.) и тормозящие (намек, недоверие, осуждение и др.). 
   Современные педагоги выделяют несколько групп методов, положив в их основу целостную структуру деятельности, которая включает осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование деятельности, контроль и анализ результатов. 
1)  К I группе относятся методы формирования сознания личности. В их основе лежит слово педагога, по словам В. Сухомлинского — тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мастерство. В этой группе выделяют убеждение (воздействие на сознание, чувства, волю личности), основными формами развития которого являются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др., а также личный пример — целенаправленное и систематическое воздействие преподавателя на студентов силой личного примера, а также всеми видами положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни. 
2)  Во II группу входят методы организации и формирования опыта общественного поведения, с помощью которых формируются умения, вырабатываются привычки, навыки, создаются условия для формирования положительных внутриколлективных взаимоотношений, прививаются элементы морального этикета. К ним относятся:

  • педагогические требования: прямое (характеризуется такими признаками, как инструктивность, решительность, и проявляется в виде указаний, возможно, приказа) и опосредованное (опирается на сформированность у воспитанников цели, убеждений и проявляется в виде просьбы, совета, намека и др.);
  • общественное мнение коллектива;
  • метод приучения — организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью их перехода в формы общественного поведения; 
    создание воспитывающих ситуаций (специально созданных педагогических условий). 
    3) В III группу входят методы стимулирования деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, осуждения. 
    4) IV группа охватывает методы контроля и самоконтроля, самооценки деятельности и поведения. Владея системой методов воспитания, педагог может в каждом конкретном случае выбрать те из них, которые, по его мнению, будут самими рациональными. [1, стр 215 ] 
       Как писал В. Сухомлинский, наилучший метод — тот, что идет от души педагога. Он подчеркивал: "Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыслью и страстью педагога метод остается мертвой схемой"

       Однако  методы воспитания нельзя выбирать произвольно. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод  воспитания всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Это означает, что выбор методов подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия. 

       Методы  воспитания — те практические действия педагога и учащегося, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта. Отличить методы воспитания от других практических действий педагогов и учащихся можно, владея их признаками. 
Во-первых, к методам относятся только те действия, которые взаимосвязывают педагога и учащегося, т. е. бинарные, двойственные по своей сути. 
Во-вторых, те действия, с помощью которых преобразуется содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. 
 В-третьих, те действия, с помощью которых регулируется и стимулируется развитие учащихся и педагогов. 
Наличие у учащихся своей зоны самовоспитания, самообразования, самообучения предполагает присутствие у учащегося и своих методов и приемов осуществления этих процессов. 
Каждый метод делится на методические приемы. Метод беседы, например, делится на такие приемы, как вопросы и ответы, показ и убеждение, вступительное слово и заключение. 
Методов воспитания чрезвычайно много. По скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. Использовать отдельные методы, не сознавать при этом системы трудно, а подчас и невозможно. Об этом говорит бедный выбор методов, применяемых на практике. Систематика методов также нужна для лучшего запоминания. [4, стр 38 ] 
До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.   
I группа - Словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж и др.

       II группа - Практические методы: упражнение, тренировка, самоуправление и др.

       III группа - Наглядные методы: Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

       Классификация методов воспитания помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Исходя из вышесказанного, составляют систему общих методов воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. [1, стр 92]
 

       Методы  стимулирования деятельности студентов. 

       Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание  действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.

       Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др. 
Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится преподавателем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что юношам и девушкам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

       Соревнование  может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и  эпизодическим. В процессе его организации  и проведения необходимо соблюдать  традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. [1, стр 50] 
 
 
 

       Значение воспитательной работы в ВУЗе. 

Информация о работе Воспитание как метод совершенствования личности студента