Влияние образа родительской семьи на систему взаимоотношений в браке

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния образа родительской семьи на специфику семейных отношений и удовлетворенность браком.
Объект исследования: образ родительской семьи.
Предмет исследования: влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений и удовлетворенность браком.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Образ семьи супругов как составляющая образа мира
Представление об «образе мира» в психологической науке………...7
Образ семьи в современной психологии………………………..…...11
Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке…………………………………………………………………...14
Понятие брака и его основные виды………………………………...21
Феномен удовлетворенности браком………………………………..26
Глава II. Результаты эмпирического исследования
2.1 Характеристика базы исследования…………………………………33
2.2 Характеристика процедуры и методов исследования……………...35
2.3 Изложение и анализ результатов исследования…………………….36
2.3.1 Исследование особенностей представлений образа семьи и ценностей в родительской и своей семье мужчин и женщин с разной формой брака……………………………………………………………...40
2.3.2 Исследование представлений об образе своей семьи мужчин и женщин с разной формой брака………………………………………….45
2.3.3 Исследование изменения удовлетворенности браком в супружеских парах………………………………………………………..48
Выводы по главе II………………………………………………………..50
Список использованной литературы……………………………………52

Работа содержит 1 файл

3 курс КР.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     Важным  и интересным, является тот факт, о котором упоминает некоторые исследователи, что удовлетворенность браком сама по себе является прежде всего феноменом межличностного восприятия. Используя схему изучения социальной перцепции, предложенную Г.М. Андреевой, можно говорить о том, что удовлетворенность браком представляет собой характеристику восприятия членами группы эффективности функционирования своей группы.

     Т.В. Зайцева обобщая ряд работ, выделяет четыре группы факторов, оказывающих  влияние на удовлетворенность супругов своими взаимоотношениями.

     Социальные факторы, действующие на уровне общества: урбанизация, миграция, индустриализация, эмансипация женщин, нестабильность социальных систем, снижение уровня материально-экономических условий жизни, падение социального престижа семьи, обострение межнациональных отношений.

     Социально-экономические, демографические факторы, действующие  на уровне семьи: образование, социальное положение, трудовая стабильность, наличие  собственного жилья, материальное благополучие, стаж супружеской жизни, наличие  детей, религиозность, комфортные бытовые условия, совместное или раздельное проживание родителей.

     Социально-психологические  факторы, действующие на уровне семьи: влияние восприятия супругами их родительских семей, общность взглядов, ценностей, интересов партнеров, ролевая адекватность супругов, совпадение репродуктивных установок, гармония сексуальных отношений, адекватное распределение семейных обязанностей, совпадение установок в воспитании детей; взаимоотношения с родителями и родственниками, совместное проведение досуга, оценка друзей супруга (ги), отношение к супружеской верности, уважительное отношение к личности супруга, психологическая поддержка, умение учитывать интересы друг друга.

     Факторы, связанные с личностными особенностями  партнеров: социальный опыт, воспитанность, самостоятельность, терпимость, личная ответственность за судьбу семьи, эмпатичность, внимательность, навыки конструктивного общения, уровень этнического самосознания, социальная активность, нравственная зрелость, подготовленность к браку, употребление алкоголя.

     Значительные  изменения в общественной и социально-экономической  жизни, характерные для нашего столетия, привели к тому, что проблемы семьи, судя по многочисленным работам и  выступлениям, стали чрезвычайно  значимыми для социологов, демографов, представителей различных сфер общественной жизни и науки. Проявления так называемого "кризиса семьи" во всех развитых странах мира стали заметны в самых разнообразных областях - снижение рождаемости, увеличение числа разводов, рост детской преступности, увеличение числа психических заболеваний и многое другое. Естественно, что эмансипация женщин, увеличение числа работающих женщин, рост благосостояния и уровня образования населения, вызвали серьезные изменения в области семейно-брачных отношений, которые, главным образом, выразились, в том, что основным узлом, скрепляющим семью, стали не законы, обычаи или экономическая необходимость, а характер взаимоотношений самих супругов, их удовлетворенность друг другом и своим браком. Говоря иначе: "… брачно-семейная жизнь стала приобретать более личностный характер. Снизилась роль внешних факторов в обеспечении устойчивости брака и соответственно возросло значение его "внутреннего содержания".

     Все это означает, что важным средством  стабилизации семьи сегодня является улучшение отношений супругов, повышения их удовлетворенности собственным браком.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Результаты эмпирического исследования

2.1 Характеристика базы  исследования

     Общую выборку в эмпирическом исследовании составили 30 семейных пар, в возрасте 18-34 лет. Среди них представители самых разных сфер деятельности от домохозяек, студентов до предпринимателей. Все семейные пары состоят в браке от года до трех лет. Выборка была условно разделена на три группы. К первой группе относятся пары, проживающие в «гражданском браке», ко второй группе - мужчины и женщины, состоящие в официальном браке, а к третьей группе соответственно пары, состоящие в официальном браке и имеющие детей.

     Табл.1 Выборка исследования

№пары Форма брач.

Отношений

Имя Возраст Стаж семейной жизни Осн. род д-ти
1 Гражданский Анастасия 21 2,8 студентка
    Брак Николай 28    банковский  служащий
2 Гражданский Екатерина 21 2,9 студентка
    Брак Кирилл 23    студент, экспедитор
3 Гражданский Алена 21 2,5 студентка
    Брак Илья 24    инженер-конструктор
4 Гражданский Дарья 24 1,5 менеджер офиса
    Брак Дмитрий 26    менеджер
5 Гражданский Екатерина 21 1 студентка, лаборант
    Брак Сергей 23    водитель
6 Гражданский Мария 21 3 студентка
    Брак Александр 24    инженер-строитель
7 Гражданский Екатерина 25 1,5 Няня
    Брак Михаил 29    дизайнер
8 Гражданский Лилия 22 2,2 секретарь
    Брак Станислав 24    бармен
9 Гражданский Ирина 26 1 Кассир
    Брак Дмитрий 27    банковский  служащий
10 Гражданский Ольга 23 1,2 студентка
    Брак Алексей 30    строитель
11 Официальный Диана 19 1,5 студентка
    Брак Владимир 25    дефектоскопист
12 Официальный Юлия 27 3 дизайнер
    Брак Егор 28   руководитель  отдела
13 Официальный Надежда 22 1,8 студентка
    Брак Роман 25    гос. служащий
14 Официальный Нина 26 1,5 муницип. служащий
    Брак Алексей 32    конструктор мебели
15 Официальный Ольга 27 2,6 программист
    Брак Дмитрий 29    программист
16 Официальный Светлана 22 1 студентка
    Брак Вячеслав 34    предприниматель
17 Официальный Мария 22 1,3 студентка
    Брак Степан 27    инженер
18 Официальный Мария 18 1 студентка
    Брак Алексей 25    предприниматель
19 Официальный Майя 20 1,5 студентка
    Брак Сергей 29    строитель
20 Официальный Елена 22 1 домохозяйка
    Брак, 1 реб-к Владислав 26    инженер-геолог
21 Официальный Светлана 27 1,6 продавец
    Брак, 2 детей Юрий 28    менеджер
22 Официальный Валентина 24 1 домохозяйка
    Брак, 1 реб-к Игорь 26    инженер газа
23 Официальный Елена 21 2,5 домохозяйка
    Брак, 1 реб-к Александр 24    торг. представитель
24 Официальный Карина 27 3 хореограф
    Брак, 2 детей Максим 27    гидролог
25 Официальный Ксения 23 2,4 кредит. Специалист
    Брак, 1 реб-к Василий 26    милиционер
26 Официальный Евгения 22 1 домохозяйка
    Брак, 1 реб-к Василий 26    программист
27 Официальный Лариса 24 2,5 домохозяйка
    Брак, 1 реб-к Петр 26    предприниматель
28 Официальный Анастасия 22 1,9 домохозяйка
    Брак, 1 реб-к Михаил 23    Геолог
29 Официальный Елена 24 3 продавец
    Брак, 1 реб-к Сергей 25    банковский  служащий
30 Официальный Евгения 27 2,4 домохозяйка
    Брак, 1 реб-к Константин 28    Артист
 
 
 

     2.2 Характеристика процедуры и методов исследования

     Для исследования образа родительской и  своей семьи, удовлетворенности  браком был использован блок диагностических  методик:

     1. Методика Шкала Семейного окружения (ШСО), адаптированная С.Ю. Куприяновым (1985). В ее основе лежит оригинальная методика Family Environment Scale (FES), предложенная К.Н. Мооз (1974). Шкала семейного окружения предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. Основное внимание ШСО уделяет измерению и описанию: А) отношений между членами семьи (показатели отношений), Б) направлениям личностного роста, которым в семье придается особое значение (показатели личностного роста), В) основной организационной структуре семьи (показатели, управляющие семейной системой). ШСО включает десять шкал, каждая из которых представлена девятью пунктами, имеющими отношение к характеристике семейного окружения. С помощью этой методики изучались представления мужчин и женщин об их образе родительской и своей семьи.

     2. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича (1978). Методика направлена  на изучение ценностно-мотивационной  сферы человека и основана  на прямом ранжировании списка  ценностей. М. Рокич различает  два класса ценностей:

     Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования  стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором  из 18 ценностей.

     Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

     Это деление соответствует традиционному  делению на ценности - цели и ценности-средства. С помощью этой методики изучались  представления мужчин и женщин о ценностно-мотивационной сфере родительской и своей семьи.

     3. Тест - опросник удовлетворенности  браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.  Тест предназначен для диагностики  степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком обоих супругов. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

     Обработка результатов проводилась с помощью  математико-статистических методов: сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену и дисперсионный анализ.

     Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась применением комплекса  валидизированных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, содержательным анализом полученных данных, выявленных на достаточно репрезентативной выборке испытуемых, использованием адекватных методов математической статистики для обработки данных. 

     2.3 Изложение и анализ результатов исследования

     Сравнительный анализ показателей методик "Шкала  Семейного окружения" С.Ю. Куприянова и "Ценностные ориентации" М. Рокича позволил выявить следующие достоверные  различия между первой и второй группой.

     Так для первой группы характерно существенное преобладание в образе родительской семьи такого показателя как организация (Р>0,05). Это означает, что в их родительской семье был важен порядок и организованность в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей, нежели для второй группы. Также в сравнении со второй группой в их образе родительской семьи преобладают такие ценности, как любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (Р>0,04), жизнерадостность (чувство юмора) (Р>0,00), самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) (Р>0,02). А в образе своей семьи мужчины и женщины уделяют особое значение такой ценности как ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (Р>0,01). Также существует преемственность в отношении показателя, как "твердая воля" (Р>0,00), т.е. и в родительской семье, и в своей семье придается значение умению настоять на своем, не отступать перед трудностями.

     Тогда как для второй группы характерно существенное преобладание в образе родительской семьи таких ценностей, как исполнительность (дисциплинированность) (Р>0,02), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) (Р>0,04). Также существует преемственность в отношении показателя, как "конфликт" (Р>0,02), т.е. и в родительской семье, и в своей семье придается значение открытому выражению гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений. Продолжая рассматривать образ своей семьи второй группой, можно сказать, что они уделяют большее значение такой ценности, как образованность (широта знаний, высокая общая культура) (Р>0,02), нежели первая группа.

     Далее были выявлены достоверные различия между респондентами второй и  третьей группы.

     Для второй группы характерно, что в  их образе родительской семьи преобладают  такие показатели, как независимость (Р>0,00) и организация (Р>0,00). Значимость такого показателя, как организация означает, что для их родительской семьи был важен порядок и организованность в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правили и обязанностей. Высокие баллы по показателю независимость говорят о том, что в родительской семье второй группы, поощряется самостоятельность в обдумывании проблем и решений. По результатам, полученным с помощью методики М. Рокича, в образе родительской семьи для второй группы более значима такая ценность, как красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (Р>0,00) нежели для третьей группы. А в представлениях о своей семье для второй группы характерно преобладание таких показателей, как интересная работа (Р>0,00), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) (Р>0,01); творчество (возможность творческой деятельности) (Р>0,01). Также существует преемственность в отношении показателей "твердая воля" (Р>0,00), "активная деятельная жизнь" (Р>0,00), т.е. и в родительской семье, и в своей семье вторая группа придает значение умению настоять на своем, не отступать перед трудностями; ощущению полноты и эмоциональной насыщенности жизни.

     Сравнительный анализ показал, что для третьей  группы характерно существенное преобладание в образе родительской семьи такой  ценности, как уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (Р>0,05), нежели для второй группы. А в образе своей семьи мужчины и женщины, третьей группы уделяют особое значение таким ценностям как наличие хороших и верных друзей (Р>0,00); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) (Р>0,00); воспитанность (хорошие манеры) (Р>0,00). Также существует преемственность в отношении таких показателей как: здоровье (физическое и психическое) (Р>0,00), аккуратность (чистоплотность) (Р>0,00), терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) (Р>0,01), т.е. и в родительской семье, и в своей семье третья группа придает значение этим ценностям.

     Перейдем  к результатам исследования, касаемо  достоверных различий между первой и третьей группой респондентов.

     Так для первой группы характерно существенное преобладание в образе их родительской семьи таких показателей, как "конфликт" (Р>0,03) и "независимость" (Р>0,00). Значимость такого показателя, как  конфликт означает, что они более  открыто, выражают гнев, агрессию и конфликтные взаимоотношения. Высокие баллы по показателю независимость говорят о том, что в семье поощряются самостоятельность в обдумывании проблем и решений. С помощью методики М. Рокича получены достоверные различия, которые свидетельствуют о том, что в образе родительской семьи для первой группы, более значимы такие ценности, как независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (Р>0,00); непримиримость к недостаткам в себе и других (Р>0,01); честность (правдивость, искренность) (Р>0,04), нежели для третьей группы. Продолжая сравнивать первую и третью группу, мы выяснили, что в представлениях о своей семье, первой в свою очередь характерно преобладание таких показателей, как интересная работа (Р>0,01), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) (Р>0,00); творчество (возможность творческой деятельности) (Р>0,00); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) (Р>0,04). Также существует преемственность в отношении показателя активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (Р>0,00), т.е. и в родительской семье, и в своей семье первая группа придает значение полноте и эмоциональной насыщенности жизни.

Информация о работе Влияние образа родительской семьи на систему взаимоотношений в браке