Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Содержание

Введение 2
1. Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста 2
1.1. Создание условий для формирования у детей - дошкольников гуманного отношения к окружающим 2
1.2. Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств 4
1.3 Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников 7
Заключение 11
Литература: 13

Работа содержит 1 файл

Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

во-вторых, ребенок  очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого  часто ведет к тому, что игра прерывается;

в-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в  укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.  

Все это и  увело внимание педагогов от режиссерской игры, и долгое время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как любая индивидуальная деятельность.  

“Режиссерская игра имеет важное значение для всего  психического развития ребенка дошкольного  возраста”. [9]. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.  

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной  ступенью развития игры, за ней развиваются  образно-ролевая, сюжетно-ролевая и  другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.  

Режиссерская  игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля.  

Во-первых, ребенок  в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти  сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу.  

Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечиками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д.  

Третье сходство с режиссерской работой заключается  в том, что ребенок придумывает  и мезансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на “сцене”.  

Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет  в этой игре все роли, если они  есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом. [9].  

Режиссерская  игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у  малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.  

Режиссерская  игра в старшем дошкольном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней не много – не более двух – трех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись. Необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети из одной семьи имеют нормальные отношения (что, к сожалению, сейчас встречается доврльно редко), то у них можно наблюдать такую игру. Они вместе придумывают и ставят домашние спектакли и “капустники” (иссл. Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой).  

Режиссерская  игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении  ребенка о жизни взрослых. Новой  сферой действительности, которая осваивается  дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. [11]. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.  

Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления  ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни. 

Заключение 

Нравственные  нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они  выполняются только по требованию взрослого  или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. 

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке [2, с. 56]. 

У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

 

Литература: 

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. - 416 с. 

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. -- Ярославль, 1999. 

3. Мухина В.С.  Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс,  Зао Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с. 

4. Пономаренко  Т. О. О взаимосвязи этических  представлений и поступков детей  //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14. 

5. Психолого-педагогические  проблемы нравственного воспитания  детей дошкольного возраста /Под  ред. Т.С. Комаровой. - М., 1983. 

6. Субботский  Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991. 

7. Воронова В. Я. творческие игры старших дошкольников. –М. , 1981. 

8. Как помочь ребенку войти в современный мир?/ Под ред. Т. В. Антоновой. –М. ,1995. 

9. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. -М. ,1996. 

10. Нравственное воспитание в детском саду//Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. М. ,1984. 

11. Ткачев С. Гуманизация педагогики//Дошкольное воспитание – 1996, №3. 

12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. -М. , Изд. ценр “Академия”,1997.

Информация о работе Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста