Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. Основная задача групп для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Работа содержит 1 файл

специальная педагогика.docx

— 41.66 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

   Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. Основная задача групп для детей с нарушениями интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди детей с особыми образовательными потребностями. В подавляющем большинстве случаев имеющиеся у них интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка – мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы: восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем. Следовательно, педагогическая система, созданная для детей с нарушениями в развитии, должна решать как задачи коррекционно – педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям ребенка.

 

 

Воспитание и обучение детей  дошкольного возраста с нарушениями  интеллекта.

Психолого-педагогическая коррекция - направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором педагог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция как форма работы впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. Она представляет совокупность воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка.

При определении основных целей и задач Психолого-педагогической коррекции важно помнить положение Л.С. Выготского о создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка в качестве основного содержания коррекционной работы. В этой связи психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнения и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делают коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае следует за развитием, совершенствуя способности только в количественном направлении.

В ходе психолого-педагогическая коррекции проводятся различные виды работ:

1. Игротерапия, которая применяется не только в коррекционных целях, но и в профилактических и психогигиенических. Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. Если у ребенка проблемы с общением, тогда групповая терапия более полезна, чем индивидуальная.

В игротерапии применяют различный игровой материал: игры в "семью", игры с марионетками, строительные, игры-упражнения.

2. Арттерапия - специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве - изобразительной и творческой деятельности. Цель ее - развитие самовыражения, самопознания ребенка через искусство.

Арттерапия используется как средство общения психолога с детьми на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания, сновидения. Методика арттерапии базируется на внутреннем убеждении - "Я", которое отражается в зрительных образах, когда человек рисует, лепит (спонтанно).

Место занятий при арттерапии должно быть таким, где дети могут шуметь, свободно передвигаться, а психолог не вмешивается в их процесс деятельности.

3. Групповая психотерапия  предложена С. Славсеном, который считает, что здесь основное значение имеет то, в каких условиях будет проявляться активность детей.

Помещение должно быть оборудовано  разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность. Каждому ребенку предоставляется  возможность делать то, что он хочет, но при этом он не должен ограничивать деятельность других детей.

Все дети - члены группы не связаны между собой ни правилами, ни условиями выполнения деятельности и контроля. С. Славсен убежден, что возникновение в детской группе групповой динамики - негативное явление, которое препятствует самораскрытию каждого. Каждый ребенок должен добиться результатов ценой собственных усилий, собственных средств и возможностей.

Коррекция интеллектуального  развития ребенка в дошкольном возрасте включает в себя задачи развития восприятия сенсорных способностей, наглядно-образного  мышления и знаково-символической  функции, начальных форм произвольного  внимания и памяти.

Несмотря на то, что дети с умственной отсталостью находятся  в специальных учреждениях, необходимы полная коррекция и компенсация  дефектов их развития, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию. Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет более раннее начало коррекционной работы, что позволит предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

В связи с особенностями  развития умственно отсталые дети нуждаются  в целенаправленном обучающем воздействии  взрослого. Спонтанного усвоения общественного  опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей  интерес к окружающему. И здесь  неоценимы дидактические игры, которые  должны привлекать внимание, заинтересовывать. Взрослым необходимо постоянно создавать  у детей положительное эмоциональное  отношения к деятельности.

Умственно отсталому ребенку  для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и  фиксирования свойств и отношений  предметов, для понимания того или  иного действия требуется гораздо  больше повторений, чем нормально  развивающемуся.

Основная коррекционная  задача состоит в том, чтобы сформировать у умственно отсталых детей раннего  и дошкольного возраста поисковые  способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать  интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в  деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Игры и упражнения, в  которых дети действуют методом  проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения  необходимо на первых порах ознакомления с предметом, с его качеством, свойством научить ребенка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а уж затем  давать слово как образец.

Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием  представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.

