Влияние окружающих факторов на формирование культуры личности детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:49, дипломная работа

Описание работы

На современном этапе развития России, в силу различных социально-политических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности, сензитивности к социализации. Таким образом, актуальность исследования состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию культуры личности, а также выработке стратегии воспитания подрастающего поколения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Личность и ее развитие 7
1.2.Психологическая характеристика личности дошкольника 15
1.3. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста 26
1.4. Игра в развитии личности у детей дошкольного возраста 31
1.5. Игровая деятельность детей главный шаг к всесторонне развитой личности 35
1.6. Значение игры в формировании личностных качеств ребёнка 40
1.7. Формирование личности в творческой игре 50
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 67
2.1.Рисуночный тест «Несуществующее животное» 67
1.8. Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка» 71
1.9. Исследование влияния окружающих факторов на формирование культуры личности ребенка 73
2.3.Социометрическое исследование группы детей 75
Заключение 84
БИБЛИОРАФИЯ 91
Приложение 1. 96
Приложение 2. 103
Приложение 3. 105
Приложение 3. 106

Работа содержит 1 файл

Дипломная формирование личности дошкольника .doc

— 582.50 Кб (Скачать)

     Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция  действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением  является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

     Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.

     Нужно приобщать детей к игре и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом  своей культуры подрастающему поколению.

     Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

     Задачи  всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при  условии сформированности психологической  основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

     В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

     Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интелектуальный  уровень ее осуществления.

     Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество  промежуточных, решение которых  позволит преобразовать условия  и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

     Ребенок приобретает опыт в собственной  деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

     Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых  способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интелектуальном уровне.

     Бывает  в практике и так, воспитатель  не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими.

     Во  – первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная  особенность - воображаемая ситуация.

     Во  – вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную  ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в  повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и  не ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры, он задает вопросы и, получив ответ, приобретает вполне ясные знания

     В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

     Полноценного  развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует  эту деятельность, отрабатывая все  ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

     В первом полугодии учебного года воспитатель  интенсивно формирует у детей  игровые умения и главным образом  ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

     В младших группах у детей уже  сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

     Перед педагогом стоит задача – стимулировать  творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание  игры с включением в нее различных  ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

     Включение в общий сюжет таких ролей  активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

     Создание  обстановки для сюжетно-ролевой  игры или конструирование недостающих  предметов в ходе уже развернувшегося  сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

     Театрализованные  игры в отличие от сюжетно-ролевых  предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с  помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

     В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры как  на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. М помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

     Музыкально-дидактические  игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во времени музыкальных  занятий. Педагог знакомит детей  с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности (39).

     Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что игра как ведущий вид  деятельности ребенка, реализация который  требует от ребенка отказа от сиюминутных  желаний и подчинения правила  в пользу выполнения принятой на роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Игра - ведущий вид деятельности, влияющий на развитие личности ребенка, т.к. в игре развиваются психические процессы и психика ребенка.

     Как преодолеть неуживчивость ребенка, его отстраненность, неприспособленность  к миру? По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с малышами теплые, душевные отношения, проявить неподдельный интерес к его проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых.

     Воспитателям  следует не только уделять особое внимание организации и проведению игр, но и проводить разъяснительную  работу среди родителей о необходимости  их участия в детских играх.

     Наблюдая  за поведением ребенка в игре, взрослый показывает образец общения между  людьми в разных социальных ситуациях; демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.

     В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться  на мир взрослых и стремиться воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе.

     Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое  действие, предполагающее определенную степень условности.

     Отделение ребенка от взрослого к концу  раннего возраста создает предпосылки  для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы  своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти (45). В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый — папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Как же осуществляется эта связь? Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели,— это игра (45).

     Игра  и есть деятельность, в которой  ребенок сначала эмоционально, а  затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д.Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства (17).

Информация о работе Влияние окружающих факторов на формирование культуры личности детей дошкольного возраста в игровой деятельности