Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:49, дипломная работа
На современном этапе развития России, в силу различных социально-политических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности, сензитивности к социализации. Таким образом, актуальность исследования состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию культуры личности, а также выработке стратегии воспитания подрастающего поколения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Личность и ее развитие 7
1.2.Психологическая характеристика личности дошкольника 15
1.3. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста 26
1.4. Игра в развитии личности у детей дошкольного возраста 31
1.5. Игровая деятельность детей главный шаг к всесторонне развитой личности 35
1.6. Значение игры в формировании личностных качеств ребёнка 40
1.7. Формирование личности в творческой игре 50
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 67
2.1.Рисуночный тест «Несуществующее животное» 67
1.8. Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка» 71
1.9. Исследование влияния окружающих факторов на формирование культуры личности ребенка 73
2.3.Социометрическое исследование группы детей 75
Заключение 84
БИБЛИОРАФИЯ 91
Приложение 1. 96
Приложение 2. 103
Приложение 3. 105
Приложение 3. 106
Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе, в более зрелом возрасте.
Проведенные психологами исследования свидетельствуют о том, что отношения дошкольников к игре существенно изменилось: уходит ее суть, т.е. осознанное и ответственное поведение играющего. Дети перестают соотносить свое поведение и свои желания с «индиго» - образом идеального взрослого или примером правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование действий превращает ребенка из полевого в волевое, развивается личность ребенка. Нужно отметить, что игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другим – от старших к младшим. В настоящее эта связь прервана (разновозрастные детские сообществ, в семье, во дворе, в квартире – исключение) Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка. А вместе с ним и само детство. Это негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка.
Дети игнорируют роли «профессиональные» и социальные, и игра перестает быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связанно с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают, профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорит о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев. Да и содержание игр отображает деятельность людей. Однако сюжеты оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не то, что отечественная психологическая концепция детской игры. Изучив эти проблемы, мы проведя наблюдения за игровой деятельностью детей, пришли к выводам, почему это происходит? Дети не знают правил игры. Сюжеты однообразны. Взрослые не уделяют этому должного внимания. Современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески без инициативны, не умеют самостоятельно мыслить.
Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном и личностном развитии детей Ведь общение происходит в основном в совместной игре, именно совместная игра «ее правила, сюжет, распределение ролей» - главное содержание общения. Играя, выполняя различные игровые роли. Дети учатся видеть события с разных позиций. Учитывая воздействия и интересы других соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общества ни совместно деятельности
Детство – это не только самое счастливое и беззаботная пора человека, это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка в стремлении быть не походим на других, обнаруживается самостоятельность поведения делать все по-своему и быть значимым для других людей.
Сочетание признания самой ценности дошкольного детства и понимание его первого этапа становлении личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми, влияние воспитателя на формирование личности ребенка огромное т.к. именно он находится рядом с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста. Воспитатель общении с детьми должен занимать позицию равного партнера. В условиях сотрудничества «не рядом не над, а вместе» Важным является также влияние семьи, существующие внутрисемейные детсадовские отношения.
Изучив проблемы отстранения детей от игровой деятельности, для того, чтобы повысить привлекательность игры, мы разработали следующие рекомендации:
Родителям: Проводить с ребенком как можно больше времени (чтение художественной литературы, беседы о соей профессии, о профессиях других людей)
Выполняя перечисленные выше рекомендации родители воспитателя переносят социальные факторы, в игровую деятельность оказывая тем самым влияние на становление и развитие личности ребенка.
В ходе проведенного психологического исследования мы выяснили следующие факторы:
1.
Тест «Несуществующее животное»
2.
Проведенное тестирование на
определение уровня самооценки
позволило сделать вывод, что
у детей в основном
3. Социометрическое исследование позволило выявить внутри-личностные проблемы детства.
Чтобы повысить статус ребенка в группе, была предложена воспитателям компенсационная работа с этими детьми
- игры и игровые упражнения
- способствовать созиданию и сохранению устойчивых игровых коллективов
- принимать участие в игре
Выполняя перечисленные выше рекомендации родители и воспитатели переносят социальные факторы (общение, работу, нормы поведения, становлении и развитие личности ребенка).
Для этого необходимо создавать условия, способствующие развитию личности. Для повышения самооценки необходимо проводить специальные игры и упражнения.
В своей работе мы раскрыли психологическую структуру игры, показали развитие личности в процессе игровой деятельности, как происходит ее становление на разных возрастных этапах
Проведенное нами психологическое исследование позволило наметить общую тенденцию влияния социальных фактора на становление личности ребенка, выработали стратегию воспитания дошкольника, которая заключается в том, что только совместная работа воспитателя и родителя поможет правильно воспитать творческую личность, неотделимую от ответственности, безопасности и свободы поведении, которая будет стремиться к личностному росту. Современная жизнь разнообразна, люди в разных «кругах», где действуют специальные «правила» личность должна быть способной к постоянной социальным перевоплощениям, играть множество ролей, чтобы сохранить соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку, как участнику социального мира
Большое влияние на развитие личности ребенка играет окружающая среда, для дошкольника- это предметная среда. Она должна отвечать обогащенности, наукоемкости, и содержать природные и социально-культурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка. Развивающая предметная среда детсва – это система условий, обеспечивающая все полноту развития десткой деятельности и его личности, она должна представлять ребенку условия для творческого духовного развития, в дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выходит за пределы своего семейного мира и устанавливают отношения с миров взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретной, но и в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношении. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «не рядом и не над, а вместе».
Его цель - содействовать становлению ребенка, как личности, это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье), формирования начала становления личности.
Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков, личности развития детей, исходя из задач максимально развернуть возможности их роста.
Исключительное значение педагогическом процессе придается игре, позволяющей проявить собственную активность наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремлением быть не похожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по своему и быть значимым для других людей
Выводы по игре
БИБЛИОРАФИЯ