Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 06:55, курсовая работа
Цель исследования: изучение влияния образа родительской семьи на специфику семейных отношений и удовлетворенность браком.
Объект исследования: образ родительской семьи.
Предмет исследования: влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений и удовлетворенность браком.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Образ семьи супругов как составляющая образа мира
Представление об «образе мира» в психологической науке………...7
Образ семьи в современной психологии………………………..…...11
Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке…………………………………………………………………...14
Понятие брака и его основные виды………………………………...21
Феномен удовлетворенности браком………………………………..26
Глава II. Результаты эмпирического исследования
2.1 Характеристика базы исследования…………………………………33
2.2 Характеристика процедуры и методов исследования……………...35
2.3 Изложение и анализ результатов исследования…………………….36
2.3.1 Исследование особенностей представлений образа семьи и ценностей в родительской и своей семье мужчин и женщин с разной формой брака……………………………………………………………...40
2.3.2 Исследование представлений об образе своей семьи мужчин и женщин с разной формой брака………………………………………….45
2.3.3 Исследование изменения удовлетворенности браком в супружеских парах………………………………………………………..48
Выводы по главе II………………………………………………………..50
Список использованной литературы……………………………………52
2.
Целостный характер образа
3.
Многоуровневая структура
4.
Эмоционально-личностный смысл
5. Вторичность образа мира по отношению к внешнему миру. В аспекте генетическом первичным является непосредственный практический контакт субъекта с окружающей средой и другими людьми. Образ мира, безусловно, является вторичным по отношению к объективному внешнему миру, субъективным отражением которого он является.
С.Д. Смирнов продолжил в своих работах рассмотрение категории «образ мира», отмечая возможность распространения этого понятия и на область рационального познания - мышления. Прежде всего, им была предпринята попытка анализа применения данного понятия в других психологических школах. В частности он отмечает, что понятие «образ мира» широко используется психологами когнитивистской ориентации, часто употребляющими такие выражения, как картина мира, представление о себе и вселенной, модель универсума. Но при этом образ, картина мира понимается как некоторая совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к ней. Сторонникам этого подхода не удалось преодолеть стимульно-реактивной модели человека, они идут по пути все большего усложнения этой модели, помещая между S (стимулом) и R (реакцией) более и более сложные промежуточные переменные. Именно в качестве такого среднего звена в схеме S-O-R рассматриваются и все варианты познавательных образований, включая образ, картину мира.
Таким
образом, анализируя выше приведенные
данные, можно утверждать, что категория
«образ мира» является многоуровневой
системой, он многомерен, избирателен,
и включает все, что значимо для человека.
Предполагается, что «образ семьи» выступает
элементом «образа мира» и напрямую зависит
от того, как он сформирован.
1.2 Образ семьи в современной психологии
Проблема семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.
Семья как живой организм, постоянно обменивается информацией и энергией с окружающей средой и представляет собой открытую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом, и с внешними институтами (образовательные учреждения, производство, церковь и др.) Силы извне и изнутри оказывают на нее как положительное, так и отрицательное влияние. В свою очередь, семья воздействует аналогичным образом на другие системы.
Таким образом, семейная система работает под воздействием законов гомеостаза и развития, имеет свою структуру (структуру семейных ролей, семейных подсистем, внешних и внутренних границ между ними) и параметры (семейные правила, стереотипы взаимодействия, семейные мифы, семейные истории, семейные стабилизаторы).
Представление членов семьи о своей семье насыщены видными истинами - семейными постулатами. Семейные постулаты Э.Г. Эйдемиллер определяет как суждения членов семьи о своей семье (то есть о себе и о других членах семьи, об отдельных сценах в жизни семьи и о семье в целом), которые представляются им очевидными и которыми они руководствуются (осознанные или неосознаваемые) в своем поведении.
Также внутренний образ семьи включает представление индивида о себе самом, своих потребностях, возможностях, о других членах семьи, с которыми индивида связывают семенные отношения, и о характере этих отношений.
Общее развитие внутреннего образа семьи о себе происходит на протяжении всего жизненного цикла многих семейных поколений: когда человек учится осознавать происходящее в семье, понимать взаимосвязь различных сторон ее жизни, взаимоотношения, чувства всех ее членов. Это происходит за счет: а) социализации (ребенок учится этому у родителей в ходе повседневного общения и переносит полученные навыки в семью, которую создает сам); б) благодаря культуре и средствам массовой информации; в) благодаря межличностному общению.
Таким образом, представление индивида о жизни его семьи - это самостоятельный, сложный механизм, который необходим для успешного функционирования семьи. Т.М. Мишина в 1983 году ввела понятие «образ семьи», или образ "мы" как феномен семейного самосознания, под которым имела в виду целостное, интегрированное образование. «Одной из наиболее важных функций семейного самосознания является целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов. Адекватный образ «м» определяет стиль жизни семьи, в частности супружеские отношения, характер и правила индивидуального и группового поведения. Неадекватный образ «мы» - это согласованные селективные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, создающие для каждого члена семьи и семьи в целом, наблюдаемый публичный образ - семейный миф. Цель такого мифа - закамуфлировать те неудовлетворенные потребности, конфликты, которые имеются у членов семьи, и согласовать некие идеализированные представления друг о друге. Для гармоничных семей характерен согласованный образ «мы», для дисфункциональных – «семейный миф».
Синонимами образа семьи являются понятия «семейный миф», «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые экспектации», «согласованная защита», «образ мы», «наивная семейная психология» и др. (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.).
Под семейным мифом многие авторы понимают определенное неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи, функция которого состоит в том, чтобы препятствовать осознанию отвергаемых образов (представлений) о семье в целом и о каждом ее члене.
В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни формируется в родительской семье стихийно - или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому. Причем во многих случаях эти представления восполняют то, чего не хватало в родительском доме, то есть носят своеобразный компенсаторный характер.
Для менталитета россиян характерна жертвенность жизненных целей в пользу притязаний своих детей: дети должны быть образованнее и жить лучше, чем родители. Завышенные родительские притязания непосредственно сказываются на детях, у которых тоже возникают завышенные устремления, а реальные возможности для их реализации резко сокращаются.
В результате целого ряда причин у современных подростков складывается деформированный, искаженный образ семьи.
Н.И. Шевандрин выделяет следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения:
1.
аморальное поведение
2. неполный состав семьи;
3.
недостаточный уровень знаний
и навыков родителей по
4. негативность отношений между родителями;
5.
конфликтность отношений в
6.
вмешательство со стороны
Итак,
в настоящее время можно
1.
образ семьи - это социально-психологический
феномен (целостное,
2.
одной из наиболее важных
3.
образ семьи определяется
4.
образ семьи обычно
1.3 Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке
В семье закладывается модель внутрисемейных отношений, приобретаются навыки общения с разными людьми - по возрасту, интересам, личностным особенностям. Формируются социально-адаптивные навыки и умения разного уровня и направленности.
Чаще всего в литературе рассматривается влияние родителей на психическое развитие ребенка. Существует целый ряд теоретических подходов о понимании роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. К ним относятся: психоаналитическая модель (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ф. Дольто, К. Бютнер, Д.В. Винникот, Э. Берн), бихевиористская модель (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Р. Сире, А. Бандура), гуманистическая модель (А. Адлер, Р. Дрейкурс, Д. Нельсен, К. Роджерс, Л. Лотт, Т. Гордон). В психоаналитических и бихевиористских моделях ребенок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. Гуманистическая модель подразумевает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Однако вопросы влияния родительской семьи остаются практически не изученными.
Особое место в процессе формирования позитивных брачно-семейных установок занимает период детства, который связан с родительской семьей. В это время формируется представление о семье, закладываются черты личности будущего семьянина. Социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи.
Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родитель-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи».
Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения), что представляется важным для становления положительного образа семьи.
И.В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни молодежь перенимает от старшего поколения «немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни».
Н. Пезешкиан, основоположник позитивной психотерапии, уверен в важности психологического «наследия» человека и небезразличности происхождения как фактора идентичности. Он использует понятие «семейные концепции», которые определяют правила отношений к людям и вещам: от одного поколения к другому передаются не столько материальные блага, сколько стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Концепции берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению детей. Примеры семейных концепций: «Что скажут люди», или «Аккуратность - половина жизни», «Ничего не дается легко», «Верность до смерти», «Достижения, честность, бережливость» и т.п. Частично они осознаются и формулируются носителем в сжатой форме в виде любимых поговорок, наказов детям, комментариев к ситуациям: «Будь верным и честным, но покажи, на что ты способен» или «у нас все должно быть, как в лучших домах». Большей же частью они остаются неосознанными, воздействуют не явно.
Так, Ф. Ле Плэ считает, что если ребенок продолжает жить со своими родителями после своего вступления в брак, то формируется вертикальная связь в расширенной домашней группе. Образуется авторитарная модель семейных отношений. Если, напротив, он покидает родительский дом по выходе из подросткового возраста, заводит свое хозяйство для собственного брачного союза, тогда вступает в действие либеральная модель, утверждающая независимость индивида. Для либеральной модели не является ценностью непрерывность семейной группы, ее продолжение.
Информация о работе Влияние образа родительской семьи на систему взаимоотношений в браке