Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:18, реферат
Важная роль в решении данной проблемы принадлежит организации качественной профессиональной подготовки педагогического персонала воспитательных учреждений для данной категории детей. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия И.Г. Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность.
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Жизнь и деятельность И. Г. Песталоцци (1746-1827)………………………….4
2. Педагогическая концепция………………………………………………………7
3. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци………………………...10
4. Сущность и основные положения элементарного образования
И.Г. Песталоцци…………………………………………………………………....11
4. 1. Физическое и трудовое воспитание…………………………………………15
4. 2. Нравственное воспитание…………………………………………………...16
4. 3. Умственное образование……………………………………………………..17
4. 4. Создание частных методик начального обучения………………………….20
5. Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци……………………..22
6. Заключение ……………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………...27
Для обучения измерению Песталоцци предлагал брать сначала прямую линию, а затем угол, квадрат, деление его на части (половина, четверть и т.д.). Воспитатель должен показывать детям и называть различные геометрические фигуры. Они наблюдают их, усваивают их свойства и названия, учатся их измерять.
Результаты измерений ребенок должен зарисовать. Эти упражнения являются основой для обучения его письму.
Возражая против традиционной методики обучения арифметике, основанной на заучивании наизусть правил, Песталоцци предложил свой метод изучения чисел начиная с элемента каждого целого числа — единицы. На основе наглядных представлений, сочетания и разъединения единиц он дает детям совершенно ясное понимание свойств и соотношений чисел. Многие арифметические понятия должны уясняться во время игр. От изучения единиц дети переходят затем к десяткам.
Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношения частей и целого.
На основе этой идеи последователями Песталоцци был введен в школьную практику так называемый арифметический ящик, используемый в некоторых школах и в настоящее время.
Песталоцци
дал ряд указаний по преподаванию
географии. Он ведет здесь своих
учеников от близкого к далекому, от
наблюдений окружающей местности в
натуре к более сложным
Песталоцци
считал полезным соединение родиноведения
с начатками естествознания. Он рекомендовал
лепить рельефы местности из глины,
а уже затем переходить к карте.
5. Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком буржуазно-демократической педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе.
Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу — гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в XIX веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни.
Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников.
Но идея развивающего школьного обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г. Песталоцци считал необходимым расширить содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Обучение арифметике должно строиться на основе наглядности и развития активности и сознательности детей.
Посвятив всю свою жизнь педагогике, живя зачастую впроголодь и отдавая последние скудные средства на основание воспитательно-образовательных учреждений, И.Г. Песталоцци свято верил и творил, следуя выдвинутой им идее: сущность подлинного воспитания, единого для всех людей — в воспитании истинной человечности.
Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци в том, что он заложил научные основы методики начального обучения. Его теория элементарного образования и созданные им учебники первоначального обучения на долгие годы стали образцом и исходным пунктом для творчества педагогов других поколений. На первое место Песталоцци ставил изучение родного языка, затем — развитие устной речи и на этой основе обучение чтению. Разработанные им приемы и упражнения для развития речи прочно вошли в практику начальной школы и соответствующие методики.
Выдвинутые педагогом положения о развитии самодеятельности детей в учении и труде, о взаимообучении, о соединении обучения с производительным трудом навсегда вошли в арсенал демократической научной педагогики. Его требование строить отношения воспитателей и воспитанников на основе взаимной любви и доброжелательности стало центральной идеей гуманистической педагогики.
Песталоцци намного опередил свое время в познании законов воспитания и развития личности. Он первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни и провозгласил основной принцип — жизнь образует.
Несмотря
на то, что идеи развивающего школьного
образования и элементарного
обучения разработаны в педагогическом
наследии Песталоцци недостаточно полно,
особенно в части их психологического
обоснования, они составили плодотворную
основу для теоретических поисков педагогов
последующих поколений. Представленные
в творчестве И.Г. Песталоцци идеи педагогического
активизма положили начало тому перевороту
в дидактике, осуществление которого в
последующие десятилетия было связано
с именами А. Дистервега и К.Д. Ушинского.
Этот переворот в дидактике, по характеристике
П.Ф. Каптерева, был связан с пониманием
обучения как дела творчества самого учащегося,
усвоения знания как развития деятельности
изнутри, как акта самодеятельности и
саморазвития. "Это совершенно новая,
- утверждал он, - другая точка зрения по
сравнению с точкой зрения Коменского:
в дидактике совершается поворот от внешней
природы к природе человека" Великий русский педагог
К.Д. Ушинский справедливо называл И.Г.
Песталоцци первым народным учителем
и отцом новейшей педагогики.
Заключение
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществлял подготовку таких воспитателей. В современной России одной из насущных проблем является детская беспризорность и безнадзорность. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит организации качественной профессиональной подготовки педагогического персонала воспитательных учреждений для данной категории детей. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия И.Г. Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность.
Научный и практический интерес к изучению наследия И.Г. Песталоцци в Европейских странах не ослабевает на протяжении уже двух столетий. В современной Швейцарии осуществляет свою деятельность Институт исследований истории воспитания и образования – "Песталоццианум", который изучает педагогическое наследие И.Г. Песталоцци. "Песталоццианум" занимается подготовкой полного собрания сочинений и корреспонденции швейцарского педагога. На сегодняшний день оно насчитывает 43 тома (29 томов сочинений и 14 томов писем), и процесс его подготовки продолжается.
В то же время, как отмечает французский исследователь М. Сетар, несмотря на то, что имя И.Г. Песталоцци очень часто упоминается европейскими исследователями, "его работы читают очень редко, а его деятельность и наследие все еще чрезвычайно малоизвестны".
В России и Советском Союзе изучение наследия И.Г. Песталоцци также вызывало интерес, однако количество работ, посвященных жизни и деятельности швейцарского педагога, было не столь велико, как в Европе. В то же время в период с 40-х до начала 90-х годов XX века наследие И.Г. Песталоцци рассматривалось достаточно односторонне. Как отмечала В.А. Ротенберг, перед исследователями-марксистами стояла ответственная задача: опровергнуть концепции буржуазных ученых, восстановив "историческую правду о Песталоцци, оградив его наследие от ненаучной, тенденциозной трактовки, которая по существу сводится к его фальсификации". Следует констатировать практически полное отсутствие отечественных диссертационных исследований, направленных на изучение и анализ наследия И.Г. Песталоцци. По данным Н.И. Загузова, на сегодняшний день имеется лишь одна докторская диссертация В.А. Ротенберг "И.Г. Песталоцци, его деятельность и педагогическая теория" (1965 г), представленная в виде научного доклада об опубликованных работах. Кандидатских диссертаций не выявлено.
В
ряде отечественных и зарубежных
исследований И.Г. Песталоцци рассматривался
как идеолог организации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Влияние идей Г. Песталоцци на последующее развитие педагогической теории