Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. Основная задача групп для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Работа содержит 1 файл

специальная педагогика.docx

— 41.66 Кб (Скачать)

дети должны быть относительно легко приспособляемыми в детском  коллективе как в бытовом, так и в социальном плане. Коллектив рассматривается как одно из важнейших средств педагогического воздействия, но в том случае, если психофизическое развитие ребенка находится в соответствии с уровнем развития коллектива. В противном случае, можно наблюдать проявление негативизма у ребенка, его замыкание, снижение самооценки, неуверенность в своих силах, закрепление отрицательных черт характера и поведения. Кроме того, ребенок должен уметь обслужить себя в социально-бытовом плане на элементарном уровне, так как на оказание помощь каждому ребенку просто не хватит времени.

Поступая в специальное  ДОУ ребенок, во-первых, должен иметь  сохранную моторику или такое  состояние опорно-двигательного  аппарата, при котором основные моторные функции могли бы выполняться  сравнительно легко (взять и удержать предмет, манипулировать им, свободно передвигаться, сидеть, ложиться, вставать, жевать, глотать), во-вторых, детям должна быть доступна бытовая деятельность, осуществляемая совместно со взрослым и с его помощью. Уровень сформированности данной деятельности, санитарно-гигиенические и бытовые навыки, важен оценке интеллектуальных возможностей детей.

Все это необходимо, так  как ребенок попадает в коллектив где от него требуется определенная самостоятельность. Основными чертами коллектива детей с умственной отсталостью, определяющими его своеобразие, являются - беспомощность, пассивность с одной стороны, и определенная импульсивность поведения, вследствие зависимости поступков детей от их желаний, настроений, а также неустойчивость элементарных форм словесной регуляции этого поведения - с другой. Кроме того, такой коллектив крайне эмоционально реактивен, поэтому прием детей истеричных, психопатов ограничен;

дети должны быть не опасны для окружающих. Это специфичное  требование. Ребенок должен понимать слова "нельзя", "не надо";

дети должны обладать необходимым  запасом элементарных представлений  об окружающем. Выделение требования определено тем, что весь процесс  с дошкольного образования строится с опорой на имеющиеся у детей  знания;

дети должны понимать обращенную речь и иметь собственную. Во-первых, обучение и воспитание являются "изустными", во-вторых, дети должны понимать простейшие вербальные указания, типа: принеси, закрой, ешь, дай и т.д., без которых  невозможна организация успешного  учебно-воспитательного процесса в  специальном ДОУ;

дети должны быть соматически  здоровыми, так как продуктивность образовательного процесса во многом определяется уровнем физического  здоровья.

Таким образом, коррекционно-реабилитационный процесс в специальном ДОУ основывается на следующих принципах:

Общие принципы:

1. Учет возрастных психофизических  возможностей детей дошкольного  возраста и сенситивных периодов  формирования психических функций.

2. Приобщение нетипичных  детей ко всему, что доступно  их нормально развивающимся сверстникам,  стирание границ, реализация концепции  нормализации.

3. Оптимальное сочетание  общеразвивающей работы с коррекционно-компенсаторной и реабилитационной педагогической деятельностью на основе учета структуры дефекта, степени и времени его возникновения, онтогенетических особенностей детей.

4. Постоянное изучение  нетипичных детей в динамике  их развития и выявление психических  новообразований.

5. Создание условий для  дифференциации обучения с элементами  индивидуализации в каждой возрастной  группе.

6. Равномерное распределение  психофизической нагрузки в ходе  коррекционной работы.

7. Опора на сохранные  и компенсаторные механизмы с  целью повышения результативности  проводимой психолого-педагогической  деятельности.

Частные принципы:

I. Принцип единства диагностики  и коррекции развития. Коррекция  нарушений психофизического онтогенеза  возможна только при учете  результатов диагностики (выявляется  состояние основных сфер психического  развития) и анализа социокультурной ситуации развития ребенка (уровень требований родителей и уровень их притязаний, уровень располагаемых ребенком возможностей, ресурсов).

II. Учет общих тенденций  развития нормального и аномального  ребенка, то есть нетипичный  ребенок должен пройти все  стадии онтогенетического развития, что и нормально развивающийся.  Однако темпы развития детей  с ограниченными возможностями  иные. Кроме того, у этих детей  формирование определенных возможностей  достигается другими средствами, чем у их обычных сверстников,  а также конечный результат  работы с нетипичными детьми  может не совпадать с достижениями  обычных детей. Однако, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития аномального ребенка был максимально приближен к норме.

III. Принцип развивающего  характера коррекционного обучения. Обучение должно учитывать как  особенности возраста, так и специфику  (структуру, степень) нарушения.  Раннее начало коррекционной  учебно-воспитательной работы обусловливает  ускорение темпа развития и  темпа преодоления отклонений  в развитии. Обучение оказывается  развивающим только тогда, когда  учитывается зона ближайшего  развития ребенка (ЗБР). ЗБР - это  круг умений, которыми ребенок  может овладеть самостоятельно (спонтанно)  или при содействии (руководстве)  старших в процессе обучения. Зона ближайшего развития - это  завтрашний день ребенка.

IV. Принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников с умственной отсталостью рекомендует проводить все виды коррекционной учебно-воспитательной работы в русле ведущих видов детской деятельности: в игре, в изобразительной и конструктивной деятельности, в труде, в элементарных видах учебной деятельности. Должно уделяться много внимания развитию практической ориентировки в предметном мире - пробам и примериванию.

Результаты коррекционной  учебно-воспитательной работы во многом определяются характером общения взрослого  и ребенка, детей между собой. Поэтому необходимо использовать личностно-центрированную модель взаимодействия, когда к ребенку относятся как к полноценному партнеру, как к сотрудничающей стороне.

Важным направлением коррекционно-воспитательной работы является психолого-педагогическая помощь специалиста в формировании у родителей навыков продуктивного  и комплементарного сотрудничества со своим ребенком, при этом основным условием выступает установление возможно полного взаимопонимания между самими взрослыми, воспитывающими ребенка. На основе данных комплексного диагностического обследования ребенку предъявляются единые требования в семье и в дошкольном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Традиционно в специальной  педагогике и специальной психологии существует два основных направления  осуществления коррекционного воздействия. Одно из них реализуется в области  коррекции высших психических функций, поскольку для специального образования  положение о более легком преодолении  вторичных отклонений, нежели результативность воздействия на «первичный дефект», аксиоматично. Другое направление работы базируется на признании значимости коррекционного влияния на ведущую  и типичные виды деятельности ребенка. Первый подход можно обозначить как  психологический, второй – педагогический.

Основываясь на вышеназванных  подходах отечественными исследователями  были разработаны различные психолого-педагогические системы, обеспечивающие коррекционную  направленность воспитания и обучения детей с нарушениям интеллекта в специализированных дошкольных учреждениях. Исследования показали, что наиболее эффективными в дошкольной специальной педагогике оказались системы, соединившие в себе оба подхода, психологический и педагогический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьева Р.А. Умственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта в процессе ознакомления с явлениями и объектами неживой природы. – М., 1996. – 16 с.
  2. Баряева Л.Б. Математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  3. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, СОЮЗ, 2002.
  4. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - 1. – С. 57 – 58.
  5. БаряеваЛ.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Союз, 2001. – 320 с.
  6. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности.– М.: Просвещение, 1972.– 156 с.
  7. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972. – 142 с.
  8. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
  9. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 134с.
  10. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965. – 52 с.
  11. Давыдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1976. – 20 с.
  12. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
  13. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно – правовых и программно – методических материалов. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 472с.
  14. Екжанова Е.А Изучение рисунка дошкольников с задержкой психического развития в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности./Шестилетние дети: проблемы и исследования. - Н.Новгород: НГПУ, 1993. – С. 60 – 73.
  15. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002. – 256 с.
  16. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. - 1999. - 6. – С. 25 – 34.
  17. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 2000. - 3. – С. – 66 – 78.
  18. Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени. // Дефектология. – 1992.- 1. – С.57 – 62.
  19. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых). – М., 1977. – 33 с.
  20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001, 2004. - 220 с.
  21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 2001. – 144 с.; М.: Владос, 2005. - 207с.
  22. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. – 1. – С.
  23. Кинаш Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения // Дефектология. – 2003. – 3. – С. 50 – 55.
  24. Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения // Дефектология. - 1991. - 6.- С.72-77.
  25. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта // Под ред. А.П.Зарина, Е.Л.Ложко. – СПб.: Аполлон, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

 

Факультет коррекционной  педагогики

 Отделение заочного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Специальная Педагогика»

(Воспитание и обучение  детей дошкольного возраста с  нарушениями интеллекта)

 

Выполнила студентка группы 152/2

Специальность «Логопедия»

Чернова А.А.

 

                                               Научный руководитель Андреева  Л.В.

Ст. предподаватель кафедры СППиПМ, к.б.н.

 

 

 

 

 

Челябинск

2012


Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта