Воспитание и школа в Средние века в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:28, реферат

Описание работы

В 476 г . под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. В эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школ и воспитания того времени. Первым - и едва ли не главным - фактором была христианская традиция, другим - влияние античной традиции (школьные программы, комментированное обучение, гуманистические идеалы воспитания). И наконец, ментальность личности средневековой эпохи невозможно представить без

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 37.22 Кб (Скачать)

Позже (во второй половине XIII в.) в университетах появились  факультеты, или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов  и профессоров этих подразделений.

Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета - ректора. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Нередко, особенно на юге Европы, обязанности  ректора выполнял один из студентов. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение  изменилось. Главные должностные  лица университета стали назначаться  властями, и нации утратили свое влияние.

Факультеты присуждали ученые степени, приобретение которых  оценивалось в духе средневековой  традиции ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно  рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени  магистр нетрудно угадать звание, которое приобретал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастера и подмастерья. Когда юноша 13 - 14 лет являлся в  университет, ему надлежало записаться у профессора, который был за него в ответе. Студент занимался у  профессора от трех до семи лет и  в случае успешной учебы получал  степень бакалавра, которая вначале  рассматривалась лишь как ступень  к научной степени. Бакалавр посещал  лекции других профессоров, помогал  обучать вновь пришедших студентов, то есть становился своеобразным "подмастерьем". В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (т.е. показывал) научную  штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

Большинство первых университетов  имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали  сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Усиливалась специализация. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - канонического права, Орлеанский - гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) - медицины, университеты Испании - математики и естественных наук, университеты Италии - римского права.

От студента требовалось  посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Вот как описывает подобное занятие  бывший студент Т. Платтер (1492- 1582). В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментировали. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник - бакалавр - вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о чем угодно" (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.

Университеты явились  альтернативой схоластике, вырождавшейся  в "науку пустых слов". В XIV - XV вв. пропасть между новейшим знанием  и схоластикой увеличивалась. Схоластика все больше превращалась в формальную бессодержательную философию. "Научными штудиями" схоластов могли быть, например, дискуссии на темы: "Сколько чертей помещается на кончике иглы", "Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу" и пр.

Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им духовный мир  Европы стал намного богаче. История  первых университетов тесно связана  с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки  и просвещения (Р Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание и школа в Средние века в Западной Европе