Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:56, реферат
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.
Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь.
Введение………………………………………………………………………..
1. Воспитание………………………………………………………………….
2. Самовоспитание…………………………………………………………….
3. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь………………………….
Выводы………………………………………………………………………….
Литература..…………………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. ЯЛТА)
Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования
Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Введение в специальность»
на тему: «Воспитание и самовоспитание»
г. Ялта, 2012 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Литература..………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Предметом педагогики
как области научного познания
является особая функция
Воспитание — в
самом общем виде —
Таким образом,
можно сказать, что воспитание
— это процесс передачи
В процессе нравственного
воспитания широко применяются
такие методы, как убеждение и
личный пример, совет, пожелание
и одобрительный отзыв,
Главными задачами
трудового воспитания являются:
развитие и подготовка, добросовестного,
ответственного и творческого
отношения к разным видам
В течение многих
веков в мире развивается и
по-разному воплощается идея
О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
Но воспитание
не может быть эффективным,
если оно не опирается на
самовоспитание.
Одной из важнейших социально-политических
линий образования является обеспечение
высокой конкурентоспособности человека
на рынке труда. Чтобы выжить в условиях
рынка, сегодня не обойтись без глубоких
профессиональных знаний, широкого кругозора,
высокой культуры, гражданской активности,
предприимчивости. Рынок может и должен
стать мощным стимулом для развития чувства
хозяина, самостоятельности и самодеятельности
каждого человека. Поэтому сегодня очень
важно выдвижение на первый план задачи
побуждения каждого человека к самовоспитанию
и повышение индивидуальной ответственности
за его результаты.
Цель работы:
- рассмотреть понятия воспитания и самовоспитания в практической деятельности педагогов.
ВОСПИТАНИЕ
Воспитание как педагогический процесс представляет собой целенаправленную профессиональную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
Воспитание – двигатель общественного развития.
Теория и методика воспитания
являются разделами общей педагогики,
в которых уточняется сущность, принципы
и методы, цели и содержание процесса воспитания.
"Никто не становится хорошим человеком
случайно" (Платон)
На протяжении исторического
развития педагогической мысли вышеозначенный
процесс находился в фокусе внимания ученых
и практиков. Поэтому и в наше время воспитание
остается основной категорией педагогики.
Содержание данного явления обновляется
по мере развития практического опыта,
педагогической науки и ее ведущей доктрины.
Общественная практика передачи социального
опыта от старшего поколения к младшему
сложилась гораздо раньше обозначающего
ее термина. Поэтому сущность воспитания
трактуется с различных точек зрения.
В любом случае в качестве предмета воспитания
рассматривается человек, испытывающий
соответствующее воздействие.
По содержанию
воспитания человека
· умственное;
· трудовое;
· физическое;
· нравственное;
· эстетическое;
· правовое;
· половое и полоролевое;
Половое воспитание
— это система медико-педагогических
мер по воспитанию у родителей, детей,
подростков и молодёжи правильного отношения
к вопросам пола. В составе воспитания
индивида половое воспитание представляет
один из видов его содержания.
· экономическое;
· экологическое;
По институциональному
признаку выделяются следующие виды воспитания:
· семейное;
· религиозное;
· социальное (определение не совпадает с приведенным ниже);
· дизсоциальное (асоциальное);
· коррекционное;
По доминирующим принципам и стилю отношений выделяются следующие виды воспитания:
· авторитарное;
· свободное (либеральное);
· демократическое;
Однако подобное разделение не является общепринятым, а его определения весьма размыты.
Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений".
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: "чем человек как человек может и должен быть" (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.
САМОВОСПИТАНИЕ
Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.
Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят прежде всего от идеалов, общественной направленности деятельности человека, от волевых свойств личности, от той значимости, которую человек придает своей среде. Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания учащихся. Появление у старшеклассников умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки является одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый школьник, особенно в старшем возрасте, в состоянии достичь высокого уровня нравственного самосовершенствования, но для этого необходимо так построить педагогический процесс, чтобы вся система воспитатель ных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения. Само воспитание школьников, особенно в раннем юношеском возрасте, имеет всесторонний характер.
Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств. Существует тесная связь между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих качеств. Показателями этой зависимости выступают: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат в коллективе помощь учителя в выборе приемов и средств самовоспитания.
По отношению к самовоспитанию
школьников коллектив выполняет две основные
функции: создает общие предпосылки и
условия для самостоятельного и устойчивого
процесса самовоспитания и организует
этот процесс.
Первая функция выражается в том,
что коллектив формирует у учащихся положительное
отношение к социально ценным видам деятельности,
развивает стремление и желание активно
участвовать в коллективной деятельности,
стимулирует самостоятельность, общественный
долг, инициативность и т. д.
Вторая функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий.
Индивидуальное развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов школьников, широта их кругозора, высокий уровень общей культуры создают условия для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что в свою очередь обогащает коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом.
Осуществляя самовоспитание,
человек может самообразовываться.
Самообразование - это система внутренней
самоорганизации не усвоению опыта поколений,
направленной на собственное развитие.
Самообучение - это процесс непосредственного
получения человеком опыта поколений
посредством собственных устремлений
и самим выбранных средств.
В понятиях "самовоспитание", "самообразование",
"самообучение " педагогика описывает
внутренний духовный мир человека, его
способность самостоятельно развиваться.
Внешние факторы - воспитание, образование,
обучение - лишь условия, средства их пробуждения,
приведения в действие. Вот почему философы,
педагоги, психологи утверждают, что именно
в душе человека заложены движущие силы
его развития.
А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости .
Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления.
Низкий уровень: отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя). Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе.
В процессе самопознания и самоопределения формируется идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемы работы над собой. В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации личной жизни и служебной деятельности. Следование выработанным правилам поведения отражает внутренне принятые решения развивать (формировать) или изменять (реконструировать) у себя те или иные качества.