Воспитание и самовоспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.
Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Воспитание………………………………………………………………….
2. Самовоспитание…………………………………………………………….
3. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь………………………….
Выводы………………………………………………………………………….
Литература..…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Воспитание и самовоспитание.docx

— 33.34 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «КРЫМСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. ЯЛТА)

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

Кафедра педагогического  мастерства учителей начальных классов  и воспитателей дошкольных учреждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Введение  в специальность»

на тему: «Воспитание и  самовоспитание»

 

 

 

 

 

                                                                          студентки 11-ПО СМА

                                                                               преподователь: Кадырова

                                                                Левиза Ильвиевна

                                                                     Никифоровой Дарьи

                                                               Константиновны

 

 

 

г. Ялта, 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение………………………………………………………………………..

  1. Воспитание………………………………………………………………….                                    
  2. Самовоспитание…………………………………………………………….
  3. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь………………………….

Выводы………………………………………………………………………….

     Литература..…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Предметом педагогики  как области научного познания  является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику  можно назвать наукой о воспитании.

   Воспитание — в  самом общем виде — заключается  в подготовке младшего поколения  к жизни в обществе. В процессе  воспитания подрастающие поколения  должны усвоить то, что уже  накоплено обществом, т. е. усвоить  знания на достигнутом уровне  их развития, овладеть определенными  трудовыми умениями, усвоить нормы  и опыт поведения в обществе  и выработать определенную систему  взглядов на жизнь. В процессе  воспитания должны формироваться  также и такие качества, которые  необходимы для решения новых  задач, не стоявших перед старшим  поколением. А для этого должны  быть выработаны умения приобретать  необходимые знания, приспосабливаться  к изменяющимся условиям жизни  и труда, заниматься творческой  деятельностью. 

   Таким образом,  можно сказать, что воспитание  — это процесс передачи старшими  поколениями общественно-исторического  опыта новым поколениям с целью  подготовки их к жизни и  труду, необходимому для обеспечения  дальнейшего развития общества.

   В процессе нравственного  воспитания широко применяются  такие методы, как убеждение и  личный пример, совет, пожелание  и одобрительный отзыв, положительная  оценка действий и поступков,  общественное признание достижений  и достоинств человека. Также  целесообразно проведение этических  бесед и диспутов на примерах  художественных произведений и  практических ситуаций. Одновременно  спектр нравственного воспитания  предполагает как общественное  порицание, так и возможность  дисциплинарных и отсроченных  наказаний. 

   Главными задачами  трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного,  ответственного и творческого  отношения к разным видам трудовой  деятельности, накопление профессионального  опыта как условия выполнения  важнейшей обязанности человека.

   В течение многих  веков в мире развивается и  по-разному воплощается идея воспитания  человека на протяжении всей его жизни.

   О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

   Но воспитание  не может быть эффективным,  если оно не опирается на  самовоспитание.  
    Одной из важнейших социально-политических линий образования является обеспечение высокой конкурентоспособности человека на рынке труда. Чтобы выжить в условиях рынка, сегодня не обойтись без глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, высокой культуры, гражданской активности, предприимчивости. Рынок может и должен стать мощным стимулом для развития чувства хозяина, самостоятельности и самодеятельности каждого человека. Поэтому сегодня очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышение индивидуальной ответственности за его результаты.

Цель работы:

- рассмотреть понятия  воспитания и самовоспитания  в практической деятельности  педагогов.

  
 

ВОСПИТАНИЕ

   Воспитание как педагогический процесс представляет собой целенаправленную профессиональную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

  Воспитание – двигатель  общественного развития.

   Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. "Никто не становится хорошим человеком случайно" (Платон)  
    На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

   По содержанию  воспитания человека выделяются  следующие виды воспитания:  
·  умственное;  
·  трудовое;

· физическое;  

· нравственное;

· эстетическое;

· правовое;

· половое и полоролевое;

   Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.  
· экономическое;

· экологическое;

   По институциональному признаку выделяются следующие виды воспитания:  
· семейное;

· религиозное;

· социальное (определение не совпадает с приведенным ниже);

· дизсоциальное (асоциальное);

· коррекционное;

   По доминирующим принципам и стилю отношений выделяются следующие виды воспитания:

· авторитарное;

· свободное (либеральное);

· демократическое;

    Однако подобное разделение не является общепринятым, а его определения весьма размыты.

   Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений".

   Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: "чем человек как человек может и должен быть" (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОВОСПИТАНИЕ

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.

   Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят прежде всего от идеалов, общественной направленности деятельности человека, от волевых свойств личности, от той значимости, которую человек придает своей среде. Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания учащихся. Появление у старшеклассников умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки является одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый школьник, особенно в старшем возрасте, в состоянии достичь высокого уровня нравственного самосовершенствования, но для этого необходимо так построить педагогический процесс, чтобы вся система воспитатель ных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения. Само воспитание школьников, особенно в раннем юношеском возрасте, имеет всесторонний характер.

    Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств. Существует тесная связь между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих качеств. Показателями этой зависимости выступают: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат в коллективе помощь учителя в выборе приемов и средств самовоспитания.

    По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс.  
   Первая функция выражается в том, что коллектив формирует у учащихся положительное отношение к социально ценным видам деятельности, развивает стремление и желание активно участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т. д.

   Вторая функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий.

    Индивидуальное развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов школьников, широта их кругозора, высокий уровень общей культуры создают условия для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что в свою очередь обогащает коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом.

   Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.  
Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.  
В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

    А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости .

   Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления.

   Низкий уровень: отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя). Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе.

   В процессе самопознания и самоопределения формируется идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемы работы над собой. В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые становятся основой самоорганизации личной жизни и служебной деятельности. Следование выработанным правилам поведения отражает внутренне принятые решения развивать (формировать) или изменять (реконструировать) у себя те или иные качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Воспитание и самовоспитание