Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:25, контрольная работа
У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором. В него входят и сказки.
Сказка – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом, произведения такого содержания, которое требовало использование приёмов неправдоподобного изображения реальности, это веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира.
1. Введение
2. Волшебные сказки
3. Общая характеристика и особенности
4. Воспитательное значение
5. Художник-иллюстратор И.Я.Билибин
6. Анализ сказки «Лягушка-Царевна»
7. Литература
Введение
У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором. В него входят и сказки.
Сказка
– это коллективно созданные
и традиционно хранимые народом,
произведения такого содержания, которое
требовало использование
Волшебные сказки
Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Они были весьма популярны в народе. В известных сборниках русских сказок помещено значительное число произведений этой жанровой разновидности. Волшебная сказка, так же как многие сказки восходят корнями своими к глубокой древности. В них сохранились древние верования. Это одна из самых крупных повествовательных форм классического фольклора.
Ученые предполагают, что волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья, когда вся страна была раздроблена на отдельные земли и княжества. Но зародилась она гораздо раньше, еще до принятия христианства: в те времена на Руси покланялись языческим богам. Именно поэтому в волшебных сказках герой встречается с водяным царем, русалками, лешим. Ему помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко. Всё в мире волшебной сказки необыкновенно: люди, земля, даже вещи – предметы быта, орудия труда – и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьёт недругов; мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей.
Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома – всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках – тёмная, солнце – красное, море – синее, лебеди – белые, луга – зелёные. Это все густые, глубокие цвета, не полутона. Меч у героя – острый, дворцы – белокаменные, камни – самоцветные, столы – дубовые, пироги – пшеничные и так далее. Вещи и предметы имеют чёткие формы: известны их материал, качество. Всё вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.
Общая характеристика, особенности
Священника в волшебных
Число «три» со времен глубокой древности имеет особое, магическое значение. В сказке всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы (или число, кратное трем). Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Третий раз оказывается роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым. Этот прием не только усиливает напряжение, но и придает сказке композиционную стройность, строгость. Украшают волшебную сказку и разные прибаутки, присказки - коротенькие шуточные зачины, часто стихотворные: «Поедим, пирога и потянем бычка за рога», будет сказка сказываться «с утра после обеда, поевши хлеба».
Главный герой сказки всегда молод. По преданиям первобытного человека, мудрость можно получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Отсюда все эти походы в разные медные и прочие царства, в подземный и подводный мир, в далекое тридевятое царство - тридесятое государство. Именно поэтому главный герой уходит из родного дома, а затем из обычного мира. Поиски, сражения — все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в другом странном мире. Основной герой русской волшебной сказки по существу один. Облик, поведение, судьба героя одни и те же. Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает темные силы сказочного царства, завоевывает царство. В волшебной сказке герой общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, многоголовый Змей, великаны и карлики. Тут и невиданные звери: Олень - Золотые рога, Свинка - Золотая щетинка, Жар - Птица. Нередко в руги героя попадают чудесные предметы: гусли - самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. В такой сказке все возможно. Хочешь стать молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни их мертвой, а затем живою водой.
Женские образы волшебной сказки, ее героини более разнообразны, чем мужские. Тут и мудрые девы, владеющие чудесной колдовской силой, красавицы, нежные, поэтические верные возлюбленные, которые ради любимых могут истоптать три пары железных башмаков, изломать три чугунных посоха, изглодать три каменных просвиры. Рядом с основными героями всегда стоят их чудесные помощники, различные по своему характеру, происхождению, они едины в своей роли - дополняют и довершают действия основных героев, помогают им в их борьбе, в разрешении трудных задач, добывании диковинок, завоевании невесты.
Положительные герои и героини, их помощники и удивительные предметы создают безупречный, светлый радостный мир. Мир этот противостоит злу жизни, темным силам. Народная фантазия создала образы страшных, безжалостных злодеев. Это Змей Горыныч, пышущий огнём, о трёх, шести, девяти или двенадцати головах. В образе Змея присутствует связь с разнообразными стихиями (огнем, водой, горами, небесными силами) и животным миром (в частности, с рыбой). Змей вообще не поддается никакому единому объяснению. Его значение разнообразно и разносторонне. Змею близок другой мифологический образ - Кощей Бессмертный. Однако, в отличие от Змея Кощей все же мыслится как существо человекообразное. Свою жертву он ни когда не съедает. Кроме того, образ Кощея не получает утроений. Слово «кощей» заимствовано от кочевников, оно свободно употреблялось в древнерусском языке в значении «пленник, раб», он действительно является пленником у своей смерти. Ведь смерть Кощея в сказках, как правило, на конце иглы. Он страшный, сильный старичище, похищающий женщин – как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Часто противник выступает в роли преследователя, что особенно характерно для образа летящей в ступе Бабы-Яги. О глубокой древности Бабы-Яги говорит двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником. Этот образ восходит к эпохе матриархата, и многое в нем остается загадочным (например, нет убедительного объяснения самого имени «Яга»). К Яге по ее зову «бежит всякий зверь, ползет всякий гад, летит всякая птица». Она не только повелительница живых существ, но и хранительница огня для очага (не случайно с ней связывает сказка предметы утвари - ступу, помело, кочергу). Яга указывает дорогу в Кощеево царство, от нее герой получает чудесные предметы и волшебного коня. Вместе с тем Яга выступает как волшебница, мстительница, похитительница детей. В родовом обществе Яга олицетворяла мать-родоначальницу, и волшебная сказка подчеркнуто утрирует ее женские признаки, хотя делает это уже с насмешкой. Баба-Яга, не смотря на то, что она чаще всего отрицательный персонаж, является одним из наиболее любимых героев сказок. Эти чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны.
Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи. Это невидящая мужа мачеха, это старшие братья героя и так далее.
Со всеми отрицательными
Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. Ивана-царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Сивка-бурка» приходит на помощь чудесный конь; Мартынке, герою сказки «Волшебное кольцо», служат преданно собака Журка и кот Васька…
Но
всё в волшебных сказках
Воспитательное значение волшебной сказки
Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий выработанным и проверенным народом. О педагогической ценности сказки сказано немало. Особенно ценили их как методологический инструмент и широко использовали в своей работе талантливые русские педагоги К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский.
Этот
сказочный мир будит и
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная
сказка с её стройной композицией
приучает ребёнка логически мыслить:
события в ней разворачиваются
в строгой последовательности. Сказка
захватывает динамикой сюжета. Чем
ближе конец, тем острее и напряжённее
становятся взаимоотношения персонажей.
Очень часто, подведя героя к
моменту почти полного
Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребёнка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.
Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говорится так: «налетели», «подхватили», «унесли», «метнулись», «пропали» и так далее. Подбор глаголов ярко передаёт динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.
Художник – иллюстратор Иван Яковлевич Билибин
Немаловажную роль играют иллюстрации к сказкам, которые изображали художники-иллюстраторы. Одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам был Иван Яковлевич Билибин. Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством. Это увлечение началось рано. Ещё студентом Билибин начал коллекционировать старинную одежду, кружева, крестьянскую резную и расписную посуду. Билибин много путешествовал. Для своих поездок он чаще всего выбирал северные края. Там вдали от больших шумных городов, можно было увидеть русскую старину: развалины старинных крепостей, по берегам тихих рек и озёр — крестьянские дома, украшенные резным деревянным кружевом... Билибин любовался необыкновенной красотой, созданной руками крестьянина труженика, и всё, что ему нравилось, зарисовывал в альбом или фотографировал, чтобы потом использовать в своих рисунках. Большое внимание уделял художник искусству оформления книги. Работал он над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. И иллюстрациям в них было отведено столько же места, сколько и тексту.