Воспитание и школа в Средние века в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:28, реферат

Описание работы

В 476 г . под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. В эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школ и воспитания того времени. Первым - и едва ли не главным - фактором была христианская традиция, другим - влияние античной традиции (школьные программы, комментированное обучение, гуманистические идеалы воспитания). И наконец, ментальность личности средневековой эпохи невозможно представить без

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 37.22 Кб (Скачать)
 

Реферат «Воспитание и  школа в Средние века в Западной Европе».

 
 
 
 

 

 

 




                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка Береснева Александра

Группа БЭУ-12-ФК-2

 

1. Общий взгляд

В 476 г . под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. В эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школ и воспитания того времени. Первым - и едва ли не главным - фактором была христианская традиция, другим - влияние античной традиции (школьные программы, комментированное обучение, гуманистические идеалы воспитания). И наконец, ментальность личности средневековой эпохи невозможно представить без варварской, дохристианской, традиции. В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан. Влияние этой традиции хорошо ощущалось, особенно в эпоху раннего средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. "Разница между христианином и варваром точно такая же, как между двуногими и четвероногими, говорящими и бессловесными существами", - писал один из христианских авторов V в.

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело в собственных глазах и глазах остального общества определенный имидж. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, аристократии - воинская доблесть, духовенства - благочестие и пр. Таким образом, общество представляло собой конгломерат социально-культурных типов, который должна была формировать система образования. Представители сословий видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой, принятой в средневековой Европе, стало ученичество.

2. Философско-педагогическая мысль

Философско-педагогическая мысль европейского средневековья  главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог  воспринимался как последний  и высший судия. Вместе с тем воспитание являлось своеобразным сплавом религиозного и светского начал. Последнее  предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено непосредственно  к ребенку, но, будучи корпоративным, одновременно было направлено на воспроизводство  сословной морали.

Носителями христианской педагогики были в первую очередь  служители католической церкви. В  ее методах заметно присутствие  элемента авторитарности (идея "господства авторитетов"). Идеалом являлась усредненная верующая личность. Многие идеологи христианства с неприязнью, которая нередко переходила в  открытую враждебность, относились к  античному - "языческому" воспитанию.

Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего средневековья. Идеалом  монашества провозглашалось нравственное воспитание "чистоты сердца" путем  постов, усердного чтения религиозных  текстов, устранения пристрастия к  земным благам, самоконтроля желаний, мыслей, поступков. Это не исключало  и необходимости приобретения светских знаний. Не случайно, что учебное  руководство для монахов, созданное  авторитетным богословом и педагогом  Флавием Кассиодором (490 - 583), именовалось "Введение в изучение божественных и мирских наук".

Католическая церковь - духовный центр средневекового общества - с одной стороны, отвергала античную образовательную традицию как "языческую" и "дьявольскую" мудрость, предпочитая  знанию невежество. С другой стороны, уже в мрачные времена раннего  средневековья существовала небольшая  группа христианских богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки  греко-римской образованности.

Ученый мир раннего  средневековья не забыл античных традиций. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями V - VI вв. при обосновании иной системы  обучения и воспитания. Именно так  поступили Августин (354 - 430), предложивший модель обучения клириков, Боэций (ок. 480 - 524) и Кассиодор, создавшие первые средневековые учебники по арифметике, логике, музыке и т. д., программы средневековых учебных дисциплин - семи свободных искусств, истоки которой уходят в римскую эпоху. Не были забыты постулаты античной педагогики. Так, в трактате "Формулы благородной жизни" архиепископа Мартина де Брага ( VI в.) рекомендовалось строить воспитание на заповедях, в свое время сформулированных стоиками: благоразумие, осторожность и осмотрительность, мужество, справедливость и воздержанность.

Важную роль в развитии педагогической мысли раннего средневековья  сыграла схоластика (от латинского scola - школа). Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в течение XI - начала XVI в. Как философия она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, как педагогика - подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью дать учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мысли.

Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие. Важную роль в создании новой идеологии, в том числе обучения и воспитания, сыграл философ и теолог Фома Аквинский (1225/26- 1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. В дальнейшем сочинения Фомы Аквинского были одним из главных источников изучения богословия в средневековой школе.

Глава Парижской кафедральной школы, автор "Дидаска-лиона" (трактата о системе средневековой образованности) Гуго Сен-Викторский (1096—1141) фактически свел воедино тогдашние знания по преподаванию в высшей школе. Он неразрывно увязывал религиозное и светское начала в воспитании. Речь шла о "спасении души" и богоугодном образовании. Автор "Дидас-калиона" утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки "также учат истине", будучи, однако, бессильны достичь христианской истины. Гуго Сен-Викторский оставил важные дидактические рекомендации, в частности, о целесообразности изучения прежде всего сущностного знания ("не умножай боковые тропинки, пока не пройдешь по главному пути").

Наставник детей французского короля, автор трактата "О воспитании знатных детей" Винсент де Бове (1190—1264) в воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать внимание детей шуткой и играми.

 

Гуманистические мотивы слышны и у другого французского педагога, канцлера Парижского университета Жана Шарля Гер-сона (1363—1429). В трактате "Приведение детей к Христу" он призывает наставников к кротости и терпению ("детьми легче руководить ласками, нежели страхом").

Смелыми для своего времени  были предложения по обучению испанского мыслителя Раймонда Луллия (ок. 1235 - ок. 1316). Он считал, что начинать обучение надо на родном языке (в ту I эпоху латынь была альфой и омегой обучения), приучать детей к труду, давать с детства навыки профессии ("я нахожу весьма, привлекательным обычай мусульман учить детей профессии").

3. Воспитание и обучение

 

Разложение и упадок рабовладельческого строя привели  к замене его новым, феодальным. И  хотя он был, несомненно, более прогрессивным, ,чем предшествовавший ему рабовладельческий (ведь основная производительная сила — крестьянин имел хозяйство и потому проявлял некоторую заинтересованность в труде в отличие от раба), однако в основе феодального строя также лежала частная собственность феодалов, светских и духовенства, на землю, сопровождавшаяся жесткой эксплуатацией работавших на ней подвластных землевладельцам крестьян. Крупной политической силой и идеологическим оплотом феодального строя была католическая церковь. Она играла большую роль в жизни средневекового западноевропейского общества. Церковь оправдывала эксплуатацию народных масс. Используя учение о прирожденной греховности человека, она призывала к аскетизму, умерщвлению плоти для спасения души в будущей загробной жизни и тем воспитывала у людей долготерпение и смирение, покорность феодалам, учила, что жизнь на. земле—подготовка к загробному миру, в котором все будут вознаграждены за перенесенные на земле страдания. Это отвлекало угнетенных от борьбы с насилием и эксплуатацией.

Католическое духовенство  крайне враждебно относилось к античной культуре: науке, искусству, школе; оно  пропагандировало взгляд на ребенка  как на существо, от рождения причастное к “первородному греху”, который  следует побеждать путем воспитания “в страхе божьем”.

При монастырях существовали монастырские школы, при церквях  — приходские школы. Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, "но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их. Читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.

При соборах, при кафедре  епископа, были кафедральные, или соборные школы, которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование. Содержание его составляло богословие и так называемые “семь свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика (начатки религиозной философии), арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью  “рыцарскими добродетелями”: умением  ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть  мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и  писать было необязательно. Необходимые  знания будущий рыцарь приобретал при  дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет  был пажом при жене феодала, а  затем с 14 лет до 21 года оруженосцем  своего господина, сопровождал его  в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали  в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских  монастырях, где их воспитывали, в  религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению  городской, преимущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы — гильдейские школы. В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось : счету, чтению и письму на родном языке. Религия не занимала в них господствующего положения. Цеховые и гильдейские школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися магистратами, нарушали монополию церкви в области обучения.

 

Важной вехой развития науки и образования стало  создание университетов.

Университеты родились в системе церковных школ. В  конце XI - начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращается в крупные учебные центры, которые  затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский  университет (1200), который вырос из Сорбонны - богословской школы при  Нотр-Даме - и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290).

Университеты учреждались  и светской властью.

Основание и права  университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую  автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов  от военной службы и т. д.

Сеть университетов  довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним  добавилось еще 25.

Рост университетского образования отвечал велению  времени. Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговле и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г . университет, полагая тем самым поправить дела.

Открытие университета обставлялось определенными условиями. В ряде случаев городская община оговаривала известный минимум  учащихся. Например, город Виченца (Северная Италия), учредив в 1261 г . университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов.

Церковь стремилась удержать университетское образование под  своим влиянием. Ватикан являлся  официальным покровителем ряда университетов. Главным предметом в университетах  было богословие. Преподавателями почти  сплошь служили выходцы из духовного  сословия. Ордена францисканцев и  доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала  в университетах своих представителей - канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископов. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Важной чертой университетов  являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях  Сорбонны сидели люди всех возрастов  из многих стран. Рядом могли оказаться  кардинал и политический изгнанник (например, итальянский поэт Данте). Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться  на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок  записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки  снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась  особая категория странствующих  студентов (ваганты, голиарды), которые  неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты  не отличались нравственностью, нередко  становились подлинным бичом  для обывателей. Но из них выросло  немало подвижников науки и образования.

Информация о работе Воспитание и школа в Средние века в Западной Европе