Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:17, курсовая работа
В обществе наряду с традиционными формами социально – культурной жизни сложилась и развивается разветвлённая молодёжная субкультура, носителями которой являются многочисленные подростковые объединения, различающиеся социальной направленностью, характером групповых ценностей и особенностями проведения досуга.
Термин «субкультура», однако, и пресса, и социологи какое – то время старались избегать, ибо было непонятно, откуда у нашей молодёжи, выросшей в обществе, которое долгие годы стремилось к достижению полной социальной однородности, может взяться какой – то собственный взгляд жизни, основанный на специфических ценностях, зачастую весьма отличных от приоритетов «взрослого мира»?
Введение…………………………………………………………………...... 3
Глава 1. Молодёжная субкультура как социально – психологический феномен……………………………………………………………………….. 7
1.1.История возникновения молодёжных субкультур…………………….... 7
1.2.Классификация молодёжных субкультур………………………………... 11
Глава 2. Функционирование субкультур в молодёжной среде……….. 21
2.1.Изучение влияния молодёжных субкультур на социализацию подростка.............................................................................................................. 21
2.2.Деструктивное воздействие молодёжных субкультур на подростков……………………………………………………………………… 25
Заключение...................................................................................................... 31
Список использованной литературы………………………………. 33
Пинский колледж
УО
«Брестский государственный
Курсовая работа по теории и методике
социально – педагогической деятельности
«Изучение особенностей молодёжной
субкультуры и её роли
в социализации
подростка».
Работу выполнила:
Пинск, 2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Молодёжная
субкультура как социально
– психологический
феномен……………………………………………………………
1.1.История возникновения
молодёжных субкультур…………………….
1.2.Классификация
молодёжных субкультур………………………
Глава 2. Функционирование субкультур в молодёжной среде……….. 21
2.1.Изучение влияния
молодёжных субкультур на
2.2.Деструктивное
воздействие молодёжных субкультур на
подростков……………………………………………………
Заключение....................
Список
использованной литературы……………………………….
33
Введение
Каждое поколение имеет право в награду за
В обществе наряду с традиционными формами социально – культурной жизни сложилась и развивается разветвлённая молодёжная субкультура, носителями которой являются многочисленные подростковые объединения, различающиеся социальной направленностью, характером групповых ценностей и особенностями проведения досуга.
Термин «субкультура», однако, и пресса, и социологи какое – то время старались избегать, ибо было непонятно, откуда у нашей молодёжи, выросшей в обществе, которое долгие годы стремилось к достижению полной социальной однородности, может взяться какой – то собственный взгляд жизни, основанный на специфических ценностях, зачастую весьма отличных от приоритетов «взрослого мира»?
Общественное мнение на, сей счёт, изменилось. Одни представляют любые непривычные формы поведения молодёжи социальным «отклонением», подражанием Западу, «бездельем», а потому подлежащим искоренению. Другие полагают, что наша молодёжь пытается – пусть несколько экзотическим способом – как-то выразить себя, своё мироощущение и что–то сказать о себе обществу. [1, с.48 - 49]
Проблема молодёжи, и в частности, молодёжной субкультуры сегодня носит глобальный характер и порождена, в первую очередь, кризисом всех
существующих моделей социализации: в 60 – е годы этот кризис впервые выплеснулся на парижские мостовые (студенческая революция 1968 года), затем ещё в более резких формах обнажился в развивающихся странах, а в конце 70-х «лавина» настигла и нас. Но нельзя забывать и о национальной специфике: на Западе, хоть и присутствуют все те элементы, которые у нас образуют самодеятельное движение, но нет феномена «неформалитета». Породила наших неформалов, прежде всего командно – бюрократическая система, которая вытолкнула за свои пределы и объединила по принципу неприятия самые разношёрстные и взаимоисключающие элементы.
Мы почему–то с порога подозреваем, что поползновения молодёжи непременно антисоциальны. А они в большинстве случаев естественны, просты и полностью правомерны. Парню хочется в принципе того же, что и любому из нас: завести друга, компанию, которая обеспечивает общение и хотя бы минимальную защиту, найти девушку и, наконец, самоутвердиться – то есть, как бы узаконить в глазах окружающих сам факт своего пребывания на земле. А неформальное объединение – всего лишь способ достижения этих целей. Правда, формы их достижения бывают спорными… [11, с.75 - 77]
Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращённые естественные потребности подростков в модной одежде, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ, а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «формальные» сверстники, а такие же, как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы. [9, с.162]
Таким образом, в данной работе мы попытались раскрыть основные мотивы включения подростков в неформальные сообщества, изучив
классификации субкультур, механизмы их влияния на личность и поведение подростков, охарактеризовать влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростка.
Целью работы является изучение особенностей функционирования молодёжных субкультур, обозначение влияния факторов социализации на личность подростка.
Объект исследования: молодёжная субкультура как социально – психологический феномен.
Предмет исследования: факторы, способствующие социализации молодых людей, членов неформального объединения.
Гипотеза: распространение влияния неформальных молодёжных объединений и организаций, являющихся деструктивным фактором социализации личности подростка.
Задачи исследования:
1.Изучение
в отечественной и зарубежной
литературе проблем
2.Изучение
различных видов молодёжных
3.Выявление социально – психологических особенностей, указывающих влияние молодёжных субкультур на социализацию личности подростка.
Основными понятиями в курсовой работе выступили: «молодёжная субкультура», «социализация», «агенты социализации», «молодёжь».
Молодёжная субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. [16]
Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта, то есть социальных норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. [6]
Агенты социализации – люди, которые непосредственно осуществляют социализацию индивида. [21]
Молодёжь
– это спецефическая социально – демографическая
общественная группа, имеющая общие социально
– психологические особенности и ориентации,
обусловленные характером социальных
отношений на данном этапе развития общества.
Глава 1. Молодёжная субкультура как социально – психологический феномен.
1.1. История возникновения молодёжных субкультур.
В последние три – четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодёжные субкультуры. Связано это, как представляется, с тем обстоятельством, что молодёжные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодёжные субкультуры и молодёжная контркультура, по нашему мнению, выявили своё значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться как толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное. [19, с.42]
Молодёжная субкультура зародилась как самостоятельный феномен в конце 40-х годов, но своё победное шествие на Западе ведёт со студенческой революции 1968 года, лозунгом которой была борьба за права молодёжи. На её гребне оказались некоторые культурные феномены, в частности такой вид музыкального искусства, как рок – музыка, которые формировались и распространялись по преимуществу в молодёжной среде.
Естественно, что каждое поколение стремится заявить о себе, выделиться из ряда предшественников и последователей, находя себе название, выражающее его (поколения) суть. В XX веке это стремление приобрело характер эпидемии.
Битники
занимают в этом ряду особое положение.
Ален Гинеберг – один из идеологов движения,
выразивший в своём творчестве всю силу
его нонконформизма, так объяснял «разбитость»
своего поколения: «Поколение битников
существует благодаря невиданным и противоречивым
изломам
души. Всё бесконечно, безгранично; вечность – собака, сидящая у ног… Ничто не означает ничего… Человек не существует, он – Божье создание, бессмысленное создание в этом круговороте бессмысленностей». [18, с.187]
Во второй половине XX века на развитие молодёжной субкультуры оказал огромное влияние удивительный сплав дзен – буддизма, христианства и экзистенциализма, идей А.Камю и поэтики У.Уитмена. Появление ансамбля «The Beatles», достаточно определённо связанного с «битниками» и положившего начало рок – культуре, знаменовало приход нового поколения, новой культуры.
На волне рок – культуры, сексуальной и психоделической «революций» сформировалась особая молодёжная субкультура, ставшая своеобразным протестом против бессмысленности существования и жестокости мира с его войнами и насилием – движение хиппи, породившее свою культуру и мораль для целого поколения молодых людей 60-70 – х годов. Хиппи были первым массовым молодёжным движением, поставившим под сомнение господствовавшие ценности протестантской этики: они отказались от идеи Труда и Работы как Божественного Завета. Вслед за Э.Фроммом главными моральными ценностями они провозгласили индивидуальную Свободу и Любовь во всех её проявлениях: как истинный способ взаимопонимания, как силу, дающую человеку возможность обретения собственного «Я», как единственное спасение в этом ужасном мире.
Информация о работе Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков