Воспитание и самовоспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.
Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Воспитание………………………………………………………………….
2. Самовоспитание…………………………………………………………….
3. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь………………………….
Выводы………………………………………………………………………….
Литература..…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Воспитание и самовоспитание.docx

— 33.34 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ И  САМОВОСПИТАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений  и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к  неуклонному применению в жизни  усвоенных правил»(Г. Сент-Джон).

Воспитание как говорилось выше это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание – двигатель общественного развития.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком  себя как личности.

Основываясь на активизации  механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности саморазвития личности. Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

В современной педагогике самовоспитание рассматривается как  одно из наиболее важных направлений  личностного совершенствования  человека с целью достижения им собственных  ценностных (жизненных) ориентиров. Иными  словами самовоспитание представляет собой одно из непременных условий  всестороннего развития личности, как  естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще  стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

По своей сущности профессиональное самовоспитание - явление социальное. Оно определяется рядом объективных  социальных условий: требованиям общества, системой педагогических воздействий, которым подвергается человек в  процессе обучения, воспитания, развития и психологической подготовки, выполнения своих служебных и общественных обязанностей. Под влиянием этих условий  человека создаются внутренние предпосылки  для самовоспитания, формируются  потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные  идеалы и цели, которыми человек  руководствуется в целенаправленной работе над собой.

Профессиональное самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного  самосовершенствования человека, в  один из главных путей его всестороннего  развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к  самосознанию. Самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению  своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. А это значит, что между воспитанием  и самовоспитанием существует сложная  диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует  и направляет его. Самовоспитание, в  свою очередь, являясь результатом  воспитания, придает ему действенность  и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к профессиональному  самовоспитанию.

Началом профессионального  самовоспитания служат самопознания и  самоопределение, осуществляемые с  помощью самосознания и самоизучения. В процессе самопознания и самоопределения формируется идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемы работы над собой. В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации личной жизни и служебной деятельности. Следование выработанным правилам поведения отражает внутренне принятые решения развивать (формировать) или изменять (реконструировать) у себя те или иные качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

   Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. Именно поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.

   В этой работе было рассмотрены понятия воспитания и самовоспитания в практической деятельности педагогов, а так же виды воспитания по содержанию воспитания, институциональному признаку, по доминирующим принципам и стилям отношений.

   Подобные разделения  не являются общепринятыми, а  его определения весьма размыты. 
   История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.

   Каждая воспитательная  система несет на себе отпечаток  времени и социально-политического  строя, характера общественных  отношений. В целях и задачах,  которые она выдвигает, просматриваются  идеалы человека данной эпохи.  В связи с этим следует ориентироваться  на понимание истоков дошедших  до нас традиций. По отношению  к воспитательной традиции не  существует оценочного критерия  типа "плохая" или "хорошая". Примеры конкретных систем воспитания  показывают, что все они развивались  согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических  и жизненных ценностей.  
   Но главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе. Для этого надо обладать способностью думать, заниматься самовоспитанием, самообразованием, чтобы жить, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и понимать окружающий мир. Сегодня уже не обойтись без ориентации на мировые стандарты образованности и воспитанности молодежи, включая овладение основами науки, культуры, права, здорового образа жизни. Каждый должен понимать и принимать на себя ответственность и обязательства гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.    Зюбин Л.М. "Психология воспитания". М., 1991.

2.   Каптерев П.Ф. "Детская и педагогическая психология". М.; Воронеж, 1999.  
3. "Педагогика". Под ред. Бабанского Ю.К."Просвещение".: Москва, 1983.  
4.    Педагогический словарь: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

5.    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/

 


Информация о работе Воспитание и самовоспитание