Влияние окружающих факторов на формирование культуры личности детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:49, дипломная работа

Описание работы

На современном этапе развития России, в силу различных социально-политических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности, сензитивности к социализации. Таким образом, актуальность исследования состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию культуры личности, а также выработке стратегии воспитания подрастающего поколения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Личность и ее развитие 7
1.2.Психологическая характеристика личности дошкольника 15
1.3. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста 26
1.4. Игра в развитии личности у детей дошкольного возраста 31
1.5. Игровая деятельность детей главный шаг к всесторонне развитой личности 35
1.6. Значение игры в формировании личностных качеств ребёнка 40
1.7. Формирование личности в творческой игре 50
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 67
2.1.Рисуночный тест «Несуществующее животное» 67
1.8. Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка» 71
1.9. Исследование влияния окружающих факторов на формирование культуры личности ребенка 73
2.3.Социометрическое исследование группы детей 75
Заключение 84
БИБЛИОРАФИЯ 91
Приложение 1. 96
Приложение 2. 103
Приложение 3. 105
Приложение 3. 106

Работа содержит 1 файл

Дипломная формирование личности дошкольника .doc

— 582.50 Кб (Скачать)
p align="justify">     Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями  здоровья ребенка, особенно с отклонениями в психике, иногда ставят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Появилось даже выражение — «игровая дистрофия детей». Последствия этого иногда необратимы. Неслучайно появилась отрасль медицины и психологии — игротерапия.

     Дошкольный  возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе, в более зрелом возрасте.

     Проведенные психологами исследования свидетельствуют  о том, что отношения дошкольников к игре существенно изменилось: уходит ее суть, т.е. осознанное и ответственное поведение играющего. Дети перестают соотносить свое поведение и свои желания с «индиго» - образом идеального взрослого или примером правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование действий превращает ребенка из полевого в волевое, развивается личность ребенка. Нужно отметить, что игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другим – от старших к младшим. В настоящее эта связь прервана (разновозрастные детские сообществ, в семье, во дворе, в квартире – исключение) Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка. А вместе с ним и само детство. Это негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка.

     Дети игнорируют роли «профессиональные» и социальные, и игра перестает быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связанно с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают, профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорит о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев. Да и содержание игр отображает деятельность людей. Однако сюжеты  оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не то, что отечественная психологическая концепция детской игры. Изучив эти проблемы, мы проведя наблюдения за игровой деятельностью детей, пришли к выводам, почему это происходит? Дети не знают правил игры. Сюжеты однообразны. Взрослые не уделяют этому должного внимания. Современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески без инициативны, не умеют самостоятельно мыслить.

     Бедность  и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном и личностном развитии детей Ведь общение происходит в основном в совместной игре, именно совместная игра «ее правила, сюжет, распределение ролей» - главное содержание общения. Играя, выполняя различные игровые роли. Дети учатся видеть события с разных позиций. Учитывая воздействия и интересы других соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общества ни совместно деятельности

     Детство – это не только самое счастливое и беззаботная пора человека, это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка в стремлении быть не походим на других, обнаруживается самостоятельность поведения делать все по-своему и быть значимым для других людей.

     Сочетание признания самой ценности дошкольного детства и понимание его первого этапа  становлении личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми, влияние воспитателя на формирование личности ребенка огромное т.к. именно он находится рядом с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста. Воспитатель  общении с детьми должен занимать позицию равного партнера. В условиях сотрудничества «не рядом не над, а вместе» Важным является также влияние семьи, существующие внутрисемейные детсадовские отношения.

     Изучив  проблемы отстранения детей от игровой деятельности, для того, чтобы повысить привлекательность игры, мы разработали следующие рекомендации:

     Родителям: Проводить с ребенком как можно больше времени (чтение художественной литературы, беседы о соей профессии, о профессиях других людей)

    • Привлекать детей к совместно трудовой деятельности.
    • Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности
    • Не критиковать, принимать и понимать игровое поведение ребенка.
    • Принимать участие в игре
    • Воспитателям: поощрять стремление развернуть самостоятельную игру, подобрать партнера, материал для игры
    • Обучить детей правилам игры
    • Пополнять знания об окружающем (для развертывания сюжета)
    • Бережно относиться к игровым замыслам, созданным в процессе игры посторонним.
    • Указывать косвенное влияние на взаимоотношения детей в игре, предоставляя самим решать возникшие проблемы
    • После игры обсуждать справедливость принятых решений и споров
    • Способствовать созданию и сохранению устойчивых игровых коллективов.
    • Принимать участие в игре.

     Выполняя перечисленные выше рекомендации родители воспитателя переносят социальные факторы, в игровую деятельность оказывая тем самым влияние на становление и развитие личности ребенка.

     В ходе проведенного психологического исследования мы выяснили следующие факторы:

     1. Тест «Несуществующее животное»  позволил выявить достаточно высокий уровень творческих способностей, богатое воображение, адекватную самооценку, стремление подчеркнуть свое «Я» в окружающем мире.

     2. Проведенное тестирование на  определение уровня самооценки  позволило сделать вывод, что  у детей в основном преобладает  средняя самооценка (адекватная). В связи с этим были разработаны рекомендации и игры, для родителей и воспитателей по повышению самооценки ребенка.

     3. Социометрическое исследование позволило выявить внутри-личностные проблемы детства.

     Чтобы повысить статус ребенка в группе, была предложена воспитателям компенсационная  работа с этими детьми

     - игры и игровые упражнения

     - способствовать созиданию и сохранению устойчивых игровых коллективов

     - принимать участие в игре

     Выполняя перечисленные выше рекомендации родители и воспитатели переносят социальные факторы (общение, работу, нормы поведения, становлении и развитие личности ребенка).

     Для этого необходимо создавать условия, способствующие развитию личности. Для повышения самооценки необходимо проводить специальные игры и упражнения.

     В своей работе мы раскрыли психологическую структуру игры, показали развитие личности в процессе игровой деятельности, как происходит ее становление на разных возрастных этапах

     Проведенное нами психологическое исследование позволило наметить общую тенденцию  влияния социальных фактора на становление личности ребенка, выработали стратегию воспитания дошкольника, которая заключается в том, что только совместная работа воспитателя и родителя поможет правильно воспитать творческую личность, неотделимую от ответственности, безопасности и свободы поведении, которая будет стремиться к личностному росту. Современная жизнь разнообразна, люди в разных «кругах», где действуют специальные «правила» личность должна быть способной к постоянной социальным перевоплощениям, играть множество ролей, чтобы сохранить соответствие ситуации и тем нормативным требованиям,  которые предъявляются к человеку, как участнику социального мира

     Большое влияние на развитие личности ребенка  играет окружающая среда, для дошкольника- это предметная среда. Она должна отвечать обогащенности, наукоемкости, и содержать природные и социально-культурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка. Развивающая предметная среда детсва – это система условий, обеспечивающая все полноту развития десткой деятельности и его личности, она должна представлять ребенку условия для творческого духовного развития, в дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выходит за пределы своего семейного мира и устанавливают отношения с миров взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретной, но и в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношении. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «не рядом и не над, а вместе».

     Его цель -  содействовать становлению  ребенка, как личности, это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье), формирования начала становления личности.

     Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков, личности развития детей, исходя из задач максимально развернуть возможности их роста.

     Исключительное  значение педагогическом процессе придается  игре, позволяющей проявить собственную активность наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремлением быть не похожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по своему и быть значимым для других людей

     Выводы  по игре

  • Воспитательное и развивающее значение игр огромно. Они служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний, способствует усвоению социальных норм и правил, является основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания, в игре, как и во всех других видах детской деятельности, в общении со взрослыми и детьми формируется личность ребенка, которая имеет ряд ведущих базисных характеристик, их становления является главной целью организуемого программой воспитательного процесса.
  • Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:
    • Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где специальные мотивы приобретают более важное значение, для ребенка, чем личные.
    • Преодолеваются познавательные, эмоциональный эгоцентризм. Ребенку необходимо согласовать свои действия с действиями другого, это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки.
    • Развивается произвольность поведения, умственные действия, способности и творчество ребенка.

 

БИБЛИОРАФИЯ

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.– С. 342.
  2. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. М., 1986. – С. 421
  3. Анциферова Л.И., Ярошевский М. Развитие и современное состояние зарубежной психологии — М.: Посвящение, 1974. - С. 271с.
  4. Асеев В. С. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Просвещение, 1976. - С. 155с.
  5. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992. – С.352
  6. Богословский В.В. основы общей психологии. – М., 1981. – С.752
  7. Бодалев А.А. Психология о личности, - М.: Просвещение, 1988.-С.684
  8. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М, Просвещение, 1968.- С.179
  10. Боровик О., Развиваем воображение // Дошкольное образование. – 2001. - №1(49).С.14.
  11. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999. – С.521
  12. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М.:Академия, 1988. - С. 453 с.
  13. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4.
  14. Выготский Л.С., Лекции по психологии. – С. Пб, 1997. – С. 241
  15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 1997.- 237с.
  16. Дубровина И.В., Психология. – М., 1999. – С.457
  17. Дьяченко О.М.: Лавреньева Т.В. Психическое развитие, 1984.-С.279
  18. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: 1995. – С. 452
  19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М, 1986.
  20. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: 1978. – С. 572
  21. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 1964. – С.672
  22. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с.9-17.
  23. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 1989. – С.457
  24. Карпова С.Н. Лысюк Л..- С. Игра и нравственное развитие дошкольников. -М.: Просвещение, 1986. - С.118
  25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988. – С. 153
  26. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. – С.564
  27. Котырло В.К. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1981. - С.165
  28. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.(24)
  29. Крутецкий В.А., Психология. – М., 1986. – С. 649
  30. Крысько В. С. Общая психология в схемах и комментариях к ним.:- М.:Харвеет, 1999. - С. 384 с.
  31. Лагунова В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993. – С. 154
  32. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. - М.: Просвещение, 1983. - С. 323
  33. Лисина М.:. Общение, личность и психика ребенка. - М.:Воронеж, 1997.- С. 272
  34. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.-С.387
  35. Максаков А.И., Учите, играя. – М., 1983. – С.167
  36. Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г., Гениями не рождаются. – М., 1989. – С.354
  37. Мухина B.C. Возрастная психология - М.: Академия, 1997.-С.450
  38. Мухина B.C. Детская психология / Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвящение 1983.-С.417
  39. Мухина B.C. Игрушка как средство психологического развития ребенка. -М.: 1988. - С.428
  40. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999. – С. 842
  41. Мухина В.С., Детская психология. – М., 1985. – С.264
  42. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн.- М.: Владос, 1995. - С. 559
  43. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.–С.543
  44. Нойнер Г., Колвейт В., Клейн Х., Резерв успеха – творчество. – М., 1989.–С.362
  45. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996.-С.374
  46. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Академия 1995. - С. 380
  47. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.– С. 542
  48. Общая психология: Курс лекций - М.: Просвещение 1995. -С.399
  49. Панфилова М.А. Тест для родителей // Обруч.- 2000.- №3.- с.12.
  50. Петровский А.В. Психология формирование и развитие личности - М.: Просвещение, 1981 . - С.283
  51. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 2003.- №5.- с.56-66.
  52. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999.- C.584
  53. Психология и педагогика игры дошкольника /Под. ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1966. - С. 215
  54. Психология формирования и развития личности /под ред. Л.И. Анциферовой. - М.: Просвещение, 1961 . - С. 497
  55. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.- С.14-18.
  56. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 1988.–С.452
  57. Сливаковская А.С. Игра-это серьезно. М.: Просвещение, 1981.- С.572
  58. Собкин B.C. С чего начинается личность. - М.:1976. - С. 468
  59. Урунтаев .- С.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.:1978. - С. 257
  60. Урунтаева .- С.А. Дошкольная психология, - М.: Академия, 1998. - С. 336
  61. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. – М., 1995. - С. 562
  62. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 1997. - С. 231
  63. Филонов С.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные науки. – М., 1990. – С.746
  64. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: , 1998.
  65. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.-С.480
  66. Харчев А. С. Социология воспитания. М.: 1990. – С. 854
  67. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- С.264.
  68. Щербакова А.И., Практикум по общей психологии. – М., 1990. – С. 625
  69. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1960.-С.225
  70. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1978.-С.237
  71. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. – М., 1995.– С.854
  72. Эльконин Д.Б., Психология игры. – М., 1999. – С.234
  73. Ярошевский М.:. История психологии. - М.: Академия, 1997.-С.410

Информация о работе Влияние окружающих факторов на формирование культуры личности детей дошкольного возраста в игровой деятельности