Правильное развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые  стороны причинного мышления. Когда  ребенок правильно представляет себе предмет с его частями, он может осознать причину нарушения  целого. Путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на развитие наглядно-образного  и логического мышления. Правильная и своевременная организация  работы по формированию всех видов  мышления приобретает особое значение, так как нарушение интеллекта и является основным дефектом развития подобных детей. Основные направления  и задачи коррекции умственно  отсталых детей:

1. Формирование эмоционального  контакта со взрослым, направленности на сотрудничество с ним, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта, формирование эмоционального общения со взрослым и выполнений элементарной инструкции, развитие внимания, развитие подражания, усвоение действий по образцу.

2. Развитие зрительно-двигательной  координации рук для подготовки  к письму, выполнению трудовых  заданий, развитие хватания, развитие  соотносящих действий. подражание движениям рук, развитие движений пальцев, развитие движений кистей рук.

3. Сенсорное развитие. Формирование  зрительного соотнесения, восприятие  формы, величины, цвета, формирование  целостного образа предмета, восприятие  пространства и ориентировки  в нем, развитие тактильно-двигательного  восприятия, развитие слухового  восприятия, развитие неречевого  слуха, речевого слуха.

4. Развитие мышления, переход от восприятия к мышлению, к обобщению, переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления, развитие элементов причинного мышления, наглядно-образного мышления.

5. Речевое развитие. Развитие  речевого общения (делового элементарного  общения), развитие познавательной  функции речи (расширение, уточнение  и обобщение значения слов).

В дошкольном возрасте начинает активно формироваться личностная сфера. Основными направлениями  коррекции личностной сферы в  дошкольном возрасте являются:

1. Коррекция и профилактика  негативных черт поведения, возникновение  которых обусловлено критическими  периодами онтогенеза. Скачкообразность  психического развития детей  часто приводит к тому, что  в моменты возрастного кризиса  (3 года) в поведении дошкольников  могут закрепиться на долгое  время негативные проявления, такие,  как капризы, упрямство, агрессия, протестные реакции и т.д. Своевременная  коррекция этих и других "возрастных" черт поведения позволяет быстро  и эффективно освободить ребенка  от возможности закрепления их  в психики и формирования вторичных  поведенческих нарушений.

Профилактика негативного  поведения в периоды возрастных кризисов:

кризисы возрастного развития - возникновение негативных черт поведения;

коррекция эмоционального развития, коррекция имеющихся нарушений  эмоционально-психического развития;

профилактика невротического развития, эмоционального неблагополучия;

коррекция мотивационно-потребностной сферы - путем развития требуемых мотивов и потребностей;

коррекция поведения;

коррекция и развитие индивидуально-типологических свойств и качеств личности.

Наряду с коррекционными задачами необходимым является и  выделение для родителей профилактических задач. Опыт показывает, что в консультативной  практике в ряде случаев постановка собственно коррекционных задач  оказывается нецелесообразной в  силу отсутствия значимых отклонений от типичных вариантов нормативного развития. Однако уже сам факт обращения  родителей в консультацию за помощью  является показателем определенной степени риска социальной ситуации развития ребенка, некоторого неблагополучия в области детско-родительских отношений. Поэтому в любом случае обращения  в консультацию перед психологом встает задача определения профилактических мероприятий по предупреждению возможных  отклонений в развитии ребенка.

Активное привлечение  родителей к участию в коррекционной  работе диктуется двумя обстоятельствами:

Система отношений ребенка  с близкими взрослыми, особенности  общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший  компонент социальной ситуации развития ребенка, во многом определяют зону его  ближайшего развития. Полная реализация целей коррекции достигается  лишь в случае изменения жизненных  отношений ребенка, что требует  от взрослых как активных "строителей" этих отношений целенаправленных и  осознанных усилий.

Широкое привлечение родителей, воспитателей и педагогов к осуществлению  направленного коррекционного воздействия  на отклонения в психическом развитии ребенка обусловлено пока еще  явно недостаточным уровнем развития системы психологической службы в нашей стране.

Важным компонентом работы с родителями в практике психологического консультирования является информирование их об особенностях развития ребенка, о вероятностном прогнозе развития и выработке конкретных рекомендаций. Сообщение родителям полной и  объективной информации об особенностях развития ребенка с учетом родительских установок и особенностей социальной ситуации является обязательным этапом оказания психологической помощи в  процессе консультирования.

Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта