Воспитание гуманных чувств у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:02, реферат

Описание работы

Теоретическая важность формирования гуманных отношений в детской группе обусловлена местонахождением этой проблемы на стыке ведущих областей научного знания: общей, социальной и возрастной психологии, этики, педагогики и др., проблематика каждой из которых развивается в настоящее время относительно изолированно. Однако важность приобретает другой вопрос - о средствах формирования гуманности у дошкольников. Какими должны быть эти средства, если мы несомненно должны учитывать психологические и возрастные особенности дошкольника?
Об этом наш реферат.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
1. Воспитание гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………………………………3
1.1. Создание условий для формирования у детей –дошкольников гуманного отношения к окружающим…………………………………………………………..................................................................................3
1.2. Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………………9
Список использованных источников…………………………………...................................................................10

Работа содержит 1 файл

ПЛАН - копия2.docx

— 26.76 Кб (Скачать)

 На следующем  этапе воспитания гуманного отношения  к людям и природе - этот  этап, как правило, совпадает с  возрастом 4-5 лет - происходит  постепенное осознание ребенком  нравственных ценностей. Он уже  способен к элементарному обобщению  личного опыта, накопленного в  младшем возрасте. Закрепляются  представления о характере и  способах проявления положительного  отношения к взрослым, детям, природе.  Как и в младшей группе, главными  остаются совместная деятельность  со взрослыми, разъяснения взрослого,  организация практики поведения.  На этом этапе воспитатель  привлекает внимание детей к  способам выражения эмоционального  состояния другим человеком, учит  «читать» эмоции («Посмотри на  этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто  загрустил. Как ты думаешь,  почему он грустит? Как его  успокоить?»).

 

 В дополнение  к практическим ситуациям, возникающим  в жизни детей, их уже можно  обучать решению вербальных логических  задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице  плачущего малыша?»). Вербальное  решение ситуаций очень полезно  в этом возрасте: оно позволяет  ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор  способа поведения на основе  как собственного жизненного  опыта, так и других источников; способствует развитию воображения  и мышления. Дети живо воспринимают  мораль художественных произведений, способны к оценке поступков  героев книг и спектаклей. Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие»  и «хорошие» герои ясно и  однозначно выражали свою позицию.  Понятия «красивый» и «хороший»  у детей очень сближены - красивый  герой не может быть плохим.

 

 Недоброжелательное  отношение чаще проявляется к  сверстникам, чем к детям старшего  или младшего возраста. Это происходит  из-за того, что ребенок еще  не владеет способами общения  и совместной деятельности. Отсюда  следует, что воспитательная работа  должна быть направлена именно  на привлечение внимания детей  к способам отношений, на обогащение  их жизни ситуациями, требующими  проявления доброжелательности  к окружающим. Все еще значимыми  для детей остаются оценка  взрослого и его пример. Задачу  воспитания доброжелательного отношения  к окружающим на этом этапе  можно считать выполненной, если  у ребенка появляются элементарные  самостоятельные обобщения и  желание «быть хорошим», похожим  на положительного героя.

 

 Сопереживание  как выражение гуманного отношения  к людям проходит в своем  развитии разные стадии: переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), переживание-утверждение себя («Ему  плохо, я так не хочу») и  наконец, переживание-действие («Ему  плохо, я хочу ему помочь»).

 

 Педагогическую  работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном  возрасте дети находятся на  стадии «переживание-утверждение  себя» и иногда проявляют способность  к реальному «переживанию-действию».

 

 Наиболее  полноценная работа по формированию  гуманного отношения к окружающим  происходит на третьем этапе,  что соответствует старшему дошкольному  возрасту. В этом возрасте дети  способны не только на обобщение  своего опыта отношений, но  и на их анализ, на объяснение  причин замеченных в них недостатков.

 

 Воспитатель  организует этические беседы  с детьми. Беседы можно проводить  в разных формах - индивидуально,  с подгруппой в 5-6 человек или  фронтально. Содержанием этической  беседы могут стать возникшие  в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений  или произведения изобразительного  искусства.

 

 К каждой  этической беседе предъявляются  единые требования: опора на жизненный  опыт детей; соответствие возрасту  и усложнение задачи от возраста  к возрасту; конкретность обсуждаемых  ситуаций; наличие ситуации выбора  и противоречий; связь с последующей  деятельностью и практикой поведения;  соблюдение такта и осторожности  при обсуждении проблем, касающихся  конкретных детей группы; не спешить  помогать ребенку с выводами  и обобщениями, учить делать  их самостоятельно.

 

 Форма  и место проведения этической  беседы могут быть разными.  Ее можно провести традиционно  в помещении группы, когда дети  сидят за столами, или на  прогулке. В беседе могут участвовать  одновременно все дети или  5-6 человек.

 

 В беседе  можно использовать наглядный  материал. Например, дети рассматривают  картинки и классифицируют их  по основанию, предложенному воспитателем (Разложите картинки на те, где  нарисован хороший поступок, и  те, где нарисован плохой; отберите  те рисунки, на которых ребенок  нашел правильное решение; посмотрите  на две большие картины, а  затем на картинки на ваших  столах и подойдите к той  картине, которая больше соотносится  с вашей картинкой по морали, по типу поведения персонажа,  по форме выражения героями  чувств и т.п.).

 

 Педагогическое  мастерство воспитателя будет  проявляться в умении в наибольшей  степени активизировать познавательную  и эмоциональную активность детей,  их самостоятельность в поиске  решения предлагаемых ситуаций, сочетать разные средства и  методы.

 

 Этические  беседы проводятся по мере  необходимости. Важно, чтобы дети  всегда испытывали потребность  обсудить тот или иной моральный  вопрос и могли рассчитывать  на справедливое разрешение проблем.

 

 Несмотря  на то, что в старшем дошкольном  возрасте больше внимания уделяется  осознанию ребенком моральных  ценностей, практика поведения,  упражнения также остаются важной  частью педагогической работы. Воспитатель  заботится, чтобы дети могли  постоянно упражняться в гуманном  отношении друг к другу, к  природе, ко взрослым. Жизнь детей  должна быть наполнена соответствующими  ситуациями (подготовка подарков  друг другу, забота о заболевшем, уход за животными). Воспитатель  не только использует случаи, возникающие стихийно, но и специально  организует ситуации, включая их  в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам  программы.

 

Заключение

 

 Нравственные  нормы, даже те, которые ребенок  хорошо знает, не сразу начинают  руководить его поведением. Первоначально  они выполняются только по  требованию взрослого или в  его присутствии, легко нарушаются  ребенком. Причем малыш не замечает  этого нарушения и, отрицательно  оценивая подобное поведение  в целом, к себе отрицательную  оценку не относит.

 

 Усвоив  норму, ребенок, прежде всего,  начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить  наличие нравственных качеств  и выполнение норм сверстником,  чем самим собой. Очень часто  он правильно оценивает выполнение  нравственных норм товарищами  и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании  нравственной нормы приводит  к появлению особых высказываний  в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о  нарушении правил кем-то из  детей. Ребенок, обращаясь ко  взрослому, хочет утвердиться  в том, правильно ли он понимает  норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая  себя с ним, прислушиваясь к  оценке своих поступков взрослыми  и товарищами, малыш подходит  к реальной самооценке [2, с. 56].

 

 У старших  дошкольников все чаще наблюдается  не прагматическое поведение,  когда моральный поступок связан  с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит  от внешнего контроля, а его  мотивом является нравственная  самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

 Козлова  С.А., Куликова Т.А. Дошкольная  педагогика. – М.: Академия, 2001. –  416 с.

 

 

 Кряжева  Н.Л. Развитие эмоционального  мира детей. — Ярославль, 1999.

 

 

 Мухина  В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, Зао Изд-во  ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.

 

 

 Пономаренко  Т. О. О взаимосвязи этических  представлений и поступков детей  //Дошкольное воспитание. - 2002. - №  4. -С. 10-14.

 

 

 Психолого-педагогические  проблемы нравственного воспитания  детей дошкольного возраста /Под  ред. Т.С. Комаровой. - М., 1983.

 

 

 Субботский  Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.

 


Информация о работе Воспитание гуманных чувств у дошкольников