Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль имитационно- подражательных упражнений и выявить условия влияния имитационно- подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе анализа психолого - педагогической литературы раскрыть особенности развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………5
1.1 Характеристика основных видов движений …………………………………...5
1.2 Особенности развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………11
1.3 Влияние имитационно-подражательных упражнений на процесс развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста ………….15
Выводы по теоретической части исследования………………………………20
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме использования имитационно-подражательных упражнений в процессе формирования основных движений у детей среднегоо дошкольного возраста …………………………….21
2.1 Выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………..21
Выводы по эмпирической части исследования…………………………........29
Заключение………………………………………………………………….......30
Список литературы…………………………………………………………......32

Работа содержит 1 файл

КР Гайфутдинова Алена 32 ДО.doc

— 260.98 Кб (Скачать)


 




 


 

Министерство образования Омской области

бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«Омский педагогический колледж № 4»

 

 

 

 

 

 

 

Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста

 

выпускная квалификационная работа

 

 

 

Гайфутдинова Алена Викторовна

Специальность  050144-

 

Дошкольное образование

 

                                                                             Курс IV, группа 42 ДО

  Форма обучения: очная

 

  Научный руководитель:

 Сизова Марина Александровна

Омск - 2010

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3                                                                                                         

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………5                              

1.1  Характеристика основных видов движений …………………………………...5                                                       

1.2  Особенности развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………11

1.3 Влияние имитационно-подражательных упражнений на процесс развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста ………….15

      Выводы по теоретической части исследования………………………………20     

Глава 2.  Эмпирическое исследование по проблеме использования имитационно-подражательных упражнений в процессе формирования основных движений у детей среднегоо дошкольного возраста …………………………….21

2.1 Выявление наличного уровня сформированности основных движений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………..21

      Выводы по эмпирической части исследования…………………………........29

      Заключение………………………………………………………………….......30

      Список литературы…………………………………………………………......32

     

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Формирование двигательных умений и навыков - одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные  виды движений.     

Основными движениями человека принято считать, движения которыми он пользуется в повседневной жизни - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнение в равновесии. Достаточный уровень сформированности основных видов движений обеспечивает возможность полноценно осваивать игровые и трудовые действия, облегчает формирование навыков самообслуживания.

А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаева дали следующее определение основным видам движения: «Основные движения - это жизненно необходимое для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности; ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия».

Физические упражнения - специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды, жизни человека. Этим вопросом занималась такие ученые как П.Ф. Лесгафт, Д.В. Хухлаева, Э.Я. Степаненкова.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используется

такой методический прием, как имитация.

Имитация - подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

Противоречие исследования состоит в необходимости использования имитационно-подражательных упражнений в развитии основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста и недостаточном применении их на практике.

Проблема исследования: каково влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Влияние имитационно-подражательных упражнений как средство развития на процесс основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить роль имитационно- подражательных упражнений и выявить условия влияния имитационно- подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование имитационно-подражательных упражнений будет влиять на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.  На основе анализа психолого - педагогической  литературы раскрыть особенности развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.

3. Выявить наличный уровень развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.

4.  Подобрать и апробировать серию имитационно- подражательных упражнений для развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.

5.  Развитие основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста  посредством имитационно- подражательных упражнений.

6. Определить эффективность использования имитационно- подражательных упражнений в процессе развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста

 

         1.1 Характеристика основных видов движений

 

К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Они называются основными потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения. Эти движения в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба, бег) являются способами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канавку); третьи применяются для решения задач физического воспитания.

Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствую развитию физических качеств. Основные движения, проводимые под музыку и выполняемые совместно группой детей, вызывают положительные эмоции, способствуют развитию ритма, воспитанию согласованных действий в коллективе.

А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаева дали следующее определение основным видам движения: «Основные движения - это жизненно необходимое для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности; ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия» [7; С.106].

Основные движения имеют динамичный характер. Они вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровлению ребенка.

Основные движения находятся в зависимости от нервной системы, в свою очередь благотворно влияют на совершенствование её функций, содействуют развитию подвижности нервных процессов и выработке  тормозных реакций.

Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с  воспитанием психических процессов:  познавательных - внимания, восприятия, представлений, воображения, мышления; волевых - собранности внимания, целенаправленных осознанности ребенком действий, умение согласовывать свои действия в коллективе, дружно выполнять общие для всех задачи; эмоциональных - повышения общего жизненного тонуса, воспитания чувств, интереса и определенного отношения к своей деятельности.

Основные движения содействуют воспитанию у ребенка различных ориентировок: в пространстве - ориентировка направлений движения, удаленности и местоположения предмета, пространственных отношений между предметами, развитие глазомерных оценок; во времени - длительность выполнения упражнений и последовательных  отдельных фаз, выполнение движений в заданном или индивидуальном темпе; ориентировки при движении в коллективе - нахождение своего места при построении и построении всей группы, среди детей при движении врассыпную. Всё это способствует выполнению умений учитывать окружающие условия и в соответствии с этим целенаправленно действовать.

Основные движения делятся на циклические (быстрее усваиваются и автоматизируются, это объясняется регулярным повторением циклов) и ациклические (не имеют повторных циклов, например,  метание, прыжки). Каждое такое движение заключает в себя определенную последовательность двигательных фаз, имеет определенный ритм выполнения. [10; C98] 

Ходьба - относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов левой и правой ногой.

Последовательность движений: вынос вперед левой ноги (в это время правая остается на полу), постановка левой на пол; опора обеими ногами; вынос вперед правой ноги, левая опирается на пол; постановка на пол правой, опора обеими ногами.  Затем начинается новый цикл в той же последовательности.

Навыки правильной ходьбы надо начинать формировать с самого раннего возраста. Если этого не сделать, то ошибки могут закрепиться и изменить их у дошкольников, а затем более у взрослых будет чрезвычайно трудно [1; С.79].

Обычная ходьба выполняется в среднем темпе, поэтому не дает большой физической нагрузки.

Ходьба на носках укрепляет мышцы и связки стопы, предупреждает развитие плоскостопия.

Ходьба на пятках укрепляет мышцы спины и стопы.

Ходьба на наружных сторонах стоп укрепляет мышцы стопы.

Ходьба с высоким подниманием колена (бедра) укрепляет мышцы спины, живота, ног и стопы, связки, суставы.

Ходьба в полуприсяде укрепляет мышцы таза, ног, стопы [1; С.82].

Бег - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных движений.

Все двигательные действия в беге обусловлены, прежде всего, активным взаимодействием стопы с опорой. Поэтому, раскрывая качественные показатели бега, необходимо учитывать особенности строения и функций стопы.

Качество бега совершенствуется при выполнении разнообразных видов бега: бег на носках, бег с высоким подниманием бедра, бег с различными заданиями, выполняемые по сигналу, бег между предметами и др. Различные виды бега воспитывают ловкость, быстроту реакции на изменение обстановки [2; С.164].

Прыжки - ациклическое скоростно-силовое движение.

Техника прыжка состоит из следующих элементов: и.п., замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждый предшествующий элемент подготавливает и обуславливает последующий. И.п. помогает правильно выполнить размах и разбег. Замах и  разбег создает наиболее благоприятные условия для толчка.

Толчок создает необходимую для полета начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега - одной, более сильной ногой.

Основная задача при приземлении погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.

Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности. Начинают обучение с самых простых видов прыжков - подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к более сложным - прыжкам в длину и высоту с места, а завершают прыжками в длину и высоту с разбега [2; С.100].

Физиологическое воздействие прыжков на организм ребенка весьма значительно, поэтому при проведении упражнений с детьми необходимо соблюдать дозировку, применять подводящие к прыжкам упражнения и внимательно следить за состоянием всех детей [1; С.175].

Метание - ациклическое скоростно-силовое упражнение. В детском саду начинают обучение с подготовительных упражнений. Ребенка учат бросать в руки предмет и удерживать его двумя руками (и одной рукой). Так постепенно у него укрепляются мышцы, формируется умение бросать предметы рукой.

Информация о работе Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста