На следующем
этапе воспитания гуманного отношения
к людям и природе - этот
этап, как правило, совпадает с
возрастом 4-5 лет - происходит
постепенное осознание ребенком
нравственных ценностей. Он уже
способен к элементарному обобщению
личного опыта, накопленного в
младшем возрасте. Закрепляются
представления о характере и
способах проявления положительного
отношения к взрослым, детям, природе.
Как и в младшей группе, главными
остаются совместная деятельность
со взрослыми, разъяснения взрослого,
организация практики поведения.
На этом этапе воспитатель
привлекает внимание детей к
способам выражения эмоционального
состояния другим человеком, учит
«читать» эмоции («Посмотри на
этих детей на картинке, расскажи,
кому из них весело, а кто
загрустил. Как ты думаешь,
почему он грустит? Как его
успокоить?»).
В дополнение
к практическим ситуациям, возникающим
в жизни детей, их уже можно
обучать решению вербальных логических
задач («Как бы ты поступил,
если бы увидел на улице
плачущего малыша?»). Вербальное
решение ситуаций очень полезно
в этом возрасте: оно позволяет
ребенку решать задачу в воображаемом,
«безопасном» варианте, делать выбор
способа поведения на основе
как собственного жизненного
опыта, так и других источников;
способствует развитию воображения
и мышления. Дети живо воспринимают
мораль художественных произведений,
способны к оценке поступков
героев книг и спектаклей. Правда,
для ребенка важно, чтобы «плохие»
и «хорошие» герои ясно и
однозначно выражали свою позицию.
Понятия «красивый» и «хороший»
у детей очень сближены - красивый
герой не может быть плохим.
Недоброжелательное
отношение чаще проявляется к
сверстникам, чем к детям старшего
или младшего возраста. Это происходит
из-за того, что ребенок еще
не владеет способами общения
и совместной деятельности. Отсюда
следует, что воспитательная работа
должна быть направлена именно
на привлечение внимания детей
к способам отношений, на обогащение
их жизни ситуациями, требующими
проявления доброжелательности
к окружающим. Все еще значимыми
для детей остаются оценка
взрослого и его пример. Задачу
воспитания доброжелательного отношения
к окружающим на этом этапе
можно считать выполненной, если
у ребенка появляются элементарные
самостоятельные обобщения и
желание «быть хорошим», похожим
на положительного героя.
Сопереживание
как выражение гуманного отношения
к людям проходит в своем
развитии разные стадии: переживание-сочувствие
(«Ему плохо, мне его жаль»),
переживание-утверждение себя («Ему
плохо, я так не хочу») и
наконец, переживание-действие («Ему
плохо, я хочу ему помочь»).
Педагогическую
работу можно считать успешной,
если в среднем дошкольном
возрасте дети находятся на
стадии «переживание-утверждение
себя» и иногда проявляют способность
к реальному «переживанию-действию».
Наиболее
полноценная работа по формированию
гуманного отношения к окружающим
происходит на третьем этапе,
что соответствует старшему дошкольному
возрасту. В этом возрасте дети
способны не только на обобщение
своего опыта отношений, но
и на их анализ, на объяснение
причин замеченных в них недостатков.
Воспитатель
организует этические беседы
с детьми. Беседы можно проводить
в разных формах - индивидуально,
с подгруппой в 5-6 человек или
фронтально. Содержанием этической
беседы могут стать возникшие
в группе отношения между детьми,
мораль художественных произведений
или произведения изобразительного
искусства.
К каждой
этической беседе предъявляются
единые требования: опора на жизненный
опыт детей; соответствие возрасту
и усложнение задачи от возраста
к возрасту; конкретность обсуждаемых
ситуаций; наличие ситуации выбора
и противоречий; связь с последующей
деятельностью и практикой поведения;
соблюдение такта и осторожности
при обсуждении проблем, касающихся
конкретных детей группы; не спешить
помогать ребенку с выводами
и обобщениями, учить делать
их самостоятельно.
Форма
и место проведения этической
беседы могут быть разными.
Ее можно провести традиционно
в помещении группы, когда дети
сидят за столами, или на
прогулке. В беседе могут участвовать
одновременно все дети или
5-6 человек.
В беседе
можно использовать наглядный
материал. Например, дети рассматривают
картинки и классифицируют их
по основанию, предложенному воспитателем
(Разложите картинки на те, где
нарисован хороший поступок, и
те, где нарисован плохой; отберите
те рисунки, на которых ребенок
нашел правильное решение; посмотрите
на две большие картины, а
затем на картинки на ваших
столах и подойдите к той
картине, которая больше соотносится
с вашей картинкой по морали,
по типу поведения персонажа,
по форме выражения героями
чувств и т.п.).
Педагогическое
мастерство воспитателя будет
проявляться в умении в наибольшей
степени активизировать познавательную
и эмоциональную активность детей,
их самостоятельность в поиске
решения предлагаемых ситуаций,
сочетать разные средства и
методы.
Этические
беседы проводятся по мере
необходимости. Важно, чтобы дети
всегда испытывали потребность
обсудить тот или иной моральный
вопрос и могли рассчитывать
на справедливое разрешение проблем.
Несмотря
на то, что в старшем дошкольном
возрасте больше внимания уделяется
осознанию ребенком моральных
ценностей, практика поведения,
упражнения также остаются важной
частью педагогической работы. Воспитатель
заботится, чтобы дети могли
постоянно упражняться в гуманном
отношении друг к другу, к
природе, ко взрослым. Жизнь детей
должна быть наполнена соответствующими
ситуациями (подготовка подарков
друг другу, забота о заболевшем,
уход за животными). Воспитатель
не только использует случаи,
возникающие стихийно, но и специально
организует ситуации, включая их
в разные виды деятельности: игру,
труд, занятия по всем разделам
программы.
Заключение
Нравственные
нормы, даже те, которые ребенок
хорошо знает, не сразу начинают
руководить его поведением. Первоначально
они выполняются только по
требованию взрослого или в
его присутствии, легко нарушаются
ребенком. Причем малыш не замечает
этого нарушения и, отрицательно
оценивая подобное поведение
в целом, к себе отрицательную
оценку не относит.
Усвоив
норму, ребенок, прежде всего,
начинает контролировать сверстника.
Ему легче увидеть и оценить
наличие нравственных качеств
и выполнение норм сверстником,
чем самим собой. Очень часто
он правильно оценивает выполнение
нравственных норм товарищами
и ошибается в отношении себя.
Стремление утвердиться в знании
нравственной нормы приводит
к появлению особых высказываний
в адрес взрослых - «жалоб-заявлений»,
которые содержат сообщения о
нарушении правил кем-то из
детей. Ребенок, обращаясь ко
взрослому, хочет утвердиться
в том, правильно ли он понимает
норму или правило. Постепенно,
оценивая сверстника, сравнивая
себя с ним, прислушиваясь к
оценке своих поступков взрослыми
и товарищами, малыш подходит
к реальной самооценке [2, с. 56].
У старших
дошкольников все чаще наблюдается
не прагматическое поведение,
когда моральный поступок связан
с выгодой для себя, а бескорыстное,
когда поведение не зависит
от внешнего контроля, а его
мотивом является нравственная
самооценка.
Список использованных
источников
Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная
педагогика. – М.: Академия, 2001. –
416 с.
Кряжева
Н.Л. Развитие эмоционального
мира детей. — Ярославль, 1999.
Мухина
В.С. Детская психология. – М.:
ООО Апрель-Пресс, Зао Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
Пономаренко
Т. О. О взаимосвязи этических
представлений и поступков детей
//Дошкольное воспитание. - 2002. - №
4. -С. 10-14.
Психолого-педагогические
проблемы нравственного воспитания
детей дошкольного возраста /Под
ред. Т.С. Комаровой. - М., 1983.
Субботский
Е.В. Ребенок открывает мир. - М.,
1991.