Влияние оценивание результатов учебной деятельности на личность ученика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:45, реферат

Описание работы

Определение качества общеобразовательной подготовки учащихся является одной из первоочередных задач, стоящих перед органами управления на всех иерархических уровнях образовательной системы. Первоочередность этой задачи обусловлена тем, что в процессе реформирования образования коренным образом пересматриваются подходы к оцениванию результатов обученности учащихся прежде всего на завершающих этапах обучения.

Работа содержит 1 файл

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОМОЩИ ТЕСТОВЫХ МЕТОДИК.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

      «Universal» на основе заполненной базы данных автоматически определяет трудность каждого тестового задания как отношение количества справившихся с заданием к количеству принявших участие в тестировании. Аналогично определяется трудность каждой учебной темы, при чём каждая тема может включать любое количество заданий разных типов и уровней сложности.

      Каждое  задание теста проверяет усвоение учащимися некоторого учебного элемента. Вычисление трудности каждого задания  позволяет проводить мониторинг учебных элементов, что в дальнейшем позволит создать банк тестовых заданий. Банк будет содержать только валидные задания по всем учебным дисциплинам и всем темам внутри дисциплины. Наличие такого банка позволит оперативно формировать тесты любого уровня сложности для каждой учебной дисциплины.

      Тематический  анализ результатов помогает определить уровень усвоения учащимися конкретной учебной темы. На основе полученной информации могут быть составлены методические указания по корректировке календарно-тематического плана изучения учебной дисциплины

      Кроме тематического анализа и анализа  учебных элементов система «Universal» проводит качественный анализ результатов тестирования  по следующим показателям: участие в тестировании, средний балл тестирования по 1 и 2 уровням (в %), средний балл тестирования по 1, 2 и 3 уровням (в %), качественная и абсолютная успеваемости.

      Участие в тестировании вычисляется как  отношение количества учащихся, принявших  участие в тестировании, к количеству учащихся по журналу выражается в процентах.

      Средний балл тестирования по 1 и 2 уровням определяется как отношение суммарного балла, набранного всеми тестируемыми за задания 1 и 2 уровня, к максимально возможному баллу и также выражается в процентах. Аналогично определяется средний балл по 1, 2 и 3 уровням.

      Данная  статистическая обработка позволяет  получить нормированные показатели усвоения содержания образовательного стандарта на уровне минимальных  требований (1, 2 уровни) и на уровне требований, превышающих минимальный (1, 2 и 3 уровни)

      Все виды статистических вычислений проводятся в рамках области, района, образовательного учреждения и отдельного класса. На всех уровнях иерархической системы  сбора информации предполагается не только обработка данных, но и их вывод на экран монитора и распечатка. Чем больше информации введено в базу данных, тем больше результатов обработки данных можно увидеть на дисплее и распечатать.

      Таким образом решается проблема своевременного распространения данных мониторинговых исследований и создаётся информационная база мониторинга на всех уровнях иерархии.

      В настоящее время обмен данными  в иерархии производится только на гибких магнитных дисках. Технология обмена данными через Интернет находится  в стадии разработки. В перспективе развития лежит также разработка информационных систем «ОУ» и «Кадры» как составных частей «Universal». Системы «ОУ» и «Кадры» обеспечат информационную поддержку экспертизы аттестации педагогических, руководящих кадров и образовательных учреждений.

 

ТЕСТ  КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ЧУРСИНА ИДА АРТУРОВНА

Средняя общеобразовательная школа №54 г. Томска

 

     В практической педагогике важное место  принадлежит проблеме контроля, учета  и оценки достижений учащихся в учебном процессе. Актуальность данной проблемы сохраняется в силу ее многогранности и сложности разрешения.

     Контроль  представляет собой реализацию принципа обратной связи, без него невозможно управление. В процессе контроля происходит постоянное сравнение заданной программы учебной деятельности с фактическим выполнением.

     Выделяются  следующие задачи контроля:

  1. установить готовность учащегося к восприятию и усвоению новых знаний;
  2. выявить трудности и ошибки, причины их возникновения;
  3. определить эффективность организации, методов, средств обучения;
  4. выявить степень правильности, объем, глубину знаний, умений учащихся.

     В современной педагогической практике контроль и оценивание достижений учащихся осуществляются несколько односторонне, т.е. достижения оцениваются только по конечному результату, а точнее по соответствию результатов деятельности учащегося по овладению определенной суммой знаний, умений и навыков учебной деятельности существующему стандарту. Собственно деятельность учащегося, его энергетические затраты, уровень его собственного развития, его усилия, характер его личностных приобретений остаются неоцененными.

     В связи с этим приобретает актуальность вопрос о целях самого процесса контроля и оценивания. Один из подходов к  решению этого вопроса, предлагаемый Томским областным институтом повышения квалификации работников образования, заслуживает внимания, и прежде всего, учителей-практиков. В качестве средства оценивания, позволяющего оценивать достижения учащихся с учетом как показателей роста, так и показателей динамики, по мнению специалистов института, (изучением проблем оценивания качества образования занимается кафедра мониторинга качества образования, аттестации, аккредитации) могут выступить элективные тесты (с выбором ответов). Определяя ведущую роль тесту в процессе оценивания результатов обучения и выявления динамики показателей уровня учебных достижений учащихся, они особое внимание уделяют качеству контрольно-измерительных материалов, определяющих показатели достижений учащихся. Создание теста предполагает работу в несколько этапов. В первую очередь – это отбор содержания и конструирование системы тестовых заданий. На этом этапе особо важную роль играет процедура целеполагания. Выделение целей различного уровня, ориентирующих на освоение учащимися содержания того или иного учебного материала, позволяет уточнить конкретные предметные области, разделы или темы, содержание которых надо усвоить. Определив цели и задачи проверки, необходимо разработать структуру и основное содержание теста. Определение содержания может быть проведено через составление спецификации теста. Основную часть спецификации теста представляет собой содержательно-деятельностная матрица.

     Рассмотрим  такую матрицу на примере теста  для 5-го класса. Целью контроля является выявление уровня освоения программного материала за I полугодие.

      Распределение заданий по темам и уровням сложности.

№п.п. Темы  курса Число заданий  в варианте % соотношения  к общему кол-ву заданий Распределение заданий по частям и уровням сложности.
1 2 3
1. Натуральные числа и шкалы. 8 33,3% 3 3 2
2. Сложение и  вычитание натуральных чисел. 6 25% 3 2 1
3. Умножение и  деление натуральных чисел. 6 25% 1 2 3
4. Площади. 4 16,7% 1 1 2
 

     Как видно из приведенной таблицы, при  составлении спецификации теста  выясняются не только структура и содержание проверки, но и процентное соотношение различных вопросов в тесте. Причем вес каждой темы в тесте определяется важностью данной темы и количеством времени, отведенном на ее изучение. Такой подход дает возможность оценить, все ли основные вопросы программы включены в тест и в каком количестве они представлены. Естественно, что невозможно охватить в одном тесте весь спектр учебных достижений школьников, но желательно чтобы банк заданий отражал основное содержание проверяемого материала на разных уровнях трудности.

     В горизонтальных строках матрицы  определяются учебные темы, разделы  учебных тем. В вертикальных столбцах – уровни овладения учебным материалом.

     Таблица спецификации теста также может  быть использована как основа для  анализа и представления результатов тестирования.

    Распределение заданий по темам и их учебным  элементам.

Темы курса Часть теста (уровень  сложности) Учебные элементы тем.
 
 
1
 
Натуральные числа и шкалы.
1 Запись натурального числа.
Сравнение натуральных чисел.
Расположение  точек на координатной прямой.
2 Нахождение  длины части отрезка.
Выражение одной меры длины через другую.
Расположение  чисел в порядке возрастания (убывания)
3 Запись в  виде двойного неравенства.
Расстояние  между точками на координатной прямой.
 
 
2
 
Сложение  и вычитание натуральных чисел.
1 Выполнение  сложения натуральных чисел.
Выполнение  вычитания натуральных чисел.
Составление буквенного выражения.
2 Упрощение выражения.
Нахождение  значения выражения.
3 Решение уравнения.
 
 
3
 
Умножение и деление натуральных чисел.
1 Выполнение  умножения натуральных чисел.
2 Выполнение  деления натуральных чисел.
Упрощение выражения.
3 Решение уравнения.
Решение текстовой задачи.
Решение задачи с помощью уравнения.
4 Площади. 1 Площадь прямоугольника.
2 Выражение переменной из формулы.
3 Определение одной  из сторон прямоугольника.
Определение периметра прямоугольника.

Вторым  этапом в процессе создания теста  становится разработка и или выборка тестовых заданий из банка заданий. Задания, отобранные в тест, имеют следующую структуру:

    1. инструкция;
    2. текст задания (вопроса);
    3. варианты ответа;
    4. правильный ответ

     Инструкция  содержит указания на то, что учащийся должен сделать, каким образом выполнить задание.

     Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания. Варианты ответа предполагают выбор  из числа предложенных ответа верного. Правильный ответ – обязательный атрибут любого тестового задания  – без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно оценено с учетом авторского замысла. Основное требование к тестовым заданиям: тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.

     Каждый  тест включает в себя задания определенного  уровня сложности. Первый уровень – действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания (1 балл). Второй уровень – действия по применению знаний в знакомой ситуации, выполнение действий с четко обозначенными правилами (2 балла). Третий уровень -  применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (3 балла)

     В качестве примера приведем один из возможных вариантов тестовых заданий, подобранных в тест по математике 5-го класса.

ЧАСТЬ 1.

В каждом задании найдите  верный ответ из числа предложенных.

  1. Запишите цифрами число:    шесть миллионов пять тысяч тридцать пять.

    А.  650 035;                         Б.  600 535;                                В.  6 005 035.

  1. Сравните числа  701 005 и  700 995.

      А.  701 005 > 700 995;          Б. 701 005 = 700 995;         В. 701 005 < 700 995;

  1. Определите координаты точек  А и С.                                                                                      
 

    А.   А(4)  и  С(8);               Б.   А(2)  и   С(4);                 В.   А(2)    и С(3).

  1. Выполните сложение:  4708 + 50122.

Информация о работе Влияние оценивание результатов учебной деятельности на личность ученика