Воспитание как интериоризация общечеловеческих ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Отказ от коммунистической парадигмы воспитания, где на первое место выдвигалось идейно-политическое направление, повлёк за собой игнорирование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспитание. Замена в начале девяностых годов категории «воспитание» на «образование» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких общечеловеческих ценностей, как «Родина», «Отечество» и др., как в практике, так и в теории педагогики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие «воспитание», его сущность…………….……………………………5
2.Воспитание как интериоризация общечеловеческих ценностей через ценности национальной культуры……..…………………………………………..6
Заключение…………………………………………………………………………..10
Литература……………………………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 38.31 Кб (Скачать)

 

Филиал Российского государственного социального университета

в г. Каменске-Шахтинском

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

По дисциплине: Педагогика  

На тему: «Воспитание как интериоризация общечеловеческих ценностей через ценности национальной культуры»

Вариант №33

 

 

 

 

Выполнила студентка: Дмитриева А.Г.                                                                                                                            Специальность: социальная работа

Отделение: заочное 

Курс:3

Зачетная книжка №9213

Проверил:

 

 

 

 

 

2013г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Понятие «воспитание», его сущность…………….……………………………5

2.Воспитание как интериоризация общечеловеческих ценностей через ценности национальной культуры……..…………………………………………..6

Заключение…………………………………………………………………………..10

Литература……………………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Отказ от коммунистической парадигмы воспитания, где на первое место выдвигалось идейно-политическое направление, повлёк за собой игнорирование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспитание. Замена в начале девяностых годов категории «воспитание» на «образование» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких общечеловеческих ценностей, как «Родина», «Отечество» и др., как в практике, так и в теории педагогики.

Подъём в последнее  время национального самосознания обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и развитие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества.

Рассмотрение вопросов патриотического  и гражданского воспитания имеет  в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское  воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию. Л.Н. Толстой отождествлял патриотизм и национализм; К. Д. Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.

В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно  представлена в работах Г. Кершенштейнера, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.

В отечественной педагогике начало исследования проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно-демократического движения: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Черньшевского, Н.А. Добролюбова. В XX веке, согласно советской традиции, общество отождествлялось с государством, гражданское и патриотическое воспитание не отделялось друг от друга, а понятия «патриот» и «гражданин» рассматривались как синонимы. Тем не менее это – разные по содержанию понятия, разные по характеристикам качества личности. [3]

Для сохранения национальной самобытности при отборе воспитательного материала должны учитываться народные традиции, культурное, духовное и историческое наследие нации. Ведущим принципом здесь должен выступать принцип этнической природосообразности  образования. Данный принцип гласит, что содержание этнического образования, методы, приемы и формы обучения, а также и воспитания, должны соответствовать  этнофилософским взглядам, этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим  особенностям народа. [4]

 

 

1.Понятие «воспитание», его сущность

 

Центральной категорией в  педагогике, которую определяют как  науку о воспитании, выступает  понятие о воспитании. В буквальном смысле «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».

Исторически сложились различные  подходы к рассмотрению понятия  «воспитание».  Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

Понятие «воспитание» в узком  значении тождественно понятию «воспитательная  работа», в процессе которой формируются  убеждения, нормы нравственного  поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Если воспитание в широком  понимании включает и процесс  познания действительности, и формирование отношения к ней, то в узком  понимании охватывает только область  отношений и поведения.

Центральной и одной из самых древних проблем в междисциплинарном  изучении воспитания является определение  его сущности, поскольку в различные  исторические периоды общество характеризовало  эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Чаще всего воспитание рассматривалось  как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств  в соответствии с потребностями  общества. Вместе с тем на сегодняшний  день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет  столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия  «воспитание» связано с тем, какой  аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым. [1]

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом  основных черт, выражающих его сущность:

    • это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;
    • воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;
    • на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;
    • воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

Таким образом, воспитание как общественное явление – это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. 

Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения. [5]

 

 

2. Воспитание как  интериоризация общечеловеческих  ценностей через ценности национальной культуры

 

Понимая воспитание в широком  смысле как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, рассмотрим ценности и цели гражданского и патриотического воспитания, определяющие сущность и содержание каждого компонента воспитательного процесса.

В патриотическом воспитании такими целями-ценностями являются понятия «Родина», «Отечество», в гражданском же – «Государство», «Общество». По содержанию это – разные понятия, следовательно, гражданское и патриотическое воспитание – разные по содержанию процессы, обеспечивающие формирование разных качеств.[2]

Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и, в конечном итоге, – мировоззрения, то, безусловно, результатом гражданского воспитания должно стать сформированное гражданское сознание. В его основе лежат ценностно окрашенные интегративные знания об обществе и государстве; о гражданских правах и обязанностях, обуславливающих свободу личности; о политике и общественных нормах, законах и символах государства, на территории которого проживает гражданин; о понимание того, что гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства. И вряд ли можно говорить о строительстве правового государства, пока не будет сформировано гражданское сознание и самосознание если не каждого, то хотя бы большинства членов общества.

Патриотическое сознание формируется знание об Отечестве, его  истории, культуре, природе; народе и  народностях, передающих из поколения в поколение традиции, обычаи, язык как отражение менталитета, «дух российской нации», «тайны русской души»; понимание того, что независимо, какое государство и какая власть находились на территории России – это временные категории, но есть вечная ценность – Родина: большая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и символ заботы и любви самых близких и дорогих людей.

Безусловно, воспитание это  не трансляция суммы знаний: знания, когнитивная сфера, являются только платформой, на которой формируются чувства (аффективная сфера), активная позиция (деятельностный компонет) и собственно убеждения, взгляды и ценности (аксиологический компонент) формирующейся личности.

Не только содержание, но и соотношение, и развитие этих компонентов  в гражданском и патриотическом воспитании, на наш взгляд, непропорционально: так в гражданском сознании превалирует когнитивный компонент, в патриотическом – эмоционально-чувственный. Если в гражданском воспитании одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и ее народу, принадлежности, причастности и гордости за ее прошлое, культурное наследие и т.д.

Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах, общественных объединениях, союзах, ассоциациях. Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан правого государства характеризует высокая потребность в социальной активности: в Великобритании, США, других странах считается нормой быть членом какой-либо общественной организации.

Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. Думается, что в дополнительном образовании для этого есть не только все условия, но и имеется интересный опыт. Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь и благополучие других людей, всего народа и государства.

Достаточно сложно с точки  зрения проявления активной позиции  видится патриотическое воспитание. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служения Родине является высшим уровнем проявления чувства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно.

Безусловно, широко описаны  в педагогической науке и применяются  на практике такие методы воспитания, как убеждение, беседа, пример. Слово  педагога – вот самый главный  инструмент воздействия на ребенка. Но стоя на позиции деятельностного  подхода, хотелось бы особо подчеркнуть  субъектную сущность воспитания: ребенок  развивается только в самостоятельной  активной деятельности. Необходимо проводить  ребенка через систему конкретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других», говоря словами В.А. Сухомлинского.

Любовь к Родине, считал он, начинается с любви к матери. Одним из механизмов воспитания любви считается проявление заботы о близких людях, природе, том уголке малой Родины, где живет ребенок; его доме, Дворце как втором доме, городе. Возможностей создания ситуаций для такой нравственно-патриотической деятельности в системе дополнительного образования много.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем  более – патриотического –  лежит прежде всего воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко  задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Информация о работе Воспитание как интериоризация общечеловеческих ценностей