Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:02, реферат
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Введение 2
1. Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста 2
1.1. Создание условий для формирования у детей - дошкольников гуманного отношения к окружающим 2
1.2. Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств 4
1.3 Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников 7
Заключение 11
Литература: 13
К каждой этической
беседе предъявляются единые требования:
опора на жизненный опыт детей; соответствие
возрасту и усложнение задачи от возраста
к возрасту; конкретность обсуждаемых
ситуаций; наличие ситуации выбора
и противоречий; связь с последующей деятельностью
и практикой поведения; соблюдение такта
и осторожности при обсуждении проблем,
касающихся конкретных детей группы; не
спешить помогать ребенку с выводами и
обобщениями, учить делать их самостоятельно.
Форма и место проведения
этической беседы могут быть разными.
Ее можно провести традиционно в помещении
группы, когда дети сидят за столами, или
на прогулке. В беседе могут участвовать
одновременно все дети или 5-6 человек.
В беседе можно
использовать наглядный материал. Например,
дети рассматривают картинки и классифицируют
их по основанию, предложенному воспитателем
(Разложите картинки на те, где нарисован
хороший поступок, и те, где нарисован
плохой; отберите те рисунки, на которых
ребенок нашел правильное решение; посмотрите
на две большие картины, а затем на картинки
на ваших столах и подойдите к той картине,
которая больше соотносится с вашей картинкой
по морали, по типу поведения персонажа,
по форме выражения героями чувств и т.п.).
Педагогическое
мастерство воспитателя будет проявляться
в умении в наибольшей степени активизировать
познавательную и эмоциональную активность
детей, их самостоятельность в поиске
решения предлагаемых ситуаций, сочетать
разные средства и методы.
Этические беседы
проводятся по мере необходимости. Важно,
чтобы дети всегда испытывали потребность
обсудить тот или иной моральный вопрос
и могли рассчитывать на справедливое
разрешение проблем.
Несмотря на
то, что в старшем дошкольном возрасте
больше внимания уделяется осознанию
ребенком моральных ценностей, практика
поведения, упражнения также остаются
важной частью педагогической работы.
Воспитатель заботится, чтобы дети могли
постоянно упражняться в гуманном отношении
друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь
детей должна быть наполнена соответствующими
ситуациями (подготовка подарков друг
другу, забота о заболевшем, уход за животными).
Воспитатель не только использует случаи,
возникающие стихийно, но и специально
организует ситуации, включая их в разные
виды деятельности: игру, труд, занятия
по всем разделам программы.
1.3 Режиссерская
игра как средство воспитания
гуманного отношения к
Дошкольный возраст
– это период приобщения ребенка
к познанию окружающего мира, период
его начальной социализации. Периодом
наиболее интенсивного развития считается
именно дошкольный возраст. Высокая
восприимчивость детей
“Социальное развитие
– это усвоение ребенком достижений
общественно-исторического
Одним из факторов,
влияющих на социальное развитие дошкольников,
является установление тесного и плодотворного
контакта детей с окружающей действительностью
и обществом.
Степенью социального
развития ребенка, социальной зрелостью
его личности, его социальной компетентности
определяется успешность социализации
дошкольника, позволяющей ребенку занять
достойное место в системе взаимоотношений
со взрослыми и сверстниками в окружающем
мире: в группе детского сада и семье.
Социальная компетентность состоит, как отмечает Т. В. Антонова, из компонентов:
мотивационно- эмоционального, включающего отношения к другому человеку как высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого и сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ;
поведенческого,
касающегося выбора адекватных ситуаций,
способов общения этически ценных образцов
поведения. [8].
Фактором развития
социальной компетентности является социальная
ситуация развития, которая, по определению
Л. С. Выготского, “не является ничем другим,
кроме системы отношений между ребенком
данного возраста и социальной действительностью”.
Именно она, социальная ситуация развития,
определяет отношение ребенка к другим
людям, предметам, вещам, созданным человечеством,
и к самому себе. [12].
Поэтому, воспитание
правильных взаимоотношений между
детьми, основанными на принципе гуманности
- особая задача в работе педагога. Усвоение
детьми моральных правил поведения способствует
более глубокому осознанию того, что является
хорошим и плохим во взаимоотношениях
с окружающими людьми.
“Многообразные
отношения к человеку, обществу,
к духовным ценностям, к деятельности
составляют содержание гуманной сущности
личности. Гуманность – это не просто
черта личности, это интегральная характеристика
личности, включающая комплекс его свойств,
выражающих отношение человека к человеку”.
[10].
Гуманность представляет
собой совокупность нравственно-психологических
свойств личности, выражающих осознанное
и сопереживаемое отношение к человеку
как к высшей ценности. Как качество личности
она проявляется в проявлении доброжелательности
и дружелюбия; в готовности прийти на помощь
к другому человеку, внимательности к
нему; в рефлексии – умении понять другого
человека, поставить себя на его место;
в эмпатической способности – к сочувствию
и сопереживанию; в толерантности – терпимости
к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Многочисленные
педагогические и психологические исследования
подтверждают, что при условии целенаправленного
воспитания уже в дошкольном возрасте
закладываются основы моральных качеств
личности. Труды многих педагогов и психологов
– К. Д Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко.
Е. А. Аркина, Т. А. Марковой, Л. А. Пеньевской,
В. К. Котырло, С. Теплюк и др. , посвящены
этой проблеме.
Воспитание гуманного
отношения к другим людям у
детей дошкольного возраста всегда
было одной из задач дошкольной педагогики,
а сейчас она выдвигается на первый
план в процессе воспитания. Разрабатываются
все новые и новые методики, апробируются
новые программы и технологии.
Формирование у детей эмпатийных способностей - умения выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим, и принимать иную точку зрения, умения достойно выйти из конфликтной ситуации и т. п. - основа гуманного отношения к окружающим людям. Определяющими факторами в психическом развитии являются:
признание взрослыми уникальности личности каждого ребенка;
учет индивидуальных и возрастных особенностей;
деятельность;
общение.
Любое взаимодействие
ребенка с окружающим миром происходит
в процессе общения, формы которого
у ребенка меняются в зависимости
от возраста. Как отмечает М. И. Лисина,
до семи лет у ребенка сменяются четыре
формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная,
ситуативно-деловая, вне ситуативно-познавательная
и вне ситуативно-личностная. Опыт своего
общения со взрослыми ребенок переносит
в ситуации общения со сверстниками.
В старшем дошкольном
возрасте у детей большое значение приобретают
отношения со сверстниками, которые прямо
и непосредственно зависят от опыта общения
со взрослым. [9].
Взрослый - это
помощник ребенка в его саморазвитии,
это его мудрая опора и, поэтому,
общение с ним должно осуществляться
как сотрудничество. Это сотрудничество,
по мнению С. Ткачева, должно строиться
на уважении в ребенке Человека со всем
хорошим и плохим, что в нем есть.
Самое существенное
в воспитании у детей нравственных
чувств - это непосредственное проявление
их в деятельности детей, в их поведении
и поступках. При воспитании чувств необходима
глубокая связь знаний, оценочных отношений
и практических действий.
Развитие личности
как доказано педагогической наукой,
происходит в деятельности. Ведущим
видом деятельности ребенка в дошкольном
возрасте является игра. Советские психологи
(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др. )
и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко,
Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др. ) уделяли игре
ребенка чрезвычайное внимание.
Исследования (В.
П. Залогиной, Д. В. Менджерицкой, Р. И. Жуковской
и многих др. ) показали, что игра
социальна по своим мотивам, структуре
и функциям. Игра оказывает существенное
влияние на социальное и нравственное
развитие личности ребенка дошкольного
возраста.
В ней отражается
содержание окружающего ребенка
социального мира, существующих в
нем нравственных норм и правил.
Общение ребенка
с окружающими людьми происходит
в различных видах
“Игра – наиболее
доступный для детей вид
Фундамент теории
игры в отечественной педагогике
заложили исследования А. А. Аркина, Е.
И. Тихеевой, Р. И. Жуковской, Д. Б. Менджерицкой,
А. П. Усовой и др.
Понимание игры
как деятельности, определенной социальными
условиями, лежит и в основе многих
исследований современных прогрессивных
зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце,
Н. Христензен (ГДР), Е. Петровой (Болгария),
А. Валлона (Франция) и др.
О социальном развитии
дошкольников в игре говорят нам
результаты исследований М. М. Стрекаловской,
Ю. Н. Косенко, Н. П. Дубриковой, О. Л. Ведьмедь
и многих других. Большой вклад
в развитие теории игры внесли С. Л.
Новоселова, Р. С. Буре, В. П. Залогина, Н.
Я. Михайленко, В. Я. Воронова и др.
Учитывая огромную
роль игры в социальном развитии ребенка.
Прежде всего, то, что в ней создаются
возможности для полноценного гармоничного
всестороннего развития личности ребенка,
важно привлечь внимание родителей к различным
видам детских игр, помочь им овладеть
умением психологически грамотно руководить
игрой.
Режиссерская
игра – это вид детских игр,
который изучен менее всего. Объясняется
это тем, что сведения о ней, ее
особенностях появились в педагогической
печати совсем недавно. Интерес к ней возник
в последнее десятилетие. Скорее всего,
это можно объяснить тем, что задача воспитания
состояла в формировании коллектива детей,
коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна
и для этих целей не могла быть использована.
Видимо этим, можно объяснить невнимание
ученых к этому виду игр.
Конечно, каждого
ребенка надо привлекать к коллективным
играм, дети должны чувствовать и
понимать других людей, но это не означает,
что в ДОУ не должно быть игр одиночных.
Даже у самого общительного ребенка периодически
появляется желание самостоятельно сделать
постройку, поиграть с любимой игрушкой.
Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно
ребенок строит что-либо или разыгрывает
сценки с помощью игрушек, выступая в роли
режиссера и говоря поочередно за всех
действующих лиц. [7]. Это и есть режиссерская
игра дошкольника и в ней, как и во всех
других видах игр, происходит формирование
личности ребенка, его социальной компетентности
и воспитание гуманности.
Был иным социальный
заказ общества и только теперь,
когда наука повернулась к
личностно-ориентированной
во-первых, она практически всегда индивидуальна;
Информация о работе Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста