Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:02, реферат
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Введение 2
1. Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста 2
1.1. Создание условий для формирования у детей - дошкольников гуманного отношения к окружающим 2
1.2. Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств 4
1.3 Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников 7
Заключение 11
Литература: 13
во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
в-третьих, играть
в нее ребенок предпочитает в
укромном месте, куда взрослый не всегда
может заглянуть, вмешаться.
Все это и
увело внимание педагогов от режиссерской
игры, и долгое время она не только
не развивалась, но и не приветствовалась,
как любая индивидуальная деятельность.
“Режиссерская
игра имеет важное значение для всего
психического развития ребенка дошкольного
возраста”. [9]. В режиссерской игре - одновременном
выполнении разных ролей - от ребенка требуется
умение регулировать поведение, обдумывать
действия и слова, сдерживать свои движения.
Игровые переживания оставляют глубокий
след в сознании ребенка. Многократное
повторение действий взрослых, подражание
их моральным качествам влияют на образование
таких же качеств у ребенка.
По мнению Е.
Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном
возрасте не только является начальной
ступенью развития игры, за ней развиваются
образно-ролевая, сюжетно-ролевая и
другие виды игр, но и она (режиссерская
игра) завершает развитие игры в дошкольном
возрасте, собирает важнейшие достижения
других разновидностей игр, именно в ней,
как в фокусе, проявляются все особенности
воображения ребенка.
Режиссерская
игра дошкольника имеет сходство
с деятельностью режиссера
Во-первых, ребенок
в этой игре сам, один создает сюжет,
сценарий своей игры. Конечно, эти
сюжеты очень просты. Они могут состоять
из одного-двух предложений. Но они принадлежат
самому ребенку – его воле, его желанию,
его замыслу.
Второе, что делает
ребенок в этой игре, и что роднит его с
настоящим режиссером, это то, что он придумывает,
чем что будет. Ребенок в этой игре начинает
переносить функции с одного предмета
на другой. Дети шестого-седьмого года
жизни могут использовать в играх предметы
- заместители. Развитие фантазии, высокий
уровень обобщения, умение действовать
в плане представлений, позволяют ребенку
наделять игрушку ролью вне зависимости
от ее образного решения. Так, в игре старшего
дошкольника кубики могут быть и машинками,
и человечиками, и кирпичиками и просто
кубиками. Большая игрушечная собака может
быть медведем, а маленькая - зайчиком;
кусок серой ткани – волком и т. д.
Третье сходство
с режиссерской работой заключается
в том, что ребенок придумывает
и мезансцены, то есть представляет
в пространстве кто, где буде находиться,
как персонажи будут взаимодействовать
с другими предметами и что в результате
этого произойдет на “сцене”.
Четвертый момент,
это то, что ребенок исполняет
в этой игре все роли, если они
есть, или просто сопровождает игру
“дикторским” текстом. [9].
Режиссерская
игра, возникающая в старшем
Режиссерская
игра в старшем дошкольном возрасте
иногда может быть и коллективной. Правда,
участников в ней не много – не более двух
– трех. И они вместе представляют собой
единое целое. Они вместе придумывают
сюжет, предметно его представляют, и исполняют
множество ролей. Но для того, чтобы такого
рода игры состоялись. Необходимо тонко
чувствовать друг друга, уметь понимать
друг друга с полуслова, иметь общие интересы
и наклонности. Если дети из одной семьи
имеют нормальные отношения (что, к сожалению,
сейчас встречается доврльно редко), то
у них можно наблюдать такую игру. Они
вместе придумывают и ставят домашние
спектакли и “капустники” (иссл. Е. М.
Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой).
Режиссерская
игра, как и другие творческие игры,
имеют социальную природу и строятся
на все расширяющемся
Итак, режиссерская
игра – одно из средств воспитания
гуманного отношения к
Заключение
Нравственные
нормы, даже те, которые ребенок хорошо
знает, не сразу начинают руководить
его поведением. Первоначально они
выполняются только по требованию взрослого
или в его присутствии, легко нарушаются
ребенком. Причем малыш не замечает этого
нарушения и, отрицательно оценивая подобное
поведение в целом, к себе отрицательную
оценку не относит.
Усвоив норму,
ребенок, прежде всего, начинает контролировать
сверстника. Ему легче увидеть и оценить
наличие нравственных качеств и выполнение
норм сверстником, чем самим собой. Очень
часто он правильно оценивает выполнение
нравственных норм товарищами и ошибается
в отношении себя. Стремление утвердиться
в знании нравственной нормы приводит
к появлению особых высказываний в адрес
взрослых - «жалоб-заявлений», которые
содержат сообщения о нарушении правил
кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко
взрослому, хочет утвердиться в том, правильно
ли он понимает норму или правило. Постепенно,
оценивая сверстника, сравнивая себя с
ним, прислушиваясь к оценке своих поступков
взрослыми и товарищами, малыш подходит
к реальной самооценке [2, с. 56].
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
Литература:
1. Козлова С.А.,
Куликова Т.А. Дошкольная
2. Кряжева Н.Л.
Развитие эмоционального мира детей. --
Ярославль, 1999.
3. Мухина В.С.
Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс,
Зао Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
4. Пономаренко
Т. О. О взаимосвязи этических
представлений и поступков
5. Психолого-педагогические
проблемы нравственного
6. Субботский
Е.В. Ребенок открывает мир. - М.,
1991.
7. Воронова В. Я.
творческие игры старших дошкольников.
–М. , 1981.
8. Как помочь ребенку
войти в современный мир?/ Под ред. Т. В.
Антоновой. –М. ,1995.
9. Кравцова Е. Е.
Разбуди в ребенке волшебника. -М. ,1996.
10. Нравственное
воспитание в детском саду//Под ред. В.
Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. М. ,1984.
11. Ткачев С. Гуманизация
педагогики//Дошкольное воспитание –
1996, №3.
12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. -М. , Изд. ценр “Академия”,1997.
Информация о работе Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